Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Правила игры

Дата: 09 марта 2011 в 09:01

просит объявлять заранее Дмитрий Бутрин, завотделом экономической политики Одной из инноваций, которая бы крайне улучшила инвестклимат в РФ, могло бы стать требование и к правительству, и к администрации президента, и к Госдуме однозначно формулировать цели готовящихся ими законопроектов. При этом цели могут быть сколь угодно циничными: инвесторов устраивает стабильно плохой инвестклимат, однако избегают Россию из-за хорошего, но непредсказуемо и на ходу меняющегося. Трансформации законопроекта «О Национальной платежной системе» (НПС) перед вторым чтением в Госдуме (см. стр. 10) именно такой случай. Для тех, кто не следит за историей,— последний ее раунд начался в 2005 году, когда Сбербанк реанимировал проект по созданию национальной альтернативы международным системам платежных карт. К 2007 году стало очевидно, что к системе «Сберкарт» почти никто в России из банков присоединяться не желает, и решено деассоциировать ее со Сбербанком, создав «для всех» Объединенную российскую платежную систему (ОРПС). К лету 2009 года стало очевидно, что без бюджетной поддержки ОРПС, эмитент будущих «национальных» пластиковых карт как альтернативы Visa и MasterCard, не обойдется. К этому же моменту Белый дом в рамках создания «электронного правительства» понял: ОРПС — «банковская» платформа для универсальных электронных карт, «электронных паспортов» доступа к электронным госуслугам. Если бы именно цель создания такой системы и была сформулирована, закон об НПС, в которую превратилась ОРПС, никого бы не обеспокоил. Но читая расплывчатую концепцию проекта, в 2009-2011 годах всяк «упаковывал» в него то, что хотелось. Так, Госдума решила урегулировать в ней электронные платежи. Госбанки обнаружили в НПС возможность госфинансирования своей инфраструктуры. ЦБ увидел в проекте новое поле деятельности — регулирование рисков платежных систем. Администрация президента ощутила в НПС финансовый ресурс для «международного финансового центра». Правительство с радостью обнаружило в НПС нетронутые госинвестресурсы. Всякое новое телодвижение соседа открывало новые возможности НПС, которая глобализировалась на ходу. Проект текущей версии выглядит так: в НПС входит все, что можно назвать термином «платежная система», совокупность всех платежных систем и создает НПС, подлежащую госрегулированию во всякой части, от пластиковых карт до клиринга. Проблема подхода очевидна. Так, он дает невиданные возможности для шантажа Visa, MC, AMEX и SWIFT — они подпадают под прямую угрозу вмешательства в свою деятельность в России со стороны ЦБ, вплоть до согласования тарифов как «социально значимой платежной системы». Он открывает конфликт между ЦБ и Минфином: казначейство, по сути, тоже платежная система. Но и это мелочи: у законопроекта, целью которого означена «финансовая стабильность», десятки сейчас непредсказуемых приложений. Поэтому его будут трактовать однозначно: финансовую систему РФ могут переделать к 2014 году как в голову взбредет. Это и составляет главную проблему инвестклимата.

По сообщению сайта Коммерсантъ