Загадочный источник тепла обнаружен на спутнике Сатурна

Дата: 08 марта 2011 в 14:40

Картинка с сайта astrotek.ru Таинственный источник тепла обнаружен учеными под толщей льда на южном полюсе спутника Сатурна — Энцелады. Он вырабатывает около 15,8 гигаватта тепла, что соответствует мощности 20 угольных ТЭЦ.

Неизвестный источник зафиксирован зондом «Кассини» при «осмотре» так называемого «горячего пятна» у южного полюса Энцелада. «Механизм, способный производить такое количество тепла, остается загадкой и ставит под сомнение нынешние модели долговременных источников геологического тепла», — приводит РИА Новости слова Карли Хауэтта из Юго-западного исследовательского института (SwRI).

«Горячее пятно» у южного полюса Энцелада находится в районе четырех параллельных трещин в ледяной оболочке спутника, так называемых «тигровых полос», каждая из которых имеет около 150 километров в длину и около двух километров в ширину. Наблюдения с борта «Кассини» показали, что из этих трещин выбрасываются в космос струи пара, частиц льда и капель воды.

Расчеты показывают, что приливные силы от гравитационного взаимодействия Энцелада и другой сатурнианской луны — Дионы — могут произвести не более 1,1 гигаватта тепла, а радиоактивные вещества в недрах Энцелада могут добавить не более 0,3 гигаватта.

Измерения на месте показали, что спутник выделяет почти в десять раз больше тепла. Одно из возможных объяснений, по мнению ученых, может заключаться в том, что приливное воздействие на Энцелад со стороны Сатурна и Дионы может меняться со временем, усиливаясь и затухая. Возможно, «Кассини» повезло, и он застал более активный период.

По мнению ученых, более значительный поток телпа делает более вероятным присутствие жидкой воды под ледяной оболочкой Энцелада.

Энцелад — небольшой спутник Сатурна, открытый британским астрономом Уильямом Гершелем в 1789 году. Диаметр спутника составляет 498 километров, а его поверхность обладает самым высоким альбедо (отражающей способностью) в Солнечной системе — она отражает около 90 процентов падающего на нее света. Это означает, что на его поверхности находится только чистый лед.

Энцелад знаменит струями из частиц водяного льда и пара, которые выбрасываются в космическое пространство из трещин вблизи южного полюса — эти «фонтаны» в 2005 году обнаружил «Кассини». В 2009 году ученые представили результаты анализа данных с зонда, которые указывают на то, что под поверхностью Энцелада находится океан соленой воды.

Миссия «Кассини — Гюйгенс» — совместный проект космических агентств США и Европы по изучению Сатурна. Космический зонд «Кассини» со спускаемым аппаратом «Гюйгенс» был запущен в 1997 году и достиг орбиты планеты 1 июля 2004 года. «Гюйгенс» изучил атмосферу и поверхность Титана, спутника Сатурна, а «Кассини» после отделения аппарата продолжил изучение планеты и ее спутников.

В конце сентября «Кассини» начал новый этап своей миссии, получивший название «Солнцестояние» (Solstice): срок работы аппарата продлен до 2017 года, а сам зонд даст ученым возможность впервые детально изучить весь сезонный период Сатурна. «Кассини» обнаружил новые гейзеры на спутнике Сатурна На спутнике Сатурна нашли океан подо льдом