Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Yota отключается от прибыли

Дата: 05 марта 2011 в 16:19

Yota заработала за год 3,7 млрд рублей. А на строительство сетей ей придется занять около 18 млрд рублей. Об окупаемости инвестиций на данном этапе развития компании речи не идет, уверены аналитики: чтобы двигаться к прибыли, рентабельность бизнеса нужно увеличить в четыре раза.

Новый партнер «большой тройки» (сотовые операторы МТС, «Вымпелком» и «Мегафон») и «Ростелекома» – компания «Скартел» – за 2010 год заработала 3,7 млрд рублей без НДС, объявил глава «Скартела» Денис Свердлов. Компания предоставляет услуги беспроводного широкополосного доступа в интернет по технологии WiMAX под брендом Yota. В 2009 году выручка компании составляла 1,77 млрд рублей.

Финансовый аудит прошлогодних показателей продолжается. По предварительным данным, показатель EBITDA (прибыль до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений) «Скартела» в четвертом квартале составил 164,62 млн рублей. Это на 6% меньше показателей третьего квартала. Свердлов объясняет снижение тем, что компания в конце 2010 года «обнаружила ряд технических расходов 2009 года на сумму около 30 млн рублей». Без учета этих расходов показатель был бы выше цифр третьего квартала на 10,9%. Показатель EBITDA за год составил 385 млн руб, маржа EBITDA – 10,3%.

Пользователи часто жалуются на проблемы с доступом в интернет по сетям Yota. Затраты «Скартела» на развитие сети в России за год составили $167 млн. Из них $142,6 млн были потрачены на закупку базовых станций, оборудование и монтажные работы. Остальная часть потрачена на построение транспортных сетей и центров обработки данных.

В процессе реализации партнерства с «тройкой» и «Ростелекомом» бизнес «Скартела» будет разделен на инфраструктурную и клиентскую составляющие. Доступ в интернет компания продолжит предоставлять под брендом Yota.

В планах – построить в 2011 году 6000 базовых станций по технологии LTE. «Это идеальные планы – может быть, они и не будут полностью реализованы», – оговаривается Свердлов. По его оценке, для этого необходимо привлечь примерно $600 млн за год.

«Мы рассматриваем различные потенциальные источники привлечения денег – международные банки, российские банки и еврооблигации. Программу привлечения средств по 2010 году мы выполнили, у нас подписано соглашение с экспортными агентствами Кореи и Китая, под эти гарантии мы подписываем договоры с банками, есть довольно большое количество сделок, которые сейчас рассматривают кредитные комитеты», – рассказывает Свердлов.

Аналитик Банка Москвы Кирилл Горячих полагает, что $600 млн может не хватить для реализации планов компании, однако «если не хватит, привлекут еще. У них сильные акционеры – если что, помогут», – считает он. «Но выход в прибыль может занять больше времени из-за необходимости платить проценты по кредитам, – добавляет он. – Об окупаемости инвестиций на данном этапе, думаю, речи не идет».

Тибор Бокор, аналитик из ФК «Открытия», сомневается в успешности бизнес-модели «Скартела» и способности компании в ближайшее время выйти в прибыль. «Выручка почти 500 рублей в месяц на одного клиента – этого почти достаточно, чтобы быть прибыльными. Но «Скартел» показывает маржу EBITDA в 10,3%, с такой низкой маржой трудно работать. Телекоммуникационные компании со стабильной абонентской базой обычно тратят 5–10% от выручки на капзатраты, новая компания должна расходовать минимум 20%», – считает аналитик.

По его мнению, чтобы выйти в прибыть, компании надо снизить затраты и поднять показатель маржы EBITDA до 30–40%.


Активная пользовательская база Yota в четвертом квартале 2010 года составляла 757 000 пользователей (в конце четвертого квартала 2009 года – 330 000 человек). В феврале компания изменила тарифы – число абонентов снизилось на 2,5%. Компания отменила тарифный план «Yota День» стоимостью в 90 рублей в сутки и повысила цену тарифа для месячного доступа к сети «Yota Месяц». Кроме того, «Скартел» ввел новый тарифный план «Yota Неделя» (500 рублей за неограниченный доступ в течение недели) и добавила полугодовой и годовой тарифы.

«Повышая тарифы, «Скартел» рассчитывал отсечь часть абонентской базы, чтобы разгрузить сеть», – признал Свердлов. Бокор считает, что «Скартел» сделал «отличную маркетинговую кампанию и привлек клиентов», но рост цен на тарифы может спугнуть пользователей. «Им есть куда идти – стоит ждать оттока абонентов», – считает аналитик.

По сообщению сайта Газета.ru