Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Внеочередные выборы Президента Республики Казахстан: вопросы и ответы

Дата: 09 марта 2011 в 12:01 Категория: Новости политики

Сто
вопросов и ответов


 


«Казахстанская
правда» продолжает публиковать выдержки из брошюры «Внеочередные выборы
Президента Республики Казахстан: вопросы и ответы», подготовленной докторами
юридических наук, членами Конститу­ционного совета РК Виктором Малиновским и
Аманжолом Нурмагамбетовым при непосредственной поддержке Института
законодательства РК.


– Вправе ли
кандидат в Президенты снять свою кандидатуру?


– Кандидат в
Президенты в любое время до регистрации и за два дня до голосования может снять
свою кандидатуру, обратившись с письменным заявлением об этом в Центральную
избирательную комиссию.


– Вправе ли
высший орган республиканского общественного объединения отменить свое решение о
выдвижении кандидата в Президенты Республики Казахстан?


– Высший орган
республикан­ского общественного объединения в любое время до регистрации и
после нее может отменить свое решение о выдвижении кандидата в Президенты,
обратившись с соответствующим представлением в Центральную избирательную комиссию.


Однако в
качестве гарантии конкурентности и соревновательности Законом «О выборах»
установлено следующее правило: в случае если по результатам выбытия кандидатов
после окончания срока регистрации осталось менее двух кандидатов в Президенты,
Центральная избирательная комиссия своим постановлением продлевает срок
выборов.



Возмещаются ли расходы, понесенные из республиканского бюджета, в случаях
снятия кандидатом своей кандидатуры или отмены решения о выдвижении кандидата в
Президенты РК?


– Если снятие
кандидатом в Президенты своей кандидатуры или отмена решения о выдвижении
кандидата произведены без вынуждающих к тому обстоятельств, Центральная
избирательная комиссия вправе отнести на счет кандидата либо, соответственно,
выдвинувшего его общественного объединения часть понесенных из средств
республиканского бюджета расходов на проведение избирательной кампании.



Освобождаются ли кандидаты в Президенты от работы и выполнения иных
обязанностей на период избирательной кампании?


– Кандидаты в
Президенты со дня их регистрации и до опубликования итогов выборов вправе
освобождаться от работы, военной службы и воен­ных сборов.


Таким образом,
кандидаты в Президенты сами решают, освобождаться от работы, военной службы и
военных сборов на период избирательной кампании или нет.



Освобождается ли действующий Президент РК, являющийся одновременно кандидатом в
Президенты, от исполнения обязанностей Главы государства на период предвыборной
кампании?


– Не
освобождается. В соответствии с пунктом 3 статьи 42 Конституции полномочия
Президента республики прекращаются с момента вступления в должность вновь
избранного Президента республики, а также в случае досрочного освобождения или
отрешения Президента от должности либо его кончины. Согласно пункту 1 статьи 47
Конституции, Президент РК может быть досрочно освобожден от должности при
устойчивой неспособности осуществлять свои обязанности по болезни. Пунктом 2
статьи 47 Основного закона установлено основание, по которому Президент может
быть отрешен от должности, – это совершение государственной измены. Данными
конституционными нормами установлены также и процедуры принятия названных
решений.


Иных способов
освобождения от должности Президента РК в Конституции не предусмотрено.


– Какие
установлены гарантии деятельности кандидатов в Президенты республики в ходе
избирательной кампании?


– Кандидаты в
Президенты со дня их регистрации и до опубликования итогов выборов не могут
быть уволены с работы, переведены на другую работу или должность без их
согласия, а также направлены в командировку или призваны на военные сборы.


Время участия
кандидата в Президенты в выборах засчитывается в трудовой стаж по той
специальности, по которой он работал до дня регистрации.


– Что такое
предвыборная программа кандидата в Президенты Республики Казахстан и каково ее
содержание?


– Каждый
кандидат в Президенты республики имеет предвыборную программу своей будущей
деятельности. Закон «О выборах» не устанавливает специальные требования к
содержанию предвыборной программы.


На практике
она включает основные направления будущей деятельности кандидата в Президенты
республики в случае его избрания: в сфере экономики, политического и
социального развития, внешних отношений, обороны, образования, культуры,
совершенствования государственных органов и др.


Однако
предвыборная программа не должна провозглашать идеи насиль­ственного изменения
конституционного строя, нарушения целостности республики, подрыва безопасности
государства, разжигания социальной, расовой, национальной, религиозной,
сословной и родовой розни, культ жестокости и насилия, а также создание не
предусмотренных законодательством военизированных формирований.


В случае
нарушения названных требований Центральная избирательная комиссия вправе
отказать кандидату в регистрации, а в случае выдвижения кандидатом в Президенты
такой предвыборной программы после регистрации – отменить решение о
регистрации.


– Является
ли обязательным выступление кандидата в Президенты с предвыборной программой
будущей деятельности?


– Это право,
но не обязанность кандидата в Президенты. Безусловно, каждый претендент на
высший государ­ственный пост крайне заинтересован в получении большего числа
голосов избирателей. Поэтому, как правило, кандидат в Президенты исключительно
большое значение придает форме и содержанию своей предвыборной программы, ее
привлекательности, имеющей цель побудить избирателей отдать голоса именно за
его кандидатуру.


Если же по
какой-либо причине кандидат в Президенты не выступает с предвыборной программой
– это его право, и, согласно Закону «О выборах», какие-либо юридические
последствия не наступают.


– Могут ли
формироваться инициативные группы по выборам Президента Казахстана?


– Нет, так как
создание инициативных групп Законом «О выборах» не предусмотрено.


– Каков
правовой статус доверенных лиц кандидата в Президенты Республики Казахстан?


– Кандидаты в
Президенты вправе иметь доверенных лиц, которые помогают им в проведении
избирательной кампании, ведут предвыборную агитацию, представляют интересы
кандидатов.


Кандидаты в
Президенты определяют доверенных лиц по своему усмотрению, в количестве, не
превышающем трех человек на каждый избирательный участок, и сообщают о них для
регистрации в соответствующую избирательную комиссию.


Лица,
предлагаемые кандидатом в Президенты в качестве доверенных лиц, представляют в
соответствующую избирательную комиссию заявление о своем согласии быть
доверенным лицом.


Избирательная
комиссия после регистрации доверенных лиц выдает им соответствующие
удостоверения.


Доверенное
лицо должно быть гражданином Республики Казахстан и не может быть членом какой
бы то ни было избирательной комиссии, а также лицом, занимающим должность
политического государственного служащего. Однако административному
государственному служащему не запрещается быть доверенным лицом при определенных
условиях, например, при нахождении в отпуске.


Доверенные
лица действуют в пределах полномочий, представленных им в письменной форме
кандидатом в Президенты.


Доверенные
лица утрачивают свой статус по завершении избирательной кампании, по личной инициативе,
по решению кандидата в Президенты, а также в случае отмены регистрации
кандидата в Президенты.


– Что такое
предвыборная агитация и каков порядок ее осуществления?


– Предвыборная
агитация – дея­тельность, имеющая целью побудить избирателей принять участие в
голосовании «за» или «против» того или иного кандидата в Президенты.


Иностранцам,
лицам без граждан­ства, иностранным юридическим лицам и международным
организациям запрещается осуществлять деятельность, препятствующую и (или)
способствующую выдвижению и избранию кандидатов в Президенты, достижению
определенного результата на выборах.


Предвыборная
агитация начинается с момента окончания срока регистрации кандидатов в
Президенты и заканчивается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего
дню выборов (то есть начинается с 3 марта и заканчивается в 24 часа 1 апреля
2011 года). При проведении повторного голосования предвыборная агитация
начинается со дня назначения дня по­вторного голосования и заканчивается в ноль
часов по местному времени дня, предшествующего дню выборов.


Предвыборная
агитация осуществляется:


1) через
средства массовой информации;


2) путем
проведения публичных предвыборных мероприятий (предвыборных собраний и встреч с
избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шест­вий,
демонстраций и иных предвыборных мероприятий в порядке, установленном
законодательством, и не запрещенных Законом «О выборах»), а также личных встреч
кандидатов и их доверенных лиц с избирателями;


3) путем
выпуска и (или) распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных
материалов.


Запрещается
проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные
материалы:


1)
государственным органам, органам местного самоуправления, а также их должностным
лицам при исполнении служебных обязанностей;


2)
военнослужащим Вооруженных сил, других войск и воинских формирований,
работникам органов национальной безопасности, правоохранительных органов и
судьям;


3) членам
избирательных комиссий;


4) религиозным
объединениям.



Сайт газеты «Казахстанская правда»

По сообщению сайта Meta · новости дня