Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Не делай постную мину

Дата: 09 марта 2011 в 15:31

Вот и прошла Масленичная неделя, в понедельник начался Великий пост, после которого 24 апреля будет самый великий христианский праздник — Пасха Христова. Наша газета не раз уже писала об этом удивительном времени в жизни человека. Но, как показывает практика, многие до конца не понимают смысл Великого поста, почитая его хоть и за необычную, но все-таки диету. Однако смысл его вовсе не в том, чтобы «скинуть пару килограммов» или «очистить организм», смысл Великого поста — во встрече с тем, кто создал духовный и материальный миры, с тем, кто создал всю Вселенную

«Несколько причин, по которым я не умываюсь»
Начать этот материал хотелось бы с того, что пост — это время, когда нужно чаще ходить в храм, молиться. Но люди сами для себя нередко придумывают различные отговорки — нет времени, холодно, потом схожу и т. д. Одному священнику надоели подобные «отмазки», и он сравнил молитву и церковь с мылом, водными процедурами. После чего выложил в своем блоге 18 остроумных пунктов с заголовком «Несколько причин, по которым я не умываюсь»:
1. Потому, что меня заставляли умываться в детстве.
2. Потому, что меня не учили умываться в детстве.
3. Те, кто умываются — лицемеры — думают, что они чище других.
4. Не могу решить, какое мыло лучше.
5. Когда-то я умывался, но потом мне это надоело.
6. Я умываюсь только по большим праздникам — на Рождество и Пасху.
7. Никто из моих друзей не умывается.
8. Начну умываться, когда стану старым и грязным.
9. У меня нет времени на умывание.
10. Зимой вода слишком холодная, а летом слишком теплая.
11. Не хочу, чтобы на мне зарабатывали производители мыла.
12. Я моюсь в душе (игра слов, кто поймет).
13. Все мыло одинаково моет. Разные сорта мыл придуманы жуликами в белых халатах.
14. Все войны в мире из-за мыла.
15. Все сорта мыл имеют свои недостатки. Я моюсь тремя мылами сразу. Ибо только такое соединение мыл правильное.
16. Наука еще в прошлом веке доказала, что никаким, даже самым идеальным, мылом невозможно ликвидировать все молекулы и атомы грязи. Поэтому умывание есть чистой воды фальсификация и «опиум для бомжей».
17. Любое мыло содержит вреднейшие химические вещества и крайне вредно влияет на кожу человека.
18. Ребенка нельзя с детства приучать к мылу. Вырастет — поймет, умываться ли ему и каким мылом.
Далее интернет-сообщество добавило к данному списку еще парочку интересных пунктов:
19. Производители мыла жгли в средневековье ведьм на кострах.
20. Главный Мыловар России ездит на машине с мигалкой и пользуется услугами ФСО.
Великий пост — пора помыться!

Мы — это сад
Прежде всего, необходимо понимать, что телесный пост — пищевые ограничения — не является самоцелью — это всего лишь средство для того, чтобы легче было делать более важные дела: научиться дисциплине подчинения низшего выс-шему, сберечь средства для помощи нуждающимся, обратить больше внимания молитве, научению заповедей Божиих, испытанию своей совести и молитвенному поиску путей к исправлению своих духовных недостатков.
Как заметил священник Алексий Чумаков, говоря о посте:
— Сильнейшее средство для исправления духовных недостатков — дела милосердия. Без трудов такого рода, как мне представляется, вообще невозможно говорить о каком-то богоугодном и неформальном проведении поста. Нет доблести в том, чтобы не есть, она в том, чтобы делать добро. Ведь даже акцент на своих грехах и страстях без служения ближним, помощи нуждающимся становится неким эгоистическим самокопательством, лишает жизнь христианина сильнейшего средства преодоления своих греховных страстей.
Чтобы понять, что пост проходит не зря, нужно смотреть на проводимое время как на дерево — как и все остальное в жизни, древо познается по плодам. Удалось ли сместить центр своей жизни с себя любимого, расширить свое сердце, чтобы и ближнего любить, и служить ему, наконец, стать ближним, как это сделал милосердный самарянин в известной притче? Удалось ли увидеть в себе то, что мешает духовному росту, подчиняет, сковывает, обескровливает нашу жизнь (например, какое-то греховное пристрастие и зависимость вроде пьянства, курения, иного рода пораженности воли злом)? Удалось ли понять, что Спаситель Иисус Христос именно для того и воплотился и умер за нас, чтобы дать нам возможность от всего этого зла в себе избавиться? Удалось ли, наконец, начать следовать за Ним не только на словах, не только противостоять и уклоняться от зла, но и делать добро? Появилась ли в нашей душе благодарность Богу, надежда на Его помощь, решимость и самим подражать Ему в милосердии, любви, терпении? И много иных вопросов такого рода стоит себе задавать во время поста, тогда будет и мотивация для духовного роста.
На вопрос «Если во время поста чувствуется сплошное раздражение, усталость — значит ли это, что надо в чем-то ослабить пост?» отец Алексий ответил:
— Когда перекапывается почва в саду, на поверхность нередко попадают доселе скрытые и не всегда красивые и приятные для запаха предметы и существа. Действие порождает противодействие. Усталость и раздражение во время поста бывают и от перемены привычной пищи и распорядка жизни, т. е. это побочные эффекты одной из целей поста — отмены «рутины», течения жизни по накатанным, «автоматическим» тропинкам, многие из которых для нас опасны. Кроме того, издавна известно, что если у нас есть какие грехи и мы в них раскаиваемся, начинаем с ними борьбу, избегаем их повторения, есть большая опасность замещения этих «раскаянных» грехов другими, иногда более опасными. Например, почти любой грех можно «задавить» гордостью или тщеславием, при этом искренне считая, что мы побеждаем.
Весьма полезным образом нашей души может быть сад, который нам дан для возделывания. В нем богатая, плодородная почва, в нем источник воды, а сверху светит солнце. Если в этом саду ничего не сажать, он сам зарастет сорняками, мощными и, в лучшем случае, бесплодными или ядовитыми плодами. Если сорняки просто пропалывать, можно иметь временный успех, но победить невозможно: корни их остаются в плодородной почве, а семена рассеяны везде.
Целью же существования этого сада является вовсе не то, чтобы занять садовника прополкой, а то, чтобы дать богатый урожай плодов, как в известной притче Спасителя про виноградник. Иными словами, надо на место вырванного сорняка сажать плодородное растение, на место греха — добродетель, чтобы силы нашей души не питали сорняк, а давали плод.
Так вот, раздражение, тоска и усталость во время поста могут быть также признаками того, что мы только делаем вид, что меняемся, мы «косим» наши грехи и недостатки, но ничего не сажаем взамен, ходим по кругу, вытесняя одни страсти другими. Лекарством тут может быть труд, реальная работа, реальная помощь и служение кому-то, переход к культивации добродетели, укреплению своей воли в делании добра, согласовании своей воли с волей Бога. В этой связи кому-то полезно будет пост ослабить, а кому-то — усилить, все люди разные.

Гони дурные мысли!
Слово «пост» в русском языке, как и в латыни, имеет два смысла. Пост как время воздержания от чего-либо и пост как место, где находится караульный, дежурный солдат — на посту.
Вот как известный православ-ный миссионер, протодиакон Анд-рей Кураев рассказал об этом «посту/посте» и о том, как дурные мысли превращаются в яростные страсти:
— Пост — это время, когда душа должна становиться на страже, когда христианин сугубо вспоминает, что он солдат. Каждый из нас, независимо от возраста и от пола, — воин Христов. И каждому из нас вверена в защиту святыня небывалой ценности. Сам Творец миров снисшел к нам и распялся «нас ради человек и нашего ради спасения».
Люди готовы грызть друг другу глотки за право владения нефтяной скважиной, они готовы устраивать перестрелки из-за владения каким-нибудь доходным рес-тораном, готовы убивать друг друга, сбрасывать атомные бомбы ради деления рынков, куда бы они могли продавать свою продукцию, ради приобретения земель и так далее. Готовы бить друг друга смертным боем из-за разницы в политических взглядах. Но что стоит владение каким-нибудь кус-ком земли, какие бы там нефтяные или алмазные скважины не были, по сравнению с человеческой душой? И удивительная складывается ситуация: чем более агрессивен человек вовне, чем более агрессивен он в защите внешних ценностей, тем обычно инфантильнее, беззащитнее он, когда речь идет о защите самого главного — защите его собственной души.
Церковь всегда призывает к тому, чтобы человек стоял на страже чистоты своей души, чтобы он не впускал в нее зло. Важно понимать, что грех в душу человека вползает постепенно. Иногда, конечно, бывает так, как на ускоренной съемке, когда в ускоренном ритме показывают кинопленку и фигурки быстро движутся, — вот таким же скачком человек, бывает, совершает некий грех. Вот он жил в нормальном состоянии, и вдруг что-то в голову ударило — и он быстро пошел и кого-то оскорбил, убил или еще что-то сделал. Но на самом деле, если мы начнем просмат-ривать эту пленочку в замедленном режиме, мы увидим, что внезапности все равно не было, а была, как правило, некая последовательность того, что произошло.
Как проникает в человека грех? Сначала в ум вторгается некий помысел. Идет человек, например, по улице и видит какую-то надпись на заборе. Он идет, и от него почти не зависит, прочитает он ее или не прочитает, — она сама бросилась в глаза. Содержание помыслов почти не зависит от человека. Такие вот начинающиеся помыслы по святоотеческой терминологии называются «прилоги». Я говорю «почти», потому что здесь тоже необходимо уточнение. Как однажды отец Павел Флоренский выразился: «Бывают воспитанные сновидения, а бывают невоспитанные сновидения». Потому что во многом даже содержание кладовки нашего подсознания зависит от того, как мы живем в дневное время суток, в сознательное время нашей жизни. Но, тем не менее, зачастую к нам нечто вторгается, приходит извне. Как нам реагировать на это вторжение? В нашей голове ведь постоянно мелькает калейдоскоп какой-то информации, предположений, обрывочков мыслей, образов и чувств. Но вот однажды мы делаем стоп-кадр. Собственно, постоянно мы делаем стоп-кадр и говорим: «Стоп, вот меня именно это заинтересовало. Что это такое? Надо повнимательнее присмотреться».
Человек начинает всматриваться в то новое, что вторглось в его голову сейчас, в его душевную жизнь. Присматривается и начинает спрашивать. Христианин должен в этой ситуации спросить возникшую мысль, возникшее желание: «Ты чье?» Паспорт потребовать. Должен пользоваться советом Владимира Ильича Ленина. Ленин советовал: «В любой политической ситуации задавайте вопрос: кому это выгодно?». Вот так мелькнула у тебя в голове мысль: «А не пойти ли сегодня напиться вусмерть?». Ну, так мелькнула и мелькнула, вы еще даже с ней не согласны. Не понятно, откуда взялось — воздухом навеяло! Не пойти ли напиться? Человек должен эту мысль осознать и попробовать понять: если я ее исполню, то что из этого выйдет? Вот у меня есть ангел-хранитель за правым плечом (ну, надеюсь. Если он еще там и я не отогнал его окончательно), и, несомненно, есть и за левым плечом некий персонаж, обычно с рогами изображаемый.
И вот элементарный вопрос: если я этому помыслу последую, откуда последуют слова одобрения? Кого я порадую? Того, кто за правым, или кто за левым плечом? Кому это будет выгодно? Простенький вопрос, кажется, примитивный! А попробуйте хотя бы иногда этот вопрос себе задавать, и многое в жизни станет яснее!
Итак, я понимаю, что если я по этому прилогу, т. е. по этому помыс-лу поступлю, — аплодисменты раздадутся слева… И что в таком случае делать человеку? Душа — это, если хотите, охраняемая территория, и у меня есть своя система ПВО (противовоздушной обороны). Например, если в воздушное пространство России вторгается некий неопознанный летающий объект, ему, как только его засекли, немедленно посылается кодированный сигнал — там система различения «свой — чужой». Это кодированный сигнал на определенной частоте с определенной последовательностью. На всех летательных аппаратах стоит приборчик, который автоматически, без воли летчика улавливает этот запрос, он знает эту волну, на эту волну настроен. И, автоматически получив запрос, передает ответ: «Я свой, не трогай меня». Но если вторгся чужак — он молчит, не отвечает на эту волну, запрос. И тогда объявляется тревога — понятно, что это чужой, надо приводить в готовность какие-то там под-разделения и решать вопрос, как его выпроводить из территории нашего воздушного пространства.
Так вот, нехорошая мысль вторг-лась в мое сознание, я посылаю ей запрос: «Ты чья?» Выясняется, что она не от Христа. Тогда нужно довольно грубо попросить ее выйти: «Ты ко мне сюда вторглась без спросу, так я тебя без спросу и выгоню!»
От Творца людям дан великий дар — дар гнева. Гнев или ненависть — это дар, который в душе человека выполняет ту же функцию, что и система иммунной защиты в нашем организме. Появилась инфекция в теле — соответствующие антитела набрасываются на эту инфекцию и уничтожают ее. Точно так же, когда в мою душу вторгается злой помысел, энергия гнева или ненависти должна его выбросить оттуда: «Я не хочу! Отойди от меня! Не соизволяю!».
Мы с вами сегодня неправильно пользуемся гневом и ненавистью. Вместо того чтобы гневаться на грех, мы гневаемся на грешника. Вместо того чтобы гневаться на зло, — мы зачастую гневаемся просто на людей, даже на Бога гневаемся. Топор бывает страшен в неумелых и злых руках.  Но в самом топоре нет ничего плохого.
Далее, когда мы опознали некий прилог как зло, но не прогнали его, а продолжаем с ним беседовать, то он нас постепенно убеждает. Сначала говорит: «Ну, в принципе, я не говорю, что ты сейчас вот пойдешь и это сделаешь. Но, в принципе, вот прав-да, что так вот иногда поступить нужно. Нет, я лично никого убивать не буду. Но некоторых, конечно, задушить голыми руками надо. Вот моего соседа, например... вот я лично не буду, но, в принципе, если бы мой сосед из еще одной квартиры его бы задушил, я б только приветствовал».

По сообщению сайта Информационный портал «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»