Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Сердце отдаю детям…

Дата: 09 марта 2011 в 10:01

Гульмира ИСИМБАЕВА, депутат Мажилиса Парламента, «Казахстанская правда», 6 марта

«Сердце отдаю детям» – эти слова сказаны как будто сегодня и в полной мере относятся к Учителю, имя которого широко известно не только в нашей республике, но и далеко за ее пределами. Своим Учителем называют Рафику Бекеновну Нуртазину не только те, кто сидел за партой в ее классе, но и сотни тысяч учителей-филологов, лингвистов, педагогов. К ним причисляю себя и я. Тому, как стать учителем, а не человеком с дипломом педагогического вуза, я училась у нее.
Первое мое знакомство с ней было заочным. Со студенческой скамьи я пришла в школу учить казахских детей «великому и могучему». С чего начинать? Как вести уроки, чтобы детям было интересно, когда они еще не понимают языка?! Конечно, самым близким моим советчиком и первым наставником в этом процессе был мой отец – филолог, учитель русского языка и литературы Истайбек Алишерович Исимбаев. Но каждый из нас на практике постигает свой путь, опираясь не только на советы любящих людей. Вот тогда на помощь пришло «Методическое руководство к учебнику русского языка для 4–5-х классов казахских школ» под авторством Р. Б. Нуртазиной. В нем – краткий план каждого урока, начиная с вводного слова, рекомендации, следуя которым любой учитель мог провести урок, а учитель мыслящий – обрести импульс к творчеству.
Следующий этап знакомства состоялся в июне 1988 года: будучи делегатом Первого республиканского слета творчески работающих учителей, инициированного министром М. Джолдасбековым, я присутствовала на уроке Рафики Нуртазиной по трогательной и глубокой теме матери в произведениях советских писателей. До сих пор свежо в памяти ощущение атмосферы душевности и теплоты на уроке, богатства педагогического мастерства Учителя. Помню, как поразила меня и компетентность учеников, а Жазира Асанова, прочитавшая на языке Пушкина собственное стихотворение, и вовсе потрясла. Как же мне хотелось и своих сельских учеников научить такому же владению русским словом!
Позже, уже во время работы в городе, мне посчастливилось ближе узнать Рафику Бекеновну и как человека, и как педагога, советоваться с ней по многим вопросам, беседовать о судьбе ее родной школы № 12. Рафика Бекеновна – эталон Учителя, верности традициям просвещения, образец неиссякаемого трудолюбия. В 75 лет она давала блестящие показательные уроки русского языка и литературы для учеников и учителей города. Теряя зрение, писала учебные пособия для обучения теперь уже казахскому языку. А в 80-летнем возрасте блестяще провела актовый урок в родной школе по творчеству Пушкина и Абая.
То, как она декламирует поэмы Пушкина, произведения Абая, нужно слышать, это урок мастерства для всех учителей-лингвистов!
Закономерно, что Рафика Бекеновна первой в Казахстане была удостоена высокой награды – медали А.С. Пушкина за вклад в развитие русского языка. Учитель… За этим лаконичным словом – огромный, кропотливый труд, постоянный поиск и творчество, требовательность к себе и другим. Но относительно Р. Нуртазиной это еще и трогательная, нежная любовь к детям, трепетное отношение к профессии. И ее за теплоту душевную, за щедрость сердца любят и ценят не только дети, но и взрослые.
Автор учебников, методических пособий и разработок обширного дидактического материала, «Занимательной грамматики», Нуртазина помогла многим начинающим учителям найти свой стиль, взять на вооружение эффективные методы и способы обучения. Правомерно в свое время ее назвали «разведчиком методической науки». Один из ее классических принципов – «обучая, воспитывать, воздействуя не только на разум, но и сердце ученика, помня, что ученик – это прежде всего человек».
Став директором СШ № 12, флагмана казахских школ республики в то время, она добивалась, чтобы никто из ее коллег-педагогов не отступал от принципа максимального уважения к детям. Требуя от других внимания к каждому ребенку, сама она была внимательна к каждому педагогу. Школа – не просто место, где дети учатся основам наук. Школа, убеждена Нуртазина, призвана во всю ширь развернуть их способности и гражданские стремления.
Весь свой богатейший опыт она щедро передавала другим. Не только в школе проходили стажировку учителя. Рафика Бекеновна выезжала в регионы и за пределы республики, давала, как теперь говорят, «мастер-классы», активно участвовала в процессе повышения квалификации учителей, в конгрессах преподавателей русского языка и литературы в Германии, Венгрии, Чехословакии. Как признанный специалист-русовед, казахская учительница представляла образовательные интересы тогда еще СССР в Японии и Вьетнаме, Италии, других государствах Европы и даже в странах Африки.
Вся жизнь Рафики Бекеновны – достойнейший пример преданности делу, уважения к учительской профессии, к высокой миссии «ваятеля юных душ». С 1941 года работая в школах Алматы, она обучила и воспитала не одно поколение питомцев. Среди ее учеников – строители, артисты, ученые, министры – люди разных профессий. Имена многих из них хорошо известны: Аскар Кулибаев, Амангельды Ермегияев, Уалихан Калижан, Сауык Жакупова, Шарбану Кумарова... Многие из них разлетелись по свету, а многие трудятся в родном городе, способствуя его процветанию. И по праву учитель Нуртазина – почетный гражданин Алматы. И сегодня ее опыт, мудрость, талант Педагога с большой буквы оказывают действенное влияние на укрепление методической базы школ города.
Символично и то, что Рафика Нуртазина родилась в Международный женский день. В ее личности, помимо величайшего профессионализма, воплотились лучшие качества прекрасной половины человечества – нежность и доброта, чувство чуткой ответственности за своих воспитанников, щедрость сердца и широта души. Думается, что в формировании Нуртазиной как педагога, становлении ее как личности существенную роль сыграло не только природное дарование, но и проникновенное отношение к стремлениям подрастающего поколения. В совокупности эти слагаемые вывели скромную девочку из небольшого прииртышского аула Павлодарской области на высоты признания в масштабах былого Союза, теперь именуемого пространством СНГ. Уверена, в нашей стране, в независимой Республике Казахстан, ее огромный педагогический потенциал, ее святое призвание найдут достойных последователей и продолжателей.
Сегодня, накануне славного юбилея, мне хочется от всей души поздравить Рафику Бекеновну и искренне поблагодарить ее словами: «Учитель, пред именем твоим позволь смиренно преклонить колени!»

Наша справка.
Нуртазина Рафика Бекеновна – Герой Социалистического Труда, заслуженный учитель школ Казахстана, отличник народного просвещения Казахской ССР, почетный гражданин города Алматы, лауреат Пушкинской премии, премии «Платиновый Тарлан».
Награждена орденом Ленина и золотой медалью «Серп и молот», двумя орденами «Знак Почета», орденом «Құрмет», медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За трудовую доблесть», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», «Ветеран труда», медалью А. С. Пушкина, а также почетными грамотами Президиума Верховного Совета СССР, Президиума Верховного Совета КазССР, Академии педагогических наук СССР и ЦК профсоюза работников просвещения, Министерства просвещения СССР, Министерства образования КазССР, Ассамблеи народа Казахстана.
Нуртазина Рафика – кандидат педагогических наук, автор около 300 научных и учебно-методических работ, в том числе 15 учебников и учебных пособий для средней школы и 10 книг для дошкольников.

По сообщению сайта Nomad.su