Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

В Казани стали плясать лезгинку в общественных местах

Дата: 09 марта 2011 в 15:31 Категория: Общество

В столице Татарстана начались уличные исполнения лезгинки, ранее уже вызвавшие различные инциденты в некоторых городах центральной России. Казанская общественность также довольно бурно реагирует на проявления кавказской этничности, выражаемые подобным образом.

Видео с исполнением лезгинки в Казани быстро появилось в интернете. В частности, в социальных сетях можно посмотреть ролик, где кавказская молодежь пляшет около торгового комплекса «Мега» под музыку из припаркованного автомобиля. Правда, обычной в таких случаях стрельбы в воздух (как это было, например, в июне 2010 года в Чебоксарах) в Казани пока не отмечено.

О том, что думают об исполнении кавказских танцев в общественных местах, корреспондент ИА REGNUM спросил у экспертов и представителей общественности Казани.

Профессор кафедры этнологии и археологии КФУ Татьяна Титова считает, что «кавказский этнодансинг» в городах Центральной России можно рассматривать не иначе, как вызов остальному обществу, лезгинка выступает как определенный этнический маркер: «Кавказская молодежь стремится публичным исполнением национальных танцев обозначить свое присутствие в конкретном населенном пункте, целью является демонстрирование своей силы». «Нет ничего плохого в том, чтобы лезгинка исполнялась на фестивалях дружбы народов или на закрытых корпоративных мероприятиях — свадьбах и днях рождениях, но когда подобное приходиться наблюдать в общественных местах, то это необходимо пресекать», — полагает профессор Титова. Однако при дальнейшем попустительстве со стороны властей и руководства кавказских общин «это может привести к нежелательным последствиям, которые уже наблюдались в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Москве и других российских городах».

Заведующий кафедрой политологии, социологии и менеджмента КГТУ (КАИ) Владимир Беляев пояснил, что сами кавказцы считают лезгинку свадебным танцем, который они никогда не станут исполнять, где попало. Те же, кто нарушает этот порядок, «самими кавказцами воспринимаются как обычное быдло, которые позорят честь горцев». Политолог считает, что «приезжие обязаны учитывать обычаи нашего региона, где не принято исполнять танцы в общественных местах», и призывает правоохранительные органы «жестче следить за порядком».

«Очевидно, что исполнение лезгинки в общественных местах — не невинное желание ознакомить жителей Казани с этим кавказским танцем, а демонстративный акт, путем которого танцоры пытаются «застолбить» за собой территорию», — уверена завсектором Кавказа Казанского центра региональных и этнорелигиозных исследований Яна Амелина. Она напомнила, что во многих других городах России подобные танцы достаточно быстро переходили в межнациональные столкновения, и совсем не потому что жители других российских городов — ксенофобы. «Просто они уже хорошо знают, что стоит за такими лезгинками, которые, кстати, на улицах кавказских городов никто не танцует. А если бы кто-то вдруг решил так поступить, это вызвало бы примерно такое же удивление, как если бы казанцы вдруг пустились плясать вприсядку «Барыню» или «Яблочко» на улице Баумана», — считает эксперт.

«Бывают танцы, посвященные окончанию сбора урожая, свадебные и так далее, но на видео, которое выложено в интернете, видно, что все собравшиеся пляшут некий военный танец», — говорит председатель Общества русской культуры (ОРК) Татарстана Александр Салагаев. «Какой смысл вкладывает в свои пляски кавказская молодежь, исполняя лезгинку у торгового комплекса «Мега» или на центральной улице Баумана в Казани? С кем хотят воевать?» — спрашивает Салагаев.

Активист социалистического крыла татарской молодежи Булат Шагеев предлагает властям республики обратить внимание на миграционную политику: «Количество кавказцев в Казани еще не достигло уровня Ростова-на-Дону, Краснодара и других городов Центральной России, поэтому в Татарстане чуть спокойнее».

Мнения татарских националистов по поводу исполнения лезгинки на улицах Казани разделились. Если представители старшего поколения не одобряют кавказских плясок в столице Татарии, то часть молодежи действует по известному принципу «чем хуже — тем лучше».

Например, директор Центра этнологического мониторинга Всемирного конгресса татар (один из разработчиков идеологии татарского национализма — прим. ИА REGNUM) Дамир Исхаков признает, что «за кавказскими танцами, спонтанно исполняемыми в общественных местах, стоит не просто демонстрация культуры, а нечто другое». «Каждый этнос стремится к выражению собственной идентичности: татары, например, свою татарскость стремятся направить в написание книг, а кавказцы предпочитают внешние проявления — лезгинку, ношение футболок с кавказоцентричными надписями, — говорит Дамир Исхаков, — однако всегда нужно учитывать местные традиции. У себя дома можете пусть танцевать, где угодно и сколько угодно, но в Татарстане так не принято».

Председатель Всемирного форума татарской молодежи Руслан Айсин наоборот считает лезгинку проявлением «миролюбивого отношения к окружающим». По его мнению, молодые кавказцы таким образом хотят показать, что «они открыты для социума, а не замкнутая община со своими малопонятными устоями, ведь они же не размахивают оружием или кулаками». По словам Айсина, «просто кому-то хочется сделать кавказцев внутренним врагом России, чтобы все свалить на них и сплотить на этой истеричной волне общество».

Открыто приветствовал исполнение лезгинки на казанских улицах только лидер «Союза татарской молодежи «Азатлык» Наиль Набиуллин. «Они показывают, что гордятся своей национальностью и не стесняются продемонстрировать это публично: это достойно похвалы. Татарам и другим нерусским следовало бы брать пример с кавказцев!» — заявил лидер молодых национал-радикалов. Возмущение некоторых жителей Казани лидер «азатлыковцев» списал на «русский шовинизм»: «Русские не хотят видеть ничего, кроме русского, и это их проблемы. Мир не однобок, существует много наций и культур, придется смириться с тем, что не все хотят быть русскими».

Председатель национально-культурной автономии чеченцев Татарстана «Вайнах» Селим Сусаев был несколько смущен просьбой прокомментировать лезгинку в Казани, однако заметил, что «это гораздо лучше, чем распитие алкогольных напитков или употребление наркотиков». «Тем не менее, танцевать нужно на фестивалях национальной культуры, на сценах ДК или на свадьбах, днях рождениях, чтобы это носило цивилизованный характер», — отметил Сусаев. Также он сообщил, что намерен выяснить, кто конкретно из молодых кавказцев танцевал лезгинку возле торгового комплекса «Мега».

Позже один из представителей кавказской молодежи, обучающийся в казанском вузе, сообщил корреспонденту ИА REGNUM на условиях анонимности, что «он, лично, против того, чтобы танцевать лезгинку, где попало». По его словам, вести себя вызывающе в чужом городе, оскорблять местных жителей, задирать парней и приставать к девушкам, что порой приходиться замечать, «совершенно не красит настоящего кавказца, настоящий кавказец так себя не ведет».

В этой связи можно отметить, что на отчетном заседании Ассамблеи народов Татарстана, проходившем 3 марта, ее председатель — спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин призвал руководителей национальных общин обратить особое внимание на молодое поколение: «Национально-культурным объединениям надо начинать серьезную работу с молодежью».

По сообщению сайта REGNUM