Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Трасса едет в заповедник

Дата: 10 марта 2011 в 01:30

Трасса едет в заповедник

Жители Клинского и Солнечногорского районов Подмосковья протестуют против строительства трассы Москва--Санкт-Петербург: первые выступают против прокладки дороги через нацпарк «Завидово», вторые не хотят, чтобы трасса прошла через леса Клязьмы. Эксперты говорят, что «лесные» конфликты будут разгораться по мере согласования участков трассы. «Химкинский лес» может повториться в Тверской и Ленинградской областях.

12 марта в Москве у памятника Грибоедову пройдет пикет защитников сразу нескольких лесов Подмосковья, выступающих против прокладки трассы Москва-Санкт-Петербург. В 12.00 на «Чистых прудах» на акции протеста окажутся традиционно защитники Химкинского леса, прокладка трассы через который в итоге была утверждена правительством, а также жители Солнечногорского и Клинского районов Подмосковья.

В Клинском районе Подмосковья скандал разгорается вокруг национального парка «Завидово». Жители района уже начали осаждать одиночными пикетами здание ФСО и Минтранса.

При этом в конфронтации официальные лица находятся не только с активистами, но и с друг другом. В частности, позиция по строительству трассы не совпадает у проектировщиков и местных властей.

3 марта в районе прошли общественные слушания, на которых, по словам активистов, был представлен только один вариант прокладки трассы. Председатель клинского отделения общественного движения «Крестьянский фронт» Семен Елкин рассказал «Газете.Ru», что исходя из представленного варианта, трасса проходит по юго-востоку на окраине нацпарка, затем пересекает железную дорогу и уже идет вдоль нее с другой стороны парка. По словам Елкина, на слушаниях было сказано, что дорога не касается территории парка. При этом активист отмечает, что на слушаниях проектировщики оговорились о существовании семи вариантов прокладки трассы через Клинский район, но обнародовать их на слушаниях не стали.

«Завидово» было переведено в особо охраняемую природную территорию в 1996 году. При этом, так как на территории комплекса находится резиденция президента России «Русь», за нее отвечает Федеральная служба охраны России (ФСО). «»Завидово» – некая специальная территория, которая формально имеет, конечно, статус национального парка. Основной ее смысл – это охотхозяйтсва для первых лиц. Но, конечно, территория имеет свою природную ценность», – говорит, в частности, руководитель лесного отдела «Гринпис Россия» Алексей Ярошенко. В 2007 году территория комплекса была расширена указом президента №654. В администрации Клинского района Подмосковья утверждают, что расширение захватило как раз и участок предполагаемой федеральной дороги, и проект пришлось пересматривать. «В 2005 году, когда только заговорили о строительстве, проект не затрагивал нацпарк, всех устраивал и был признан как основной, – рассказала «Газете.Ru» пресс-секретарь администрации Клинского района Наталья Поволоцкая. – Но потом он стал попадать на территорию нацпарка, и нам предложили новый вариант, со сносом деревни Вельмогово, это 46 домов». Против этого варианта и выступают местные власти, говорит Поволоцкая. Впрочем, активисты из «Крестьянского фронта» утверждают, что власти «придумали снос домов в деревне Вельмогово». «Территория уже продана под промышленные комплексы, – говорит Елкин. – И властям надо, чтобы трасса через проданные земли не проходила, поэтому они и настаивают на территории нацпарка».

В ГК «Российские автомобильные дороги» («Автодор») «Газете.Ru» сказали, что дорога никак не может пройти через национальный парк, потому что это запрещено законодательством. «Трасса пойдет рядом, это точно, – сказал представитель ведомства. – Мы не имеем права вести строительство на территории заповедника». При этом собеседник подтвердил, что изначально трасса должна была пройти близ деревни Вельмогово. «Но местные жители воспротивились этому маршруту, и трасса была сдвинута, – пояснили в «Автодоре». – При этом в нынешнем проекте Вельмогово трасса не задевает, она огибает деревню слева».

Сейчас проект трассы находится на согласовании в Клинской администрации, после утверждения он будет направлен в Главгосэкспертизу. Только после того, как проект утвердит ведомство, начнутся подготовительные работы для объявления торгов по строительству дороги. Конфликт вокруг Завидово может, так же, как и конфликт вокруг Химкинского леса, попасть на более высокий уровень.

Источник в Клинской администрации рассказал, что глава района был вызван в правительство России, где в конце недели пройдет совещание, на котором обсудят и ситуацию с «Завидово».


%

Спорный район «Завидово» находится на втором участке строительства трассы Москва — Санкт-Петербург – с 97 по 149 км, он затрагивает не только Московскую, но и Тверскую область.

При этом конфликты вокруг федеральной дороги не исчерпаны на участках, расположенных ближе к столице. Так, против строительства вслед за химчанами выступили жители Солнечногорского района (с 29 по 97 километр трассы).

В заявлении активистов сказано, что трасса Москва—Санкт-Петербург и ЦКАД разобьют Поварское участковое лесничества (вблизи деревень Льялово, Жилино, Никольское, Болкашино, Бухарово) на несколько частей, что уничтожит лес. Жители района сейчас собирают подписи под обращением к президенту России «с просьбой разработать альтернативный проект скоростной автодороги Москва – Санкт-Петербург на участке 29-58 км от Черной грязи до Солнечногорска с максимальным использованием территорий и пространств, свободных от леса». По словам лидера активистов Михаила Васильева, строительство трассы уничтожит 13-15 видов уникальных растений. «Кроме того, леса Солнечногорска, через которые планируется проложить трассу – это водоохранные массивы реки Клязьма, и что может потом попасть в нее, даже представлять страшно». По мнению Васильева, лес в результате будет полностью уничтожен, потому что вокруг будет развиваться инфраструктура, «которая и признана окупить строительство дороги». Активисты утверждают, что не были проведены ни одни общественные слушания, во всяком случае, приглашения на них они не видели. «Мы не видели ни документов, что леса переводятся под строительство трассы. Но при этом есть презентация ФУГП «Дороги России», на которой четко видно, что дороги пройдут через лес», – говорит активист.

При этом у проектировщиков и властей данные о стадии согласования строительства трассы через Солнечногорский районе также разные.

Так, начальник отдела по взаимодействию со СМИ районной администрации Алексей Орлов сказал «Газете.Ru», что до 58 километра «трасса администрацией утверждена». «С 58 по 74 километр прохождение дороги пока не согласовано. В ближайшее время пройдут общественные слушания», – сказал он. Какие проблемы есть с согласованием этого участка трассы, Орлов не сказал. В «Автодоре» же заявляют, что участок через Солнечногорский район уже прошел все стадии согласования. Представитель ведомства сказал, что «общественные слушания прошли еще в 2009 году, свое одобрение дала и Главгосэкспертиза».

Экологи говорят, что конфликты вокруг трассы Москва-Санкт-Петербург начинают разгораться, когда строительство приближается к окончательному согласованию.

«Будут проблемы и на подходе к Санкт-Петербургу, при проектировании обходных участков вокруг крупных городов, потому что практически везде затрагиваются зеленая зона – Тверь, Вышний Волочок, Клин, Солнечногорск, – уверен Алексей Ярошенко. – Все пока идет по той же схеме, что и с Химкинским лесом. Дается имитация общественного обсуждения в форме общественных слушаниях, а в реальности все идет в узком чиновничьем кругу. В Клинском районе и Солнечногорске это ситуация с Химками, но в более ранней стадии».

По планам «Автодора», сроки подготовки территорий Клинского района к строительству магистрали рассчитаны до 2013 года, а само строительство пройдет в 2014-2016 годы. На отрезках от 149 до 208 км и от 208 по 258 км сроки подготовки территории рассчитаны с 2013 по 2016 год, а сроки строительства – с 2017 по 2019 годы. Территория участка с 258 по 334 км должна быть подготовлена до 2013 года, строительство пройдет до 2015 года. Кусок дороги с 334 по 543 км будет готовиться с 2012-2015, строительство с 2015-2019 годы. Участок с 543 по 646 км – с 2012-2016 подготовка территории, строительство с 2017-2019. Заключительный отрезок с 646 по 684 км – будет подготовлен до 2014 года, с 2015 по 2019 – его строительство. Однако в «Автодоре» не исключают, что сроки могут сдвигаться, как и в случае с Химкинским лесом.

В администрации Тверской области «Газете.Ru» сказали, что в сельских поселениях, которые затрагивает трасса, в прошлом году прошли общественные слушания.

«Трасса не проходит по деревням и по особо охраняемым территориям, не думаю, что тут будут серьезные проблемы, – сказал представитель администрации. – В частности, в Высшем Волочке все выступают за строительство трассы, тут ситуация другая, чем в Московской области». Эксперты говорят о том, что согласование трассы просто вплотную не подошло к этим районам.

В Ленинградской области дорога (примерно 90 км) пройдет по территории Тосненского района. Общественные слушания в Тосно состоялись еще в конце 2009 года. Особых вопросов кроме обсуждения пешеходной инфраструктуры, у жителей района не возникло.

В правительстве Ленобласти, так же как и в правительстве Тверской области, говорят, что трасса не пройдет по жилым поселкам и особо охраняемым объектам. Однако петербургские экологи уже говорят о двух вероятных проблематичных точках.

«Леса пострадают в любом случае. Скорее всего, проблемы могут возникнуть в окрестностях поселка Лисино-Корпус и памятника природы Саблино, возле поселка Ульяновка, – говорит петербургский эколог «Беллоны» Лина Зернова. В Лисино-Корпус расположены охотничьи хозяйства для охоты на лис. Экологи говорят также, что вблизи поселка есть и закрытые охотхозяйства, предназначенные для высокопоставленных чиновников. Саблинский природный памятник – заповедная зона в 40 км от Петербурга. Она включает два водопада, несколько искусственных пещер, древние курганы, хуторок «Пустынька», где располагалась усадьба писателя Алексея Толстого. По первоначальной информации федеральная трасса должна была пройти в сотне метров от Саблино. Однако позже эту информацию категорически опровергли представители местной власти.

Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин также говорит, что ситуации с Химкинским лесом «можно будет избежать», потому что «администраторы учатся на своих ошибках». «Где могут возникнуть конфликты, можно угадать еще до стадии общественных слушаний. Митинги уже говорят о некачественно проведенной подготовительной работе или о том, что вариант безысходен», – говорит эксперт. Экологи настроены менее оптимистично. Ярошенко отмечает, что все проблемы на стадии проектирования можно решить – «где-то не нужна параллельная трасса, где-то можно решить вопрос с прокладкой обходных». Но в итоге выходит, что у власти не налажен диалог с общественностью, слушания по большей части представляет собой «профанацию и проводятся бестолково».

А координатор проектов по лесной программе WWF Николай Шматков ранее напоминал, что принятые в Лесной кодекс (ЛК) в конце декабря поправки никак не регламентируют взаимодействие общественности и власти.

В ст. 1 ЛК говорится: «Лесное законодательство основывается на участии граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством порядке и формах». Отсутствие уточнений по этому поводу, по мнению Шматкова, приведет к тому, что «конфликты, подобные Химкинскому лесу, будут разрастаться». «Никаких инициатив по увеличению роли общественности в управлении лесами нет – нет механизмов, при которых общественность нормальным и неконфликтным образом может влиять на решения по изменению леса. Урок Химкинского леса ничему законодателей не научил», – отметил эксперт. Кроме того, поправки существенно упрощают процедуру вырубки деревьев в защитных лесах, в том числе для строительства дорог и карьеров.

По сообщению сайта Газета.ru