Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Как вывести украинский авиапром из пике?

Дата: 07 марта 2011 в 01:40

Катастрофа самолета АН-148 в Белгородской области России могла быть терактом. Среди других версий, которые рассматривает следствие — техническая неисправность и ошибка пилота.

На месте крушения АН-148 найдены три черных ящика. Четвертый пока не обнаружили. Самолет совершал испытательный полет и разбился накануне, чудом не упав на сельскую школу, где как раз шли занятия. Погибли все шесть человек, которые были на борту — в том числе, два пилота из Мьянмы. Один из них находился за штурвалом. Новейший украинско-российский лайнер был разработан для этой страны. Причины аварии расследует Министерство промышленности России.

Своих специалистов на место трагедии уже направило украинское госпредприятие «Антонов» — помочь в выяснении причин катастрофы. Ведь АН-148 — разработка отечественных конструкторов, хотя собирался упавший лайнер в Воронеже.

«Антоновцы» заявляют — останавливать серийное производство не намерены. Именно с АН-ами Украина связывает выход отечественной авиапромышленности из крутого пике. Правда, для этого необходимы миллиардные инвестиции. Помочь, на партнерских условиях, готова Россия — главным событием прошлого года авиастроители считают создание совместного предприятия «Гражданские самолеты». Чем поможет этот тандем и какие виражи под силу нашему авиапрому — в сюжете Оксаны Кодуновой.

На взлет или на посадку? В чьих руках штурвал украинской авиапромышленности и сможет ли она без России?

У Виктора Юзвы из Крыма своя авиапромышленность. Первый самолет он собрал ещё двадцать пять лет назад. Даже логотип есть.

— Ну да — сам придумал, мужик с крыльями и на фоне земного шара — таких людей, которые любят авиацию, их много.

Мастерит из всего, что найдёт на свалке списанных самолётов. Поэтому дизайн часто вызывает насмешки, но ведь машина ест всего 10 литров бензина в час!

Виктор Юзва — авиаконструктор, летчик:

Была такая труба поливальная, она сверху так шла, сверху стоял двигатель от снегохода «Буран», это у нас тогда была мечта, этот самолет. Еще и как летал на этом «Буране», но с меня стали смеяться, что он не эстетический, схема некрасивая.

Этот уже пятый в эскадрилье. Пока без крыльев — модель на реконструкции. Предшественника собирал долго с 2005-го по 2009-й.

За это же время целый авиазавод — Харьковский — тоже выпустил только один самолет — АН-74. Но какой и для кого! Кресла из светлой кожи, инкрустация красным деревом, обрамление золотом даже в туалете. Вип-лайнер для ливийского лидера Муаммара Каддафи стоимостью в 25 миллионов долларов. Правда, миллионы не спасли предприятие от крутого пике. В 2008-ом и харьковский, и столичный авиазаводы — банкроты.

Николай Подгребельный — директор серийного завода «Антонов»:

За предыдущие периоды много средств ушло неизвестно куда. менялось руководство, администрация, каждый брали кредиты, куда они уходили, но явно не по назначению.

Тогда харьковского авиадиректора арестовали, а в декабре прошлого года Павлу Науменко — дали 10 лет. Доказана растрата 40 миллионов гривен.

Дмитрий Кива, президент, генеральный конструктор ГП «Антонов»:

Довели заводы до крайнего истощения, и выведено около двух миллиардов с каждого завода. Даже вот Мельнис мне в Харькове говорит, не два, а 2,4. Когда он разобрался более детально.

Всего два года назад у отечественного авиапрома снова появилась мечта о высоком полете. «Авиант» стал киевским серийным заводом «Антонов». Реанимировать предприятие помогли «Русланы». На крыльях АН-124 лежит треть мировых сверхтяжёлых грузовых перевозок. Это и помогло расплатиться с долгами завода.

Николай Подгребельный — директор серийного завода «Антонов»:

Если воронежский завод в прошлом году приезжал и говорил, что надо крылья забирать к себе, потому что Украина завод не обеспечит, то сейчас это настроение уже пропало — о, слава богу, что мы по кооперации поработаем с заводом.

Кооперация — это ещё один шаг вперед. Россия и Украина решили работать крыло к крылу — в тандеме «Гражданские самолеты».

Одно из преимуществ СП можно показать на примере. Представьте, что это АН-148. Его выпускают и в Воронеже, и в Киеве. Но цена одной и той же модели иногда отличается на десятки тысяч долларов. Детали заводы покупают друг у друга. Ведь крылья изготавливают в Украине, а алюминий привозят из России. Так вот СП цены для обеих сторон сделает равными.

В советское время каждые полтора дня отсюда взмывала в небо новая крылатая машина — ежегодно 200 самолётов. Потом был катастрофический период — несколько штук в год. И только сейчас о серийности на «Антонове» заговорили снова. В том числе, благодаря дружбе с Россией.

Дмитрий Кива, президент, генеральный конструктор ГП «Антонов»:

Только так можно воевать на рынке, потому что рынок сегодня очень сложный, на рынке очень жестокая идет борьба за продажи самолетов, потому что это крупный бизнес, он оценивается миллиардами долларов.

Крылатый тандем — это взлетная полоса для АНов. Сперва для 148-го. 24 судна в год — ближайшие планы Киева. И это не предел — АНы совершенствуются.

Игорь Быковский — инженер-конструктор 1-ой категории:

Мы меняем детали, которые приводят в движение. Раньше были титан, сейчас будет сплав алюминия. Т.е. затраты на производство этих деталей будут в разы меньше.

Удешевить — не значит сделать хуже, но значит сэкономить. Зачем платить посредникам за летные тренажеры — если у нас они выйдут не хуже? 3-х мерное изображение в иллюминаторах и полная имитация полета для экипажа.

Алексей Курганский, начальник отдела тренажеров ГП «Антонов»:

Все системы на тренажере максимально похожи на те системы, которые установлены на самолете, поэтому он практически не чувствует разницу в управлении самолетом.

Конструкторское бюро «Антонов» — миллионер. Зарабатывает на заказах и аренде авиапарка. Но вот уже год все до копейки вкладывается в агрегаты для авиазавода. От государства на 2011-й инвестиции не предусмотрены. Зато введены революционные льготы.

Николай Азаров — премьер-министр Украины:

Можно без налогов ввозить оборудование необходимы, станки, приборы, комплектующие. А в России есть такое? А в России такого нет. Мы впереди пока.

Расправил крылья и 410-й авиаремонтный завод. Переоборудование вот этих Ан-32 для нужд индийских ВВС принесло контракт на полмиллиарда долларов.

В мечтах крымского самолётчика — регистрация его лайнеров. Без документов — неба не видать. А пока — «селезни» и «орланы» Виктора единственное, что летает в симферопольском аэроклубе.

Оксана Кодунова, Маским Кошелев, Оксана Старенькая, Сергей Коваль — «Подробности недели», телеканал «Интер».

По сообщению сайта Подробности.ua