Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Не всё коту Масленица — начинается Великий пост

Дата: 05 марта 2011 в 22:20

Великий пост — Четыредесятница — сложнейший из многодневных постов, начинается за семь недель до празднования Пасхи и кончается в субботу Страстной седмицы.

Нынешний начинается 7 марта, продлится он до 23 апреля, 48 дней — 40 дней сам пост, и неделя — Страстная седмица, в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа.

Великий пост имеет миссионерское происхождение. Первоначально эти 40 дней постились не христиане, а язычники — те язычники, которые хотели принять христианство и креститься. А крестили в древней церкви только несколько дней в году: на Рождество, на Пасху, но, прежде всего, в Великую Субботу перед Пасхой. Человек готовился к крещению очень ответственно, не просто так: между делом забежал в храм, покрестился и по-бежал дальше по делам. Крестились только взрослые люди, принявшие со всей ответственностью это твёрдое решение. И, в подражание Иисусу Христу, который 40 дней молился в пустыне, где не было ни воды, ни хлеба, они ограничивали себя в еде, веселье и праздности. Это была подготовка, в ходе которой человек должен был основательно перетряхнуть свою душу. Это было время его подвига, его молитв, его поста.

Пост должен начинаться с прощения. Примириться со всеми, простить все обиды и искренне забыть о них — первый шаг к очищению души и оправданию собственных грехов. Отсюда и произошёл обычай православных христиан испрашивать прощение друг у друга, поэтому воскресный день накануне Великого поста называют Прощёным воскресеньем.
Главная духовная задача поста — помочь очиститься душевно, направить свои помыслы в «доброе» русло, простить всех, забыть все обиды. Есть и ещё одна важная задача — под-держание здоровья человека.

Церковным уставом на время поста категорически запрещено употреблять скоромную пищу (от старорусского «скором» — букв. «жир»), точнее, ту пищу, которая откладывается в организме в виде жира, т.е. все продукты животного происхождения. Строгое соблюдение поста необязательно, это привилегия лишь монахов и священнослужителей. А современному мирянину достаточно придерживаться менее жёстких ограничений в количестве и качестве принимаемой пищи. Пост заставляет современного человека делать то, что ему делать некогда — заниматься своим здоровьем.

Каждый пост — это ещё и оздоровительная диета, направленная на укрепление иммунитета и улучшение обмена веществ. С биологической точки зрения, это очень грамотная традиция здорового питания. Воздержание от пищи животного происхождения благотворно влияет на работу желудочно-кишечного тракта — организм очищается от шлаков. Гастроэнтерологов считают, что даже двухнедельный пост заметно увеличивает количество эритроцитов в крови и расширяет сосуды.

С ухудшением качества пищи (мало домашних натуральных продуктов, большое количество пищевых химикатов) значение поста для поддержания здоровья резко возрастает. Поэтому Великий постотличная возможность разнообразить свой рацион натуральными продуктами растительного происхождения, вкусными и полезными блюдами.

Рецепты многих постных блюд сохранились со времен крещения Руси, передаваясь из поколения в поколение. Рецепты кушаний не менялись столетиями, лишь после конца XVII в них добавились новые овощи, поскольку до этого времени на Руси были широко распространены только капуста, репа, редька, свёкла, чеснок, лук, огурцы.

Из первых блюд славились щи, уха, рассольники. К горячим щам в пост подавали пироги с начинками из каш («Щи да каша — пища наша»). В постные нерыбные дни пироги пекли с грибами, горохом, репой, капустой и всевозможными ягодами, а в рыбные дни — с различными видами рыбы.

Интересно, уютно описывает детские воспоминания о первых днях Великого поста Иван Шмелёв в книге «Лето господне»:

«Отворяется дверь, входит Горкин (старый плотник) с сияющим медным тазом. А, масленицу выкуривать! В тазу горячий кирпич и мятка, и на них поливают уксусом. Старая моя нянька Домнушка ходит за Горкиным и поливает, в тазу шипит и подымается кислый пар, — священный… Священный… — так называет Горкин. Он обходит углы и тихо колышет тазом. И надо мной колышет.

— Вставай. Милок, не нежься… — ласково говорит он мне, всовывая таз под полог. — Где она у тебя тут, масленица-жирнуха… мы её выгоним. Пришёл Пост — отгрызу у волка хвост.
Незабвенный, священный запах. Это пахнет Великий Пост… Сегодня всё самое затра-пезное наденут, так «по закону надо». И грех смеяться, и надо намаслить голову, по за-кону, «для молитвы».

В передней, перед красноватой иконой Распятия, зажгли «постную», голого стекла, лам-падку, и теперь она будет негасимо гореть до Пасхи. Надо очистить душу от всех грехов, и потому всё кругом — другое… Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до са-мой Пасхи.

Все домашние очень строги, и в затрапезных платьях с заплатками, и мне велели надеть курточку с продранными локтями… От масленицы нигде ни крошки, чтобы и духу не было. В буфете остались самые расхожие тарелки, с бурыми пятнышками-щербинками, — великопостные. В передней стоят миски с жёлтыми солёными огурцами, с воткнутыми в них зонтичками укропа, и с рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом, — та-кая прелесть. Я хватаю щепотками, — как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того всё вкусно? Будут ва-рить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой ,горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, «кресты» на Кре-стопоклонной… мороженная клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох мочёный, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар — лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва… А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам… а кутья с мармеладом в первую субботу, какое-то «коливо»! А миндальное молоко с белым киселём, а киселёк клюквенный с ванилью, а… великая кулебяка на Бла-говещение, с вязигой, с осетринкой! А калья, необыкновенная калья, с кусочками голу-бой икры, с маринованными огурчиками… а мочёные яблоки по воскресеньям, а талая, сладкая-сладкая «рязань»… а грешники, с конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с тёплою пустотой внутри! Неужели и там, куда все уходят из этой жизни, будет такое по-стное! И почему все такие скучные? Ведь всё — другое, и много, так много радостного. Поедем на «постный рынок», где я никогда не был… Я начинаю прыгать от радости, но меня останавливают:

— Пост, не смей!»

По сообщению сайта Аргументы и Факты