Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Сиротская доля

Дата: 05 марта 2011 в 09:04

Асет СЫЗДЫКОВ, «Око», 4 марта

Пестрыми точками на карте Казахстана разбросаны сотни государственных детских домов, диспансеров, приютов для престарелых, где беззащитных постояльцев ежегодно обирают свои же законные опекуны, директоры, завхозы. Управы на них нет, поэтому прокуратуре и другим контролирующим ведомствам остается лишь из года в год констатировать кощунственные нарушения. Явный сбой дает не только механизм госзакупок, но и система подготовки и назначения руководящих кадров в казенных учреждениях.
Бюджет выделяет достаточно средств, чтобы накормить, одеть-обуть и обеспечить условиями для нормальной жизни сирот и стариков. Строго распределенные деньги поступают в каждое медико-социальное учреждение (МСУ), после чего тамошние руководители вместе с местными властями проводят конкурсы по госзакупкам необходимого «шильца да мыльца».
Бессовестные жироблюды, призванные заботиться о беззащитных, ухищряются набить карманы казенными деньгами, хитрить и халтурить при проведении тендеров. Примеров тому – не счесть в материалах ежегодных прокурорских рейдов по приютам, детским и ветеранским домам, психдиспансерам. Каждый год выявляют однотипные нарушения прав сирот, престарелых граждан, инвалидов. Они или не доедают, или питаются просроченными продуктами, закупленными у «левых» поставщиков. А нуждающиеся в лечении старики и инвалиды страдают от нехватки бесплатных лекарств, вовремя не закупленных руководителями МСУ…
Почему нарушения процедур госзакупок, назначения и выплат госпособий происходят в этих учреждениях систематически? Собкоры «ОКО» в регионах внимательно изучили ситуацию в детских домах, интернатах, приютах. И почти в каждой области выявили сходные нарушения. Так, в Актюбинской области в профтехлицее учащиеся сироты и дети из малообеспеченных семей недоедают из-за запоздалых тендеров по закупу продуктов. Руководство лицея разводит руками: деньги из бюджета, мол, пока не выдавали. Однако после визита туда собкора «ОКО» застрявшая тендерная «телега» сдвинулась с места. В Петропавловске в областной школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закупали одежду и обувь низкого качества, несуразных фасонов, огромных размеров. Руководители МСУ оправдываются, говоря об «узких рамках» госзаказа. Из-за этого, мол, они вынуждены покупать у тех поставщиков, кто предлагает самую низкую цену. Директор Костанайского дома-интерната для умственно-отсталых детей Л. Лимарева без проведения оценки и предложений приняла решения по итогам госзакупок в пользу ТОО «Молдiр СУ-7″, заключив договор на поставку товаров. Прокуратура Кызылорды, проведя проверку в школе-интернате № 1 им. Макаренко, выяснила, что из-за халатности директора некоторым сиротам месяцами не выплачивали пособия по утере кормильца. Прокуратура Астаны в 2010 году проверила ГУ «Медико-социальное учреждение для престарелых и инвалидов». Руководство учреждения не проводило конкурс по госзакупкам лекарств в рамках ГОБМП. Медикаментозное обеспечение производилось по «остаточному принципу», препаратами, закупленными в 2009 году. Остаток большинства лекарств оказался с истекшими сроками годности, а многие подопечные МСУ признались, что на свои личные пособия покупали необходимые медикаменты. Организатором госзакупок было ГУ «Управление занятости и социальных программ города Астаны», которое сослалось на то, что первоначальный конкурс был признан несостоявшимся в связи с низким ценовым предложением на закупаемый товар и отсутствием поставщиков. Но чиновники даже не удосужились провести повторный конкурс.
Должностные лица МСУ привлечены к дисциплинарной ответственности. А вскоре итоги проверок по давно заезженной «пластинке» осуждающе озвучили на заседании коллегии прокуратуры города. Прокуроры объясняют нарушения тем, что «работники ненадлежаще исполняли положения инструктивных указаний…». На практике прокурорские представления и другие акты реагирования с последующими дисциплинарными выволочками проблемы не решают. Что же делать? Во-первых, нужно радикально ужесточить санкции в отношении хитрованов из казенных учреждений, постоянно обирающих доверенных им подопечных. Во-вторых, срочно менять нормативы в сфере госзакупок, так как нынешняя система тендеров однобока и несовершенна. Сплошь и рядом не выдерживаются сроки и процедуры проведения конкурсов, вынужденно закупаются дешевые и некачественные продукты и товары. Но самое главное – кадры, которые «решают все».
На уровне акиматов городов и областей (а также профильных управлений), на наш взгляд, нет и намека на продуманную систему подготовки, воспитания и назначения руководителей МСУ по критериям профессионализма, кристальной честности и стимулирования добросовестного труда. В итоге казенные дома и приюты возглавляют бывшие проштрафившиеся чиновники, чьи-то блатные родичи, отставные руководители, ничем не зарекомендовавшие себя, кроме поборов и махинаций.

НАША СПРАВКА:
Агентство РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью выявило в 2010 году 627 преступлений в сфере госзакупок. Эта цифра на 7,3% больше показателя 2009 года, и она с каждым разом растет.

По сообщению сайта Nomad.su