Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Война план покажет

Дата: 05 марта 2011 в 09:04

Берик ЖАЛГАС, www.camonitor.com, 4 марта

Внеочередные президентские выборы в Казахстане, по идее, должны были стать толчком к перераспределению сил и ресурсов на рынке отечественных СМИ. Однако предвыборный расклад настолько очевиден, что общая картина, сложившаяся на информационном поле за последние несколько лет, особых изменений не претерпела. Единственное, что пока еще не бросается в глаза, но уже началось, – белый пиар на страницах отечественной прессы. В основном же все по-старому – войны ведут те же самые люди и теми же самыми методами.

Времена всегда одинаковые
Основные тренды информационных противостояний в Казахстане остались прежними. Глобальная война, которую ведет Мухтар Аблязов из-за границы, бесспорно, является главным из них. Это видно не только по публикациям на страницах подконтрольной ему прессы, но и по той контрпропаганде, которая ведется властью. Целый ряд СМИ, которые принято ассоциировать с именем беглого олигарха, после объявления досрочных президентских выборов, в принципе, не изменили методы подачи материалов, не переключили критику на выборы и продолжают действовать в прежнем режиме. По всей видимости, суть и смысл борьбы, которую ведет Аблязов, по большому счету не сильно зависят от политических процессов в стране.
Сегодня можно констатировать, что практически любое отечественное СМИ в той или иной степени является участником (либо прямым, либо косвенным) информационных войн в Казахстане. И практически любой критический материал о чиновнике, занимающем высокий (или не очень) государственный пост, воспринимается как очередной локальный конфликт элит. В настоящее время можно говорить даже о том, что одним из главных признаков популярности той или иной газеты является ее участие или неучастие в какой-либо войне. Более того, некоторые издания как раз-таки и создаются, финансируются для того, чтобы стать оружием в глобальном противостоянии. Другими словами, газета как оружие в «разборках элит» сейчас гораздо важнее, чем газета как носитель информации.
Таким образом, сейчас для Казахстана характерны два вида глобальных войн. Первый – это войны, которые ведутся «из-за бугра» беглыми олигархами и бывшими высокопоставленными чиновниками. Второй – это выяснение отношений между элитами. И здесь у неискушенного читателя могут зародиться сомнения относительно того, кто стоит за «сливом» одного и того же чиновника. Например, в аблязовской прессе появляется критический материал, условно говоря, про какого-либо акима, и тут же в газете не из холдинга Аблязова публикуется примерно такой же «слив». Со стороны все выглядит так, будто это звенья одной цепи. На самом же деле, сигналы поступают абсолютно из разных точек. И зачастую бойцы невидимого фронта, решая вопросы межэлитных разборок внутри страны, мастерски используют для заметания следов открытую борьбу, которую ведет Аблязов. И критические стрелы обвинений в информационной «подлости», как правило, летят «за бугор».
Многие помнят, что исход того же господина Храпунова и всего его семейства на ПМЖ в Швейцарию начался с небольших критических вбросов на страницы СМИ, которые затем трансформировались в откровенный «слив» с конкретными названиями, суммами и фамилиями. Одна из отечественных газет, помнится, публиковала списки имущества Храпуновых целыми полосами. Итог известен – Виктор Вячеславович явно не спешит возвращаться на Родину, и о нем, по всей видимости, еще не раз вспомнят компетентные органы.
Впрочем, существуют, помимо вышеназванных, еще несколько видов информационных войн, о которых знает любой среднестатистический редактор. Однако немногие из них могут позволить себе вести подобные атаки. Речь идет о классической «дойке» зарвавшихся акимов или других бессовестных чиновников. Суть ее заключается в следующем: газета публикует серию критических материалов, подкрепленных откровенным компроматом, а затем получает дивиденды за молчание. При этом, конечно, газета должна быть насколько популярной среди народа, настолько же и авторитетной в той среде, где знают все обо всем…

В сетях врагов
В последнее время особую роль в информационных войнах играют интернет-сайты. Несмотря на ужесточение законодательства, касающегося сетевых ресурсов, лазеек в нем по-прежнему остается множество. Тем более что создать сайт, вбросить через него какую-то информацию, а затем закрыть издание, сохранив при этом инкогнито, проще простого. К тому же сетевые СМИ не ограничены в площадях, что позволяет публиковать целые отчеты, что иногда с успехом и делается.
Технологически интернет-ресурс – идеальное оружие информационных войн. Мобильность, относительная простота размещения и при этом совершенно другой, в отличие от бумажной газеты, уровень ответственности сделали сетевые ресурсы одним из самых удобных способов сведения счетов с противниками. Однако при этом даже самые известные и популярные интернет-газеты не могут сравниться по влиянию с бумажными. Зачастую новые сайты создаются под конкретного человека или под конкретный информационный заказ. К примеру, сайт «Kaznet.us» посвящен одному только Мухтару Аблязову. Причем публикуются на нем не только оригинальные статьи, но и практически все материалы по данной тематике, которые вышли в других СМИ.
Впрочем, есть ресурсы, которые существуют сами по себе, но живут за счет определенных «заказов». При этом пиар может быть как черным (чаще), так и белым (гораздо реже). Нужно ли говорить, что, несмотря на отсутствие у владельцев таких сайтов официальных документов на владение ими, имена этих людей известны всем?
Тем не менее, именно бумажная газета в настоящее время является наиболее мощным оружием в информационных войнах. Бизнесмены, столкнувшиеся с несправедливостью судов и беспределом чиновников, покупают газетные площади и часто добиваются справедливости. Политики во времена горячих политических баталий пиарятся на страницах отечественной прессы. Другие беззастенчиво «мочат» своих оппонентов. Таким образом, что бы там ни говорили, но пока в нашей стране пресса имеет авторитет и влияние. А значит, впереди еще много интересных информационных противостояний. Которые иногда, как известно, открывают людям глаза на правду.

По сообщению сайта Nomad.su