Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Трансакции и трансакционные издержки в предпринимательстве (Т. Шиктыбаев, доктор юридических наук)

Дата: 09 марта 2011 в 17:31 Категория: Новости науки

Трансакции и трансакционные издержки в предпринимательстве

 

Профессор кафедры гражданского и предпринимательского права КазНУ им. аль-Фараби, доктор юридических наук Т. Шиктыбаев продолжает рассмотрение предпринимательства с позиции новой институциональной теории. По мнению автора, в основе такой важнейшей для функционирования и развития бизнеса правовой категории, как предпринимательский договор, лежит экономическая категории «трансакция и трансакционные издержки». Следовательно, чтобы понять природу предпринимательского договора и максимально его эффективно применять для достижения обозначенных целей, необходимо исследовать названные экономические категории как предмет предпринимательского права.

 

Значимость трансакций и трансакционных издержек для предпринимателя и предпринимательской деятельности в целом является ключевым. Это вытекает из самой сущности предпринимательства, поскольку таковая деятельность немыслима вне институциональных соглашений и цели получения предпринимателем прибыли. С помощью трансакций в хозяйственной сфере обеспечивается оборот необходимых для предпринимательства ограниченных ресурсов, а трансакционные издержки – это та категория, от количественной величины которой зависит как успех предпринимателя (получение им предполагаемой прибыли) или его крах, так и удовлетворение спроса потребителей.

Очевидно, что чем выше трансакционные издержки, тем дороже будет для потребителя цена товара (услуги, работа), соответственно, предприниматель меньше реализует своей продукции (меньше будет прибыль), и не каждый нуждающийся в этом гражданин сможет удовлетворить свои потребности. Особую значимость трансакционные издержки приобретают в условиях перехода к рыночной экономике, когда роль государственных органов в регулировании предпринимательства и элемент коррупции в этих органах остаются достаточно высокими. Знание сущности трансакций и трансакционных издержек дает возможность теории и практике выработать механизмы снижения таковых издержек, определить средства, которые позволили бы распределить их таким образом, чтобы добровольный обмен стал возможным и выгодным для предпринимателя и других участников рынка.

 

Трансакции

 

Трансакции, по мнению Дж. Р. Коммонса, – это стратегические отношения в ходе экономической деятельности, так как без них не могло бы быть производства, потребления, покупки, продажи, инвестирования и т.д. Понятие «трансакция» было введено в экономику вышеназванным Дж. Р. Коммонсом, который рассматривал проблему экономической организации в тесной связи с проблемами конфликта, взаимной зависимости и порядка /1/, что вытекает из самого понимания экономики как системы (экономикс).

Конфликт интересов для предпринимателя, как и для любого экономического агента, основан на ограниченности ресурсов, ибо предприниматель, имея конечной целью получение максимальной прибыли, может достичь ее только путем получения контроля над использованием объектов (ограниченных ресурсов), причем, по утверждению Дж. Коммонса, важен не физический, а правовой контроль, который обеспечивается путем совершения трансакции. По определению, данному им в 1931 г., «трансакции – это не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, созданных обществом».

Отсюда в институциональной экономической теории принято отличать трансакцию от простого обмена благами. Если последнее предполагает сделку в физическом выражении (перемещение благ – объектов), то трансакция – категория больше абстрактная и предполагает передачу (переход) права собственности от одного субъекта на те или иные блага к другому. Соответственно, как отмечается в ряде учебной литературе, предлагаются к покупке и продаже права собственности на товары, а не непосредственно объекты права собственности. Поэтому цена блага отражает не только его ценность, основанную на физических характеристиках, но и ценность, связанную с набором отчуждаемых и присваиваемых прав /2/. Однако, на наш взгляд, здесь следует отметить, что разграничение перемещения благ от трансакции в рассматриваемом понимании чисто условно, поскольку трудно представить, что можно правомерно купить или продать блага без соответствующего права собственности (права пользования, владения и распоряжения) на них.

При этом взаимозависимость между субъектами предпринимательства выражается в отношении, отражающем взаимное понимание возможности повышения прибыли (выгоды) для каждого из них посредством взаимодействия /3/. Порядок – это отношение, определяющее справедливое распределение выгоды между сторонами, а также общественную пользу в целом.

В сфере предпринимательства возможны все три вида (типа) трансакций, выделяемых Дж. Р. Коммонсом. Это – торговые трансакции, трансакции управления и рационирования, которые, по его мнению, неотделимы друг от друга, но различны по функциям участников. Торговые трансакции передают права на материальные ценности посредством добровольного соглашения между равными по закону сторонами (предпринимателем, иным хозяйствующим субъектом, потребителем). Объектами в данной трансакции являются права на обмениваемые блага.

В трансакции управления ключевым является отношение управления-подчинения, по которому право принимать решение принадлежит только одной стороне (вследствие делегирования, приобретения и т.п.). Примерами трансакции управления являются взаимодействие работодателя-предпринимателя и работника, начальника и подчиненного и т.д. Объектом трансакции управления оказывается поведение одной из сторон правового отношения. В отличие от торговых трансакций, здесь прослеживается асимметричность отношений.

В трансакции рационирования асимметричность правового положения сторон также существует, однако место управляющей стороны занимает коллективный орган, выполняющий функцию спецификации прав. Типичными примерами являются формирование советом директоров политики дивидендов или разработка госбюджета и налоговой политики правительственными органами. Следовательно, отмечается в литературе, трансакции рационирования распределяют прибыли и убытки от создания материальных ценностей по предписанию верхних уровней власти. Эти стратегические трансакции формируют ограничения на потенциальное содержание торговых трансакций и трансакций управления. Более того, одни и те же операции могут быть опосредованы различными типами трансакций в зависимости от правил, которые упорядочивают взаимоотношения между хозяйствующими субъектами.

Трансакции можно классифицировать по другим признакам. Они могут быть:

1) общими или специфическими, т.е. касаться стандартных или уникальных ресурсов;

2) однократными или регулярно повторяющимися;

3) слабо или сильно зависящими от непредсказуемых будущих событий;

4) с легко — или трудноизмеримыми результатами, что связано со степенью эффективности контроля за выполнением трансакций;

5) автономными или тесно связанными с другими трансакциями;

6) простыми или сложными;

7) краткосрочными или долгосрочными.

Д. Бромли отличает также: 1) товарные трансакции, осуществляемые в рамках действующей институциональной структуры; 2) институциональные трансакции, нацеленные на изменение действующей институциональной структуры. Выделяются в литературе также формальные, осуществляемые в рамках законодательства, и неформальные трансакции /4/.

В целом виды (типы) трансакций, связанных с предпринимательством, мало чем отличаются от трансакций в иных социально-экономических сферах.

 

Трансакционные издержки

 

Понимание трансакционных издержек предпринимательства, его содержание и условия их возникновения, а также его значения с точки зрения эффективности использования экономических ресурсов тесно связано и предопределяется понятием трансакций. Это и очевидно, поскольку вне связи с категорией «трансакция» понятие «трансакционные издержки» попросту существовать не может. При этом значимым для теории и практики является не только их понимание как ценности ресурсов, затрачиваемых на осуществление трансакций, но и как это бремя распределяется между экономическими агентами. В этом контексте возможность извлечения конкретным предпринимателем выгод от трансакций зависит не только от общей величины трансакционных издержек, но и от их распределения между всеми субъектами предпринимательства.

В зарубежной экономической литературе дается множество определений трансакционных издержек, и известны разные подходы к их анализу. Под трансакционными издержками в узком смысле большинством авторов, как правило, понимаются издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности, в широком смысле – практически все затраты сверх собственно производственных издержек (трансформационных издержек). К широкому пониманию трансакционных издержек склоняются и отечественные исследователи, которые под таковыми считают «затраты ресурсов (денег, времени, труда и т.п.), необходимые для отчуждения и присвоения прав собственности и свобод, принятых в обществе» /5/.

Для предпринимательства значение трансакционных издержек определяется тем, что кроме производственных издержек деятельность предпринимателя связана с серьезными материальными затратами самого процесса налаживания отношений с другими хозяйствующими субъектами и потребителями. Так, чтобы осуществить рыночную трансакцию, предпринимателю необходимо: выявить, с кем хотелось бы ему заключить сделки; распространить информацию о том, что некто желает вступить в сделку и на каких условиях; провести переговоры, ведущие к заключению сделки; организовать расследование, чтобы убедиться в том, что условия контракта соблюдаются, и т.п. Более того, серьезные затраты отечественных предпринимателей на современном этапе связаны с преодолением бюрократических барьеров.

Для предпринимателей трансакционные издержки предопределены, на наш взгляд, тремя моментами: 1) несовпадение экономических интересов взаимодействующих сторон; 2) неопределенность, состоящая во фрагментарности (и искаженности) информации, и ограниченные возможности предпринимателя по переработке этой информации /6/; 3) ограниченность, связанная с несовершенством нормативного регулирования предпринимательства.

В современной экономической теории наряду с множеством понятий трансакционных издержек выдвигается и множество вариантов их классификаций /7/. Среди них в учебной литературе обычно основное внимание уделяется пяти функциональным группам таковых издержек. На основе данной классификации рассмотрим, с какими издержками сталкивается предприниматель в своей деятельности.

1. Издержки поиска информации. Они связаны с поиском предпринимателем информации о продавцах, покупателях и сложившихся ценах, а также с потерями, обусловленными неполнотой и несовершенством найденной информации. Предприниматель всегда стоит перед выбором принятия решения относительно цены продажи (покупки) продукции, рынка сбыта, партнеров и т.п., которое обусловлено объективным существованием неопределенности в любой реальной хозяйственной системе. В свою очередь неопределенность требует выявления альтернатив, т.е. поиска наиболее выгодной цены (как со стороны покупателей, так и со стороны продавцов), а также потенциальных контрагентов. Выявление, получение и обработка такой информации для предпринимателя всегда связаны с определенными издержками.

2. Издержки ведения переговоров и заключения контрактов. Дело в том, что выбор контрагента не всегда гарантирует успех трансакций. Во многом, в условиях неопределенности, достижение цели контракта (для каждого из сторон) зависит от того, насколько полно и точно каждая сторона сформулировала условия соглашения, проецированы в нем действия участников данного соглашения на будущее, их последовательность, определен способ обеспечения обязательств сторонами и их ответственность. Поэтому очень важным для снижения трансакционных издержек является тактика проведения переговоров, само заключение и правильное оформление контрактов. А они, как правило, требуют специальных познаний, которые обходятся предпринимателю в определенную сумму. Кроме того, в данную группу трансакционных издержек необходимо отнести потери предпринимателя из-за неудачно заключенных, плохо оформленных и ненадежно защищенных соглашений.

3. Издержки измерения. Сюда относятся затраты предпринимателя на измерительную технику, на проведение самого процесса измерения, на осуществление мер защиты от ошибок измерения и, наконец, потери от этих ошибок. Предметом измерения для участников трансакции являются ее полезные свойства – блага, являющиеся объектом данной трансакции. Причем полезность свойств каждого объекта носит комплексный характер. Так, предприниматель, выступая в роли продавца или покупателя автомобиля, оценивает не только его функциональные характеристики (моторесурс, грузоподъемность, возраст и т.д.), но и эстетические и сервисные качества, цвет, популярность и т.п. Соответственно, реклама (презентация) всех этих качеств продавцом, так же как и изучение их покупателем, требует определенных издержек. А если измерению подлежит сложное промышленное оборудование или оборудование очень длительного использования в экстремальных условиях, то, соответственно, и расходы на него будут значительно выше.

Отметим, что проблема уменьшения издержек измерения в социально-экономической сфере сегодня решается путем стандартизации продукции, установлением фирмами гарантий на товары (услуги, работы), посредством торговых марок и другими мерами.

4. Издержки спецификации и защиты прав собственности. Необходимость спецификации прав собственности предпринимателя вытекает из самой сущности ограниченности ресурсов в экономическом обороте и в связи с этим необходимостью определения прав субъекта на эти ресурсы. Все блага, которыми обладает сегодня предприниматель на праве собственности, имеют свои особые знаки спецификации. Для земельного участка – это его формализованные границы; транспорта и промышленного оборудования – это определенные компетентными структурами идентификационные признаки (серийный или государственный номер) и т.д. Денежные расходы предпринимателя на определение и закрепление его права собственности на обозначенные объекты на основе таковых знаков и составляют его издержки на спецификацию указанных прав.

В другую подгруппу рассматриваемых издержек входят расходы предпринимателя на содержание судебных и государственных органов, находящихся на страже правопорядка, затраты ресурсов на восстановление нарушенных прав.

Разумеется, в рассматриваемую (основную) группу следует отнести также потери от плохой спецификации и ненадежной защиты прав собственности.

5. Издержки оппортунистического поведения. Такое поведение предпринимателей основано на различии их интересов, которое обусловлено ограниченностью их ресурсов, неопределенностью и, как следствие, специфицированностью условий контракта. Экономисты справедливо отмечают, что если ожидаемые издержки, связанные с уклонением от условий контракта, оказываются меньше, чем те выгоды, которые оно принесет, то данный экономический агент выберет, по всей вероятности, то или иное оппортунистическое поведение.

С позиции самого процесса трансакции специалисты выделяют два типа оппортунистического поведения – предконтрактное и постконтрактное. Первое охватывает поведение в период заключения контракта. Сущность предконтрактного оппортунистического поведения состоит в том, что каждая сторона (предприниматель, иной экономический агент) пытается использовать неопределенность условий обмена, влияние внешней среды для заключения исключительно выгодного для себя контракта в ущерб интересам другой стороны (общественным интересам). Таковое возможно при существовании скрытых для экономического агента характеристики благ.

Главной причиной постконтракного оппортунизма являются неполнота и неточность (абстрактность) контракта, которые могут быть вызваны как объективными причинами (неопределенность многих условий), так и субъективными (некомпетентность какой-либо стороны, высокая динамичность объекта контракта и т.п.). Кроме того, предусмотреть в деталях все возможные действия контрагента практически невозможно. Соответственно, рациональный предприниматель, желающий получить максимальную прибыль и не зависящий от прибыли контрагента, будет иметь возможность, формально не нарушая условий контракта, использовать ситуацию для своей выгоды. Другой причиной постконтрактного оппортунистического поведения принято считать сложности измерения качества деятельности сторон.

Распространены две основные формы постконтрактного оппортунизма – отлынивание и вымогательство. Сущность первого состоит в том, что экономический агент не выполняет в необходимой мере оговоренные в контракте обязательства, скрывая это от контрагента или пользуясь его доверием (бесконтрольностью). Относительно вымогательства как оппортунистического поведения следует сказать, что оно возникает в связи со спецификой активов (его редкостью, эксклюзивностью, сложностью и т.п.). Так, рациональный предприниматель или даже обе стороны контракта, пользуясь такой спецификой товара (услуг, работ), попытаются путем шантажа (как скрытого, так и открытого) получить от данной трансакции за счет другой стороны максимальную выгоду. Примером может служить систематическое повышение стоимости своих услуг единственным в регионе специалистом.

Затраты, связанные с ограничением рассмотренных типов поведения, а также потери в эффективности той или деятельности по причине рационального (эгоистического) поведения контрагентов и называются издержками оппортунистического поведения. Решение данной проблемы возможно различными путями: путем предварительного выяснения в максимальной мере всех неопределенных условий контракта; составлением максимально полного и детально точного контракта и т.д.

6. Издержки системы государственного управления. Выдвигая данную группу расходов, мы исходим из того, что предприниматель в процессе как создания фирмы, так и осуществления предпринимательской деятельности вынужден преодолевать различные бюрократические преграды со стороны разрешительных, надзорных и контролирующих органов. Как известно, получение от таковых органов соответствующих документов предполагает нормативно-определенные (порой немалые) платежи со стороны предпринимателя или иного хозяйствующего субъекта. Более того, чтобы получить благосклонность со стороны должностных лиц органов государственного управления, в ряде случаев предприниматель вынужден дополнительно вознаграждать таковых должностных лиц, уже, разумеется, вне официальных отношений. Рассматриваемые издержки значимо сказываются на себестоимости продукции и трансакций, что в конечном счете негативно влияет на размеры получаемой предпринимателями выгоды и достижении общественного полезного результата в целом.

Необходимость выделения издержек системы государственного управления из издержек защиты права собственности в самостоятельную группу связано с тем, что если расходы предпринимателя на защиту права собственности как-то оправдываются экономическим интересами хозяйствующего субъекта, то издержки системы государственного управления этой функции не несут. Они, по существу, представляют собой плату на разрешение уполномоченных органов на определенные действия, трансакции и т.д., причем зачастую необоснованно.

 

Вывод

 

Знание природы трансакций и трансакционых издержек позволяет конструировать правовые нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность таким образом, чтобы эффективно структурировать систему хозяйственных связей предпринимателей и избегать при этом излишних издержек. Разумеется, условием такой эффективности и снижения трансакционных издержек является наличие практически удобных способов и приемов измерения этих затрат. Эти вопросы будут рассмотрены в последующих статьях.

 

 

SUB1Литература

1. Литвинцева Г.П. Институциональная экономическая теория. Учебник. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2003. С. 112.

2. Литвинцева Г.П. Указ. работа. С. 112.

3. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория. Учебник. Под общей ред. д.э.н., проф. А.А. Аузана. М.: ИНФРА-М, 2007. С. 55.

4. Литвинцева Г.П. Указ. работа. С. 112 -115.

5. Литвинцева Г.П. Указ. работа. С. 115-116.

6. Литвинцева Г.П. Указ. работа. С. 116; Институциональная экономика. Указ. работа. С. 62.

7. Литвинцева Г.П. Указ. работа. С. 117-120; Институциональная экономика. Указ. работа. С. 71-86.

 

Если вы нашли ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Использование материалов возможно с сохранением активной ссылки на автора и издание.

По сообщению сайта Zakon.kz