Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Татьяна Толстая в Перми: «Праведником жить — с ума сойти можно»

Дата: 09 марта 2011 в 16:00

Известная писательница посетила Пермь как преподаватель проекта «Пермский открытый университет». И научила горожан исключительно плохому: как правильно материться и почему не нужно бороться со своими недостатками

Пермякам Татьяна ТОЛСТАЯ известна не только как писательница и телеведущая, но и как мама арт-директора ПЦРД Артемия Лебедева. Татьяна Никитична оценила спроектированные сыном урны для мусора и скандальные остановки.

— Видала несколько остановок. Поскольку он очень хорошо понимает дизайн городской инфраструктуры, то плохого не сделает.  Чёткие хорошие формы. Он знает оформление светофоров  всего мира, то же самое с урнами. А это немаловажная вещь. Сомневаюсь, что вам понравится старый заплёванный мешок, вокруг которого ещё куча мусора валяется.

Музейное обезвоживание
— Можно ли создать в Перми искусственно культурную среду, которая не сложилась исторически? Можно ли её укоренить здесь?

— Что ж, такая у нас эпоха, такое искусство она производит. Искусство начинает умирать — и это общемировой процесс. Сохранились люди, которые ещё чувствуют свет, гармонию, композицию. Но как их найти? Современное искусство — это не живопись, не графика, это особое ввинчивание чего-то в мозги. Как правило, даже в заграничные музеи современного искусства заходят человека два в день. Заходила сама, видела такое искусство: стена, а из неё торчат задница и ноги совсем как у живого человека. И что? На другой стене — детский рисунок, на котором изображён мужской половой орган. Плохо нарисовано. Уж если взялся, так нарисуй хорошо! Лично мне кажется, что художники вступили в какой-то сговор с искусствоведами, чтобы выжить. Но радости от этого никакой.

Мне нужна пища духовная. А в музее современного искусства я её не поем, там даже воды нет.

— Писатель Алексей Иванов придерживается схожей точки зрения. Но в «Школе злословия» вы не совсем приветливо с ним общались. Это было в формате передачи или ваше личное отношение к писателю?

— Может, пообщалась и не совсем приветливо. Но без какой-либо враждебности, так как к этому писателю я её не испытываю. Я считаю, что каждый писатель никому не вредит и делает что хочет. Какой вред может быть от писателя? Да, у нас была лёгкая конфронтация во время передачи, потому что он не захотел отвечать на вопросы. Было такое ощущение, что он думает, будто его сейчас на что-то спровоцируют, а потом над этим будут смеяться. На каждый вопрос он отвечал бурчанием. Его послушать — так все у него враги, все писатели против него. Так не бывает! У писателя нет врагов.

Недостаток — не порок!
— У меня есть недостатки, и я с ними не борюсь. Они мне нравятся. И если вы видите в себе недостатки — не боритесь с ними. Праведником жить — это с ума сойти можно. Бороться не надо, пусть недостатков будет больше — они создают приятную картину. Порой ты совершаешь зло, на зле основанное. А недостаток основан на форме, что ли. Например: ты ленив — поздно встаёшь. Это недостаток, но ведь не порок.

Мат — это очень хорошее средство, которым не надо злоупотреблять. Но избегать его тоже не надо. Где нужно — он стоять должен. Это удивительная краска. Одним она даётся, другим — не особо. К примеру, когда пьяный крестьянин матерком разговаривает — чудно звучит… Плохо это даётся городской молодёжи выше рабочего класса.

Однажды я услышала мат рабочих, которые делали у меня дома ремонт. Они не ругались матом, они сообщали друг другу разные производственные навыки. Велик русский язык! Потому что это не что иное, как прекрасное литературное чутьё.

День Победы неуместен?
— Разделяете ли вы мнение сына, Артемия Лебедева, о  культе Дня Победы — что он глуп и неуместен?

— Всю жизнь этот культ был невыносим для меня и моей семьи, в которой дедушка (мой свёкор) — настоящий боевой генерал. Мы все его очень любили, он был главный человек в нашей семье. Из его уст мы видали и слыхали, что такое настоящая война, что такое настоящие друзья, что такое настоящие товарищи, что такое настоящая Победа. И на этом фоне День Победы с его чиновничьим почитанием неизвестно кого выглядит убого.

Вы посмотрите на эти плакаты к 9 Мая! Я исследовала плакаты — как менялось лицо советского солдата во время войны и после. Все эти плакаты и георгиевские ленточки призваны скрыть тот факт, что ветераны живут в чудовищных условиях. Я ещё помню инвалидов войны. Их называли «самовары», потому что у них не было рук и ног. Помню — пойдём с мамой на рынок, а к нам подъезжает такой инвалид на колёсиках — он был приделан ремнями к платформе. Их всех убрали. Где-то к Олимпиаде-80 их буквально «счистили». Вот это День Победы. Такое отношение страны к своим героям.

ДОСЬЕ
Татьяна ТОЛСТАЯ — писательница, журналист и телеведущая. Родилась в 1951 году в литературной семье (её дед — писатель Алексей Николаевич Толстой). Татьяна Никитична окончила отделение классической филологии Ленинградского университета. Её называют лучшей в жанре короткого рассказа. За роман «Кысь» она была удостоена премии «Триумф». Мать двоих сыновей: Артемия и Алексея Лебедевых.

По сообщению сайта Аргументы и Факты