Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Юрий Белановский: Зачем Бог поделил нас на мужчин и женщин

Дата: 04 марта 2011 в 20:12

Каждый год два праздника 8 марта и 23 февраля напоминают нам всем, что люди не просто разумные существа, а мужчины и женщины

Для присущей нашему времени некоей унификации жизни, унификации социальных ролей это напоминание очень важно и позитивно. Тайна пола, тайна мужского и женского миров требует того, чтобы к ней периодически обращались, чтобы люди задумывались о призвании каждого, о тех глубинных природных различиях мужчин и женщин, что объединяют их. Я думаю, что каждый слышал о том, что Библия начинается с рассказа о творении мира и человека. Но мало кто понимает, что Библия говорит еще и о человеке как мужчине и женщине. Библия по своему приоткрывает эту тайну и ее слово для многих людей значимо. Попробую, поделиться своим пониманием этой темы.

Как бы не относиться к библейскому тексту, важно знать, что для христиан именно он задает основы понимания человека, семьи и смысла жизни. При этом библейское повествование очень далеко от философского научно-популярного подхода, к которому мы привыкли в рассуждениях на серьезные темы. Первые книги Библии писалась за долго до рождества Христова. Тогда многие народы не имели ни развитой культуры, ни даже письменности. То было время, когда на земле царствовал миф. О мифе я как-то писал чуть более подробно. Насколько я понимаю, миф – это собранная в метафорах и образах, представленная в рассказах коллективная и безымянная традиция осмысления человеческой жизни. Миф отличается от философии и науки тем, что он в виде повествования дает целостную мировоззренческую картину. Миф снимает грань между миром реальным, физическим и миром целей и смыслов. Он может ничего не объяснять, но всегда являет в образах само мировоззрение. В древних мифах может не быть исторической правды, но в них есть правда педагогическая и религиозная.

В древности не существовало другого языка, кроме мифологического, другой культуры свидетельства о важных бытийных вопросах — тех, что сейчас именуются философскими или религиозными. Для Библии важно было донести до людей не терминологию и логику, а опыт общения человека и Личного и Живого Бога. Поэтому, библейское повествование в некоторых своих частях по стилю и языку очень близко к мифическому; главная задача этих частей помочь людям обрести правильное мировоззрение, приобщиться к опыту жизни и опыту богообщения прошлых поколений. Речь именно о правде педагогической и религиозной, а не событийно-исторической. Не имеет смысла рассуждать о библейских текстах в категориях, что мол человечество давно переросло их, мол сколько можно пропагандировать антинаучные сказки и.т. Известно, что опыт личных отношений трудно выразить как то иначе, чем повествовательно и поэтически, — именно так это сделано в Библии. Ни кому не приходит в голову упрекать в отсталости «Илиаду» или «Ромео и Джульетту» или «Капитанскую дочку». каждая из книг говорит об опыте, живом человеческом опыте. Библия в свою очередь говорит об опыте древнего израильского народа и опыте учеников христовых. Может быть в наше время кто-то выразил бы библейские истины лучше. Не знаю. Но в Библии все важное изложено достаточно ясно и очень практично.

Добавлю, что Библия — полемическая книга, одна из главных ее тем — свидетельство о монотеизме, свидетельство о Едином Живом Личном Боге, избирая которого человек теряет необходимость в какой бы то ни было религиозности, ибо Бог Библии как Отец для людей, Он Сам лицом к лицу вступает в общение с человеком.

Первая глава книги Бытие — говорит в общей смысловой последовательности о творении Богом мироздания, творении растительного и животного миров и о сотворении человека. При этом выделяется мысль, что мир создан для человека, это его дом. Люди призваны быть царями, управители мира, от их творческого участия, заботы, труда зависит порядок и гармония в мире. Именно человек отвечает за благополучие жизни. Вторая глава в подробностях говорит о появлении человека, как образа Божия; о том, что человек — это мужчина и женщина; о первых заповедях данных творцом. Из второй главы понятно, что Бог доверяет человеку и отдает дом-мир на его усмотрение, труд и заботу. Третья глава повествует о том, что принято называть грехопадением или, иными словами, об отпадении первых людей от Бога, о нарушении заповеди, о последствиях этого.

Для христиан библейские истины о человеке, о том, что люди — это мужчины и женщины, о семье и о рождении детей раскрыты только в одной перспективе — перспективе монотеизма, перспективе истинной веры. Библия очень ясно и однозначно убирает из понимания человека, из понимания мужского и женского начал, из понимания семьи всякий привкус язычества и неопределенности. Люди – свободные ответственные существа, они сами кузнецы своего счастья.

Приведу слова библии.

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.   И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душой живой. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.   И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. И поселил Господь Бог человека его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотью. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одной плотью. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.

Важным для христиан является утверждение, что не хорошо быть человеку одному. Бог в библейском свидетельстве говорит о себе как о множестве. Христиане издревна утверждают, что одна из тайн Божества в троичности Его Лиц. Единый Истинный Бог — Отец, Сын и Святой Дух, пребывающие в единстве природы, жизни и взаимообщения. Не будем вдаваться в богословские аспекты вопроса. Человек как образ Бога не может остаться вне тайны множественности. Более того апостол Иоанн богослов в одной из библейских книг именует Бога Любовью. Он так и говорит: Бог есть Любовь. Для христиан это очень важное свидетельство, благодаря которому можно объяснить, почему люди сразу появляются как множество, но множество не самозамкнутое, а призванное к увеличению в своих детях. Получается, что быть образом и подобием Бога значит быть свободной личностью способной к удивительному единению с лицом другого пола и с Творцом.

Библия как бы говорит, что Богу ведома радость и счастье общения многих в любви, понимании и заботе. Это полнота жизни. Нельзя обрести полноту в одиночестве. Кстати, эту же тему поднимает современная культура, на все лады обыгрывая идею бессмысленного бессмертия, от которого многие отказались ради любви к человеку. Для людей бессмертие тождественно одиночеству. Библия говорит, что Бог творит человека по Своему образу по Своему подобию, а значит творит как множество.

Слова Божьи о сотворении «помощника соответственного ему» в христианстве понимаются по разному. Наиболее глубокое понимание коренится в многозначности древнееврейского оригинала переведенного как «помощник». Речь не о техническом помощнике, типа стажера при мастере и тем более не о роботе (дроиде). речь о восполнении жизни, о том, что вместе обретается некая полнота. Жизнь мужчины (как, впрочем и женщины) с помощником соответственным ему становится гармоничной и полнокровной.

Очень важно, что Библия не говорит сразу о появлении женщины. Повествование продолжает рассказ о знакомстве человека с животным миром и наречением имен животным. Для нашей культуры имя почти ничего не значит, но для древних цивилизаций имя чуть ли не сакрально. Знать чье-то имя — то же самое что знать все об этом человеке, все его тайны, саму его суть. Я не знаю как к имени относились в реальности и в быту, но во всяком случае древняя мифология и сказки донесли до нас отголосок бережного сакрального отношения к имени. Вероятно, это традиционный прием, через который ясно показывается глубина отношений. К примеру, тема имени ярко звучит в японских мультфильмах, где очень наглядно и понятно показано, что подчинить человека значит, узнав его истинное имя, отнять его, дав новое. Освободить человека — снова вернуть ему имя.

Так вот, Библия говорит, что человек нарек имена животным и не нашлось среди них помощника соответственного ему. Оказывается Библия, обращаясь к древним людям, старалась донести до них, что они и мир животных различны в своей сути, по своей природе. Человек – царь над животным миром. Человек в библейском повествовании принципиально, качественно, тем, что он личность отличается от животных, а отнюдь не количественно, скажем не величиной головного мозга. До сих пор актуальна библейская полемика с язычеством, подчиняющим человека то звездам, то разным животным.

После того, как человек понял свою уникальность, свою особенность Бог творит женщину. Оставим в стороне разговор о ребрах. Важно, что женщина полностью одноприродна человеку, она – человек. Женщина — та кто может быть единой с мужчиной, кто восполняет его бытие. Тут нет опять же языческого противопоставления мужского и женского начал, нет преимущества одного пола над другим. Но нет в этом повествовании и равнозначности, поскольку есть взаимовосполнение. Я не говорю взаимодополнение, — и мужчины и женщины сами по себе вполне самодостаточны, — но вместе они могут восполнить друг друга, вывести жизнь на какой-то новый, более глубокий уровень.

Библия говорит, что у Адама не возникло сомнений в отношении женщины, он сразу сказал, что она жена. В оригинале на древне еврейском языке это звучит очень красиво: она «иша» (жена) ибо взята от «иш» (муж).

Отмечу, что в этой второй главе Библии не говорится об иерархии, сказано лишь о различии и взаимовосполнении. У каждого свое призвание.

Приведу слова Библии:

И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.

И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: Адам, где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал Бог: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.

Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.

Приведенный отрывок из книги Бытия говорит не о плодах райских деревьев и тем более не о их химическом составе. Это рассказ об отношениях. Люди Богу как дети, Он через заповедь воспитывает их, ограничивает их свободу ради сохранения и развития отношений. Мы знаем из опыта, что только ограничения, некие правила свободно принятые и соблюдаемые могут иметь серьезный воспитательный эффект. Если есть доверие и ради него соблюдение заповеди, значит отношениями дорожат не только на словах, но и на деле, значит готовы что-то сделать.

Ключевой вопрос этого отрывка — ради чего первые люди съели плод, ради чего они нарушили заповедь? Что хотели через это достичь? Ответ очевиден — они хотели стать богами наряду с Единым Истинным Богом. Стать богами то же, что и стать самими по себе на равных с Богом. Люди отказались от родительско-подчиненных отношений и решились на автономию, на самодостаточность существования. Через нарушение заповеди, через нежелание признать ошибочность этого шага в мир вошло зло и грех. Человек потерял адекватность в различении добра и зла, его внутренних сил не достаточно, чтобы победить зло. Первые люди становятся подобными ребенку вдруг отказавшемуся от семьи, от помощи, от поддержки, от родительского опыта и ушедшему жить на улицу.

Библия очень ярко образно показывает произошедшие изменения: «узнали они, что наги». Наготы стыдятся и боятся в присутствии чужого, в том, случае, если воспринимают наготу как уязвимость, как нечто глубоко личное и интимное. По моему, нельзя лучше показать и некую формальную близость и глубинную отчужденность первых людей от Бога и друг от друга. Это новое состояние, приводит  и к новым отношениям, когда единство может достигаться только трудом и охраняться иерархией в отношениях. Область ответственности женщины — семья и дети. К мужу ее влечение, он теперь ее опора и защита. Мужчине с тех пор предстоит отвоевывать у окружающего мира жизненное пространство и трудиться в поте лица. Потеряв царственное достоинство по отношению миру, он обрел некое подобие такового по отношению к своей семье.

Я думаю, что библейское повествование о первых людях достаточно точно говорит о реальном положении вещей и достаточно ясно с монотеистической точки зрения обзясняет существовние в мире человека — мужчины и женщины. Важно, что Библия говорит сначала о первичном достоинстве человека, о его призвании и только после этого говорит о том, что знакомая нам действительность — результат грехопадения. Человек стал удобопрелонным ко злу, но это не отрицает изначального призвания человека, а лишь делает поправку на грех, на жизненные ошибки и неудачи, на раздробленность, которые отные будут сопровождать человека до самой смерти. Для христиан такое свидетельство важно, ибо именно оно задает основы антропологии, и в конечном итоге основы христианской педагогики и  учения о браке.

Именно благодаря Библии христиане могут говорить, что цель и смысл семьи не прагматический, что он в союзе любящих друг друга людей. Семья — это союз мужчины и женщины любящих друг друга. Первые люди творятся как семейная пара ради них самих и ради их единения с Богом. И это понимание очень близко современной кульутре, уделяющей много внимания личным отношениям супругов, оттеняющей ту радость и счастье, что могут обрести любящие. Но в то же время для христиан эта цель сопряжена с постоянным трудом по преодолению взаимной автономии, по признанию и исправлению своих ошибок и грехов, по реализации своей особой роли и задачи в браке.

Семья для христиан это нечто, что надо созидать, оберегать, что требует глубокой и серьезной включенности. Роли и ответственности супругов разные. Мужчина — тот, кому от Бога дана обязанность защищать семью, обеспечивать ее, быть гарантом мира и стабильности. Но, — и тут женщины должны понимать, — это не данность, а задание, которое мужчина призван исполнить. Без помощи женщины ничего не выйдет. Женщина в свою очередь прежде всего жена, хранительница очага, мать и воспитательница детей. Но, опять же, это не природная особенность, которую надо проявить, а задание, над которым нужно трудиться и которое почти невозможно исполнить без помощи мужа.

По сообщению сайта Аргументы и Факты