Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Око за государственными закупками

Дата: 04 марта 2011 в 14:32 Категория: Новости политики

Как побороть коррупцию при проведении тендеров?

Председатель Ассоциации экономистов Казахстана Ораз Жандосов предлагает создать в республике омбудсмена в сфере госзакупок. По его мнению, в системе госзакупок существует множество пробелов и вопросов, связанных в первую очередь с деятельностью госорганов. С тем, что система госзакупок в стране далека от совершенства, согласны и депутаты. Но они считают, что прозрачности тендеров надо добиваться через законодательные изменения.

Омбудсмен не панацея, но может быть эффективен как один из инструментов борьбы с коррупцией в сфере госзакупок, считает г-н Жандосов. «Необходимо создать омбудсмена по госзакупкам по аналогии с уже созданным 25 февраля институтом банковского омбудсмена. Институт банковского омбудсмена позволит повысить качество финансовых услуг, привести их в соответствие с международными стандартами, создать целостную систему защиты прав потребителей финансовых услуг», – сказал он.

По словам г-на Жандосова, институт омбудсмена по госзакупкам позволил бы разрешать часть проблем в досудебном порядке, помогал бы предпринимателям создавать общественный резонанс для решения их проблем. «Возможным вариантом размещения такой организации может стать Центр электронной коммерции (ЦЭК; входит в состав нацхолдинга «Зерде», является техническим оператором системы электронных закупок). По итогам 2010 года 11% госзакупок пришлось на электронный формат. Здесь возможно не только размещение омбудсмена как офиса, но и его взаимодействие с ЦЭК», – отметил экономист.

По мнению г-на Жандосова, бюджет омбудсмена может быть смешанным, с использованием схемы государственно-частного партнерства: часть денег на функционирование института будут давать бизнес-ассоциации, часть средств – бюджет.

Глава Форума предпринимателей Казахстана Раимбек Баталов поддерживает данную инициативу. «Нарушения в сфере госзакупок на каждом шагу. Это коррупция, откаты, непрозрачность в принятии решений по итогам конкурсов. Я считаю, внедрение омбудсмена позволит сделать ценовые предложения и тендеры более транспарентными. Да, сегодня мы переходим на электронный формат. Но работа идет на перспективу, и еще многое нужно совершенствовать», – сказал он «&».

Мажилисмен, член комитета по экономическим реформам Асхат Бекенов согласен, что система госзакупок недостаточно прозрачна и требует определенных изменений. «В том же самом электронном формате госзакупок очень много недостатков. Нет полной доступной информации на государственном языке, информация о тендерах не появляется заблаговременно. Я согласен, что изменения нужны, но идея создания омбудcмена неоправданна. Я предлагаю решить вопросы прозрачности всего тендерного процесса на законодательном уровне», – заявил «&» депутат.

По мнению председателя правления ТОО «Центр электронной коммерции» Султана Ахметова, в создании омбудсмена есть как плюсы, так и минусы. «Среди плюсов – снижение уровня коррупции. Так как в институте омбудсмена будут представлены все заинтересованные стороны, включая общественные организации, то риски злоупотреблений будут минимальны. В числе минусов – дополнительные расходы и риск превращения омбудсмена в еще одно промежуточное звено, которое потенциально может быть замешано в вопросах теневого распределения госзаказов. Есть смысл вводить такой институт в сфере корпоративных закупок квазигосударственного сектора и национальных компаний. Хотелось бы отметить, что существующий способ электронных госзакупок уже обеспечивает транспарентность закупок и снижает степень вмешательства человеческого фактора», – сказал он «&».

Международный эксперт, и.о. руководителя проекта «Повышение конкурентоспособности системы госзакупок в Казахстане» (реализуется под эгидой Евросоюза) Эдвин Парупс в беседе с «&» воспринял идею создания омбудсмена скептически. «Создание омбудсмена необходимо только тогда, когда существующие органы не справляются со своими обязанностями, по сути это суд. Даже при неправильной работе госорганов сначала нужно провести анализ, а уже потом думать, надо вводить омбудсмена или нет», – считает он. В Евросоюзе практика иная, говорит г-н Парупс. К примеру, в Англии и Германии за госзакупками следят специально назначенные судебные инстанции, во Франции существует отдельный государственный контролер по госзакупкам.

Бауржан Шурманов

№7-04.03.2011


Вы можете прокомментировать эту статью.

По сообщению сайта Бизнес & Власть