Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Юрий Войтов: «Чтобы любить, надо перестать врать»

Дата: 09 марта 2011 в 20:51

Волгоградский литератор и драматург о настоящих героях, сильных личностях и комбайнерах

Появятся ли в нашем киноискусстве, литературе вместо поднадоевших всем олигархов, бандитов, оперов настоящие герои и сильные личности? Нужно ли нам знать правду о войне? Стоит ли возвеличивать труд волгоградских комбайнеров?  Об этом мы беседуем с известным волгоградским  литератором и драматургом Юрием Войтовым.

«АиФ-Волгоград»: — Юрий Алексеевич,  в своих произведениях вы пытаетесь создавать образ героя-одиночки, противопоставляющего себя всему суетному, рабскому, коньюнктурно-мимолетному.  Может, знаете ответ на вопрос: куда подевались настоящие герои?

Юрий Войтов: — Они есть, но в условиях массового «отолпления» нашего сознания им всё труднее и труднее себя проявить.  Реальные герои, считаю, по-прежнему будут рождаться в нашем  народе. Но после того, что с нами произошло 20 лет назад в 1991 году, после такого общественного катаклизма должно смениться ещё пять-шесть поколений, чтобы яркие сильные личности вновь вернулись в нашу жизнь. Сегодня  нет национальной сверхзадачи – найти героя.  Нужно учитывать, что настоящий  герой не может быть продуктом безликой масс — культуры, продуктом общества потребления. Герой не может быть  и полным эгоистом, идущим по чужим спинам и плечам ради сиюминутной выгоды.  Если ты выделился из толпы чем-либо, ты ещё не герой. Необходимо ещё и нести в себе  некое понятное тысячам, миллионам внятное и актуальное внутреннее послание.

В моей недавней пьесе «Моя граница – моя судьба», который я написал для постановки в одном из театров Волгограда, в соавторстве с бывшими кадровыми офицерами Андреем Зуевым и Владимиром Букиным мы взяли собирательный образ героя-пограничника начала 90-х капитана Сергея Войнова. Мой капитан Войнов не участвует в головокружительных погонях, перестрелках, где, как в крутых кинобоевиках «семерых одним махом убивахом». Тем не менее, он герой. Ни при каких обстоятельствах герой пьесы не покидает свой пограничный пост и рубеж после подписания скандального Беловежского соглашения. Не подчиняется никаким окрикам-приказам командующих новоиспеченных армий, даже увещеваниям родных и родственников. Он просто  продолжает охранять частицу своей Родины, своего рубежа и границы. Ведь здесь остались его предки, защищавшие именно эту землю.

«АиФ-Волгоград»: — У нас нация с непростой судьбой, и пантеон героев постоянно  меняется как в калейдоскопе.  Почему так?

Юрий Войтов: — Мы всё время ищем, примеряем на себе постоянно какие-то пути и модели развития, порой, весьма вычурные и абсурдные. Парадокс ещё в том, что, скажем,  у 500-тысячного калмыцкого народа давным-давно есть свой единый национальный герой – Богдо из эпоса «Джангар».  У 200-миллионного русского народа единого национального героя так и не появилось и за тысячелетия нашей истории. В нашей истории очень много героев реальных и полумифических  – Илья Муромец, Алеша Попович, Александр Суворов, Василий Чапаев, Юрий Гагарин. Но любая попытка интегрировать этого героя в единый образ пока заканчивается провалом. Ведь у нас, что ни десятилетие, то новый образ для героизации, или, наоборот, громкое скандальное развенчание экс-героев. На заре бывшей советской власти появился в литературе Павка Корчагин, на его примере воспитывались миллионы. В Отечественную войну героизм был совершенно феноменальный массовый, здесь не нужно было ничего и мифологизировать. Александр Матросов, Зоя Космодемьянская, Михаил Паникаха – именно их пример демонстрировал высочайшую любовь к Родине. А вот в годы «стабильного застоя» герои стали никому не нужны. Сравните Женю Столетова из 70-х годов и того же Павку Корчагина – масштабы личностей совершено разные. В перестройку и вовсе утвердился образ «героев на час». Кто толпу «очарует» пылкими речами тот и на коне. 

«АиФ-Волгоград»: — Полагаете, мы сегодня нуждаемся в новом героическом эпосе?

— Безусловно! Общественное сознание давно устало от безликой масс-культуры с его искусственными звездами,  «раскрученными фигурами». Вспомним хотя бы информационный феномен прошлого года – несколько недель так называемая антигламурная песенка питерского артиста Игоря Растеряева про волгоградских комбайнеров буквально взрывала Рунет по цитируемости.  Он наглядно показал, что люди хотят слышать не только одни «два притопа, три прихлопа».

Но и здесь главное – ностальгируя по людям труда, не удариться в крайность. Когда нам во времена позднего СССР бесконечно транслировали с экрана тех же комбайнеров и скотоводов с непонятно куда девающимся зерном и мясом, это уже был зашедший в тупик идеологический абсурда и буффонада.

«АиФ-Волгоград»: — Какие условия необходимы чтобы появились образцы, достойный подражания? Неужели нужны новые войны, «горячие точки», чтобы герои как-то себя проявили?

Юрий Войтов: — Лет двадцать назад лично я очень много времени уделил поисковому движению, возглавляя один из молодёжных поисковых отрядов. Кстати, пришел туда, что называется, необразованным «черным копателем».  Вышел вполне подкованным и сознательным патриотом и краеведом. Начал с того, что интересовался какими-то узкими вопросами – где какие «железяки» достать, что с ними потом делать. Но от прикосновения со всеми артефактами веяло такой мощнейшей живой историей, такой героикой – что я не мог остаться прежним человеком! Очень сдружился в своё время с военно-историческими реконструкторами и даже написал в своё время первый сценарий для самой первой реконструкции одного из эпизодов Сталинградского сражения в центре Волгограда.

«АиФ-Волгоград»: — Есть ли шансы увлечь нашу молодёжь историей Сталинградского сражения?  

Юрий Войтов: — В нашей недавней истории, что бы сегодня не говорили пессимисты, присутствовало мощное воспитательное начало. И нам необходимо продолжить миссию просветительства среди молодежи. При этом – не забыть предварительно очиститься от любых налетов конъюнктурного вранья по поводу тех исторических эпизодов. Необходимо перестать врать наконец-то самим себе! Открыто признать все «неудобные» моменты истории Сталинградского сражения. Согласиться с тем, что решающую роль в сражении играла не только 62-я армия, но и якобы «второстепенная» 64-я  армия Шумилова, когда на Лысой горе и в поселке Купоросном интенсивности боев были на порядок яростнее, чем в центре города. Что «Дом Павлова» долгими неделями держал в обороне не сержант Павлов или лейтенант Афанасьев, а безвестный до некоторых пор капитан Жуков. Безвестный, поскольку был впоследствии репрессирован. Что фактически 500-тысячное мирное население Сталинграда было отдано Вермахту «на закланье» — как Москва 1812 года Наполеону. От этого в прифронтовом и воюющем Сталинграде мирных жителей погибло феноменально много – люди жили, прятались среди воющих сторон. Что на самом деле «успешному контрнаступлению» Красной армии 19 ноября 1942 года предшествовало свыше десятка безуспешных попыток остановить и разбить врага. Гордиться нужно именно такой – настоящей, а не вымышленной историей Сталинграда. В этом и будет главный патриотический воспитательный момент.
 

По сообщению сайта Аргументы и Факты