Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

ПГК вышла из леса // и лишилась контроля над зерновыми перевозками

Дата: 09 марта 2011 в 09:01

Крупнейшая в России Первая грузовая компания (ПГК) в преддверии продажи потеряла контроль над двумя сегментами бизнеса. Компания без конкурса продала все свои 8 тыс. платформ для перевозки леса, а также отказалась от контроля в основном российском перевозчике зерна — «Русагротрансе». В ОАО РЖД, которому принадлежит ПГК, убеждены, что сделки выгодны для компании и соответствуют плану реформы отрасли. Но аналитики полагают, что ПГК могла реализовать активы гораздо выгоднее. Источники «Ъ» на рынке и в правительстве сообщили, что ПГК продала все имеющиеся у нее платформы для перевозки леса — 8,2 тыс.— их основному арендатору «Транслесу», на 100% принадлежащему кипрской Wardhill Limited (бенефициары не раскрываются). Сделка прошла без конкурса или аукциона. Источник «Ъ» в ПГК уточнил, что вагоны проданы по 300 тыс. руб., их оценивал независимый оценщик. В ПГК подтвердили факт сделки, пояснив, что компания с 2007 года не закупала лесных платформ, а имеющиеся сдавала в аренду ведущему в сегменте «Транслесу». «Больше эти вагоны никто бы не купил»,— утверждают в ПГК, поясняя, что продажа платформ позволит компании купить 1 тыс. приоритетных для нее полувагонов. ПГК — крупнейшее дочернее общество ОАО РЖД и ведущий российский железнодорожный оператор (более 200 тыс. вагонов). До 75% акций ПГК должны быть проданы до конца сентября (схема продажи не утверждена). Источник «Ъ» в ОАО РЖД говорит, что от продажи ПГК монополия рассчитывает получить $5,5 млрд. Глава отдела маркетинга и аналитических исследований Brunswick Rail Дмитрий Бовыкин отмечает, что 300 тыс. руб. за платформу — рыночная цена. Но, добавляет эксперт, на сдаче в аренду платформы в день можно заработать $10-15, на полувагоне — около $40, поэтому «обмен восьми платформ на один полувагон представляется не самым выгодным». Эксперт считает логичным желание ПГК выйти из перевозок лесных грузов, спрос на которые невысок. «Но вопрос в том, как стоило продавать активы»,— уточняет эксперт. По его мнению, продав специально созданную компанию для перевозки леса, ПГК могла заработать больше. Параллельно ПГК, по сути, выходит из еще одного сегмента перевозок. Компания отказалась от контроля над ЗАО «Русагротранс» (крупнейший в России перевозчик зерна), где владела 51% акций. По данным источников «Ъ», в ноябре 2010 года партнер ПГК «Рустранском» (49% акций «Русагротранса») инициировал процедуру увеличения уставного капитала ЗАО, предложив внести в него около 6 тыс. зерновозов (куплены у ОАО РЖД на аукционе прошлым летом). В конце года совет директоров ПГК утвердил допэмиссию акций «Русагротранса» на 870 млн руб. Сама ПГК в допэмиссии участия не приняла, снизив долю в ЗАО до 46%. В результате, говорит один из собеседников «Ъ», по итогам 2010 года ПГК не будет учитывать финансовые результаты «Русагротранса» в своей консолидированной отчетности. В 2009 году ЗАО обеспечило ПГК 8,5% чистой прибыли. По данным источников «Ъ», потеря контроля над ЗАО даже в самой ПГК была воспринята неоднозначно. Независимый директор Дмитрий Новиков не соглашался одобрять сделку в отсутствии главы совета директоров ПГК Ильи Рящина, но большинство директоров (в основном это представители ОАО РЖД) настояли голосовании. Представители монополии, по словам собеседника «Ъ», проголосовали за сделку в соответствии с директивой, подписанной старшим вице-президентом ОАО РЖД Валерием Решетниковым. Воздержался только глава ПГК Салман Бабаев. В пресс-службе ОАО РЖД «Ъ» уточнили, что сделка была согласована со всеми профильными ведомствами. «Уменьшение доли ПГК в «Русагротрансе» соответствует логике реформы железных дорог, предполагающей выход структур ОАО РЖД из сегментов по перевозке специализированных видов грузов»,— пояснили в ОАО РЖД. По мнению монополии, сделка привела к увеличению капитализации ПГК — уменьшив долю в ЗАО, компания увеличила ее стоимость за счет новых вагонов. Однако в правительстве есть другое мнение. «Эти сделки показывают: ничто не мешает вывести активы из дочерних обществ ОАО РЖД во «внучки» и продать без всякого согласования или какой-либо публичной процедуры»,— говорит один из профильных федеральных чиновников. По его мнению, ситуация вокруг «Русагротранса» может привести к изменениям в нормативных актах, регулирующих отчуждение активов ОАО РЖД. Андрей Рожков из ИФК «Метрополь» согласен, что «ПГК как минимум следовало внести в капитал «Русагротранса» средства, чтобы не терять контроля». По мнению главы агентства Infranews Алексея Безбородова, «при качественном управлении» к концу года «Русагротранс» можно было бы подготовить к IPO и получить от реализации контрольного пакета около $300 млн. Миноритарная же доля, оставшаяся у ПГК, по мнению эксперта, сторонних инвесторов не заинтересует.

По сообщению сайта Коммерсантъ