Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Руслан Шаршебаев. Эликсир обогащения: Айболиты и Айоткаты!

Дата: 07 марта 2011 в 11:40

CA-NEWS (KG) —

Руслан Шаршебаев

Кардиохирургия, Турция

Стоит ли вводить НДС на импортируемые в Кыргызстан лекарства?

Правительство: «Дааааа!»

Аптекари: «Нееееет!»

Народ: как всегда молчит...

В Кыргызстане махинации в сфере аптечного бизнеса и откаты при госзакупках — были, есть и будут «львиной долей» всей коррупционной паутины нашей любимой страны. В фармацевтике эликсир долголетия так и остался загадкой, зато так называемый эликсир обогащения, умело применяемый многими, уже не секрет. Оптовые закупки лекарств, медицинской техники и изделий медицинского назначения для нужд республиканских больниц порой обходятся в разы дороже, чем стоимость препаратов по розничной цене, это наносит колоссальный ущерб бюджету Кыргызстана и одновременно делает аптечный бизнес едва ли не самым прибыльным в нашей стране. Сейчас фармацевтический бизнес смело может состязаться с нефтяным бизнесом и даже с наркотрафиком...

Когда вникаешь в эту «больную» тему, создается впечатление, что настоящих Айболитов на сегодняшний день все меньше и меньше, а в глаза бросаются одни, образно говоря, «продавцы таблеток» или доктора Айоткаты.

Никому не секрет, что аптечным бизнесом в Кыргызстане распоряжается всем известная каста людей, так называемая непотопляемая элита медкоррупции. Через «свои» фармфирмы, эта аптечная элита, со стопроцентным успехом участвует в государственных тендерах. С другой стороны, эта же группа лиц, контролирует ввоз в страну большинства контрабандных лекарственных препаратов и обеспечивает их дальнейшее беспрепятственное дистрибьюторство... Создан тонкий баланс, проложены тропинки и налажены каналы, теперь же всеми правдами и неправдами эти «тёмные» группы пытаются сохранить свою коррумпированную империю. Более 95% всех аптек Кыргызстана находятся в больших городах. У нас нет даже элементарной равномерно распределенной аптечной сети. В селах люди терпят, в прямом смысле этого слова... Терпят любую боль, так как лекарств там практически нет, а доехать до города порой невозможно. Поэтому в глубинках рядовые препараты такие, как анальгин используются, как панацея.

Многие знают, что аукционы у нас в основном подгоняются под конкретного поставщика. Вписывается какой-либо незначительный критерий, который никоим образом не влияет на качество и эффективность препарата, но при этом это соответствует только одному производителю. Либо цвет оболочки таблетки, либо какая-то маркировка на эти таблетки... Например пишется: «нужен парацетамол в таблетках и чтобы обязательно с таким-то видом крахмала». А делать подобное лекарство может лишь определенная фирма, собственная или чужая, преждевременно сделавшая свой откат. Она и выигрывает. И вроде закон то не нарушен!

Чтобы долго не морочиться с тендером, препарат находится «эксклюзивный» и недорогой... Как правило, индийский, пакистанский или производящийся в других странах третьего мира. Сперва «эксклюзивный препарат» регистрируется определенным госдепартаментом от лица «щедрых» компаний, тщательно отобранных по объему отката. Дальнейшую, так называемую «оценку качества лекарств» проводит определенная госинспекция по контролю качества препаратов, возглавляемая еще одним Айоткатом (создается впечатление что подобные монопольные организации контроля над фармрынком, фактически и созданы только для сбора средств с участвующих в тендерах фармкомпаний, т.е. для получения откатов). Ну и уж затем препарат поставляется в Кыргызстан через компании-поставщиков. Начинается подготовка к тендеру!!! Здесь вступают в игру другие Айоткаты, которые анализируют тендерные предложения и пишут проекты решений тендерных комитетов. В техническом задании прописываются очень четкие условия по поводу дозировки, качества и формы выпуска лекарства. И поэтому именно такое лекарство в точной дозировке, цвете, форме выпуска уже завезено и даже благоразумно зарегистрировано… и ждёт свою будущую неизбежную победу!

Особенно «качественно» идет работа Aйоткатов, когда расходуются деньги, выделенные на национальные программы по борьбе с эпидемиями и когда идут тендеры на антигриппозные, антиретровирусные (СПИД), противотуберкулёзные, онкологические препараты.

Коробит еще и то, что качество ввозимых в Кыргызстан лекарств довольно сомнительно: экспертиза ведь происходит в кратчайшие сроки, искусственно, без надлежащего анализа этих лекарств. Ведь препараты, как правило, регистрируются десятками, их просто невозможно исследовать. И поэтому частенько на официальных медсайтах мелькают списки забракованных и фальсифицированных лекарственных средств и изделий медицинского назначения (в основном индийского, пакистанского и украинского происхождений). Возникает вопрос: сколько же людей колечится и умирает до того, как эти препараты вносятся в списки забракованных? И убираются ли они вообще с прилавка? Все осознают, что поддельные и несоответствующие стандартам лекарства приводят к страданиям пациентов, представляют прямую угрозу для здоровья нации и увеличивают показатели детской смертности, но тем не менее продолжают бездействовать... Думаю это связано с тем, что люди не сообщают о нарушениях и злоупотреблениях из-за страха преследования и мести, а также из-за отсутствия стимулов для этого. Увы, сейчас коррупция в Кыргызстане носит до такой степени официальный характер, что люди чувствуют себя бессильными повлиять на изменение ситуации в стране. Но надо же кому-то с чего-то начинать!

Кыргызстан имеет слабое управление во всех звеньях лекарственной цепи... У нас отсутствуют механизмы обеспечения исполнения законов, норм и административных процедур и управление конфликтами интересов. У нас до сих пор нет «сдержки и противовеса» аптечной коррупции — воруют сколько хотят и сколько могут. Отсутствует прозрачность, подотчетность, стимулирование честности и высоконравственное лидерство. Ну, а о сговоре между должностными лицами Минздрава, соцразвития, таможни и руководителями крупных фармацевтических компаний думаю и упоминать не надо. Это, как 4 ножки одной табуретки, им нельзя друг без друга, на 3 ножках ещё можно кое-как усидеть, но можно и упасть... на двух уж точно упадёшь... Поэтому для проведения подобных масштабных афер нужны везде свои люди... и если посмотреть на «уверенную осанку» нынешней аптечной коррупции, можно уверенно сказать, что у её табуретки все ножки на месте...

Кыргызстан нуждается в спасательной затычке для предотвращения утечки государственных средств из дырявого бюджета. Поэтому мы катастрофически срочно нуждаемся в создании Национального медицинского информационного банка (НМИБ) лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения. Этим самым будет обеспечена подотчетность и прозрачность выделяемых средств... Будет контролироваться каждое лекарство, продаваемое в нашей стране. Этим банком можно будет связать руки контрабанде и поломать «табуретку аптечной коррупции».

На счет НДС, думаю это правильный шаг, который хоть как-то пополнит госказну и даст стимул проверки количества и качества поступающей фармацевтической продукции. Да это, как всегда ударит по карману простых граждан, но монополия контроля над фармрынком будет хоть как-то ослаблена. Ведь чтобы облагать препараты НДС нужна будет подотчетность, контролируемая другим госорганом (надеюсь из которого не сделают «пятую ножку табуретки»), а это уже хорошо! Главное здесь не дать воспользоваться ситуацией «ушлым» Айоткатам... Необходимо будет стабилизировать цены на все ЛС и ИМН, так как введение НДС послужит хорошим предлогом для сговоренных повышений цен на лекарственные препараты. Государство должно сбалансировать введение НДС со всеми вытекающими из этого последствиями...

Некоторые персоны яро протестуют против введения НДС, рассказывая басни о эффективной работе госструктур и отсутствия контрабанды и коррупции в нашей стране, напоминая Пинокио с вечно растущим носом... Легко доказать обратное, если провести неожиданный ревизионный штурм нескольких столичных аптек и установить процент реализации «из-за прилавка» или просто побывать после полуночи на железнодорожном вокзале, где можно будет полюбоваться, как под покровом ночи мелькают большие тюки с контрабандными лекарствами. На периферии из-за отсутствия аптечной сети, лекарства продаются на базарах людьми, которые не имеют никакого отношения к медицине, о качестве лекарств говорить вообще не приходится... Получается в отдалённых районах Кыргызстана (да и не только в отдалённых), из-за отсутствия надлежащего госконтроля и аптечных сетей, любой мельник может производить из муки таблетки, подделывать упаковки и спокойно продавать их на базаре... Ведь от муки ещё никто не умирал, но и не выздоравливал!

Мдааа! Наверное нет резона экономить государственные деньги. Государственные деньги — ничьи! Тем более они получены через кредиты от стран-доноров... Слово «донор» происходит от латинского слова «dono», что означает «дарю»... Нам же эти деньги не дарят а дают в долг! Долг который падает на плечи подрастающего и еще неродившегося поколений.

Мы живем в долг! Они воруют наше будущее!

По сообщению сайта Центральноазиатская новостная служба