Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Олега Дерипаску сажают на мель // Достраивать порт в Сочи ему придется самостоятельно

Дата: 10 марта 2011 в 10:01

Один из ключевых объектов олимпийской стройки в Сочи — грузовой порт, который должен доставлять ежегодно до 5 млн тонн стройматериалов, не будет достроен до конца. Как стало известно «Ъ», правительство РФ отказалось возводить вторую очередь порта, на которую планировалось выделить из федерального бюджета 6 млрд руб. «Базэлу» Олега Дерипаски как соинвестору проекта теперь придется самостоятельно достраивать свою очередь порта, на которую он уже потратил почти 6 млрд руб. В 2008 году для обеспечения олимпийской стройки в Сочи стройматериалами правительство решило создать в Имеретинской долине грузовой порт мощностью 5 млн тонн в год. Первую очередь объекта на 2,5 млн тонн строит «Базэл», пообещавший вложить в проект около 7 млрд руб., из них 4 млрд руб.— кредит ВЭБа. Вторую часть порта с аналогичной мощностью намеревался возвести ФГУП «Росморпорт»: на этот проект из бюджета РФ планировалось выделить 6 млрд руб. По плану порт должен был полноценно заработать летом 2010 года. Но помешал шторм, который в декабре 2009 года разрушил основные конструкции в той части порта, которую строит «Базэл». К апрелю 2010 года холдинг восстановил разрушенное, но срок сдачи всего объекта отодвинулся на лето 2011 года. Между тем ФГУП «Росморпорт» так и не начал строить свою часть порта. Более того, вторая очередь и вовсе не будет строиться. Таково решение правительства РФ, которое внесло изменения в программу олимпийского строительства, сообщила «Ъ» представитель «Росморпорта» Ирина Лобкова. По ее словам, отказ от возведения второй очереди порта связан с «недостаточностью грузоперевалки». Источник «Ъ», близкий к руководству Минтранса, говорит, что морские перевозчики попытались пролоббировать идею реанимации строительства второй очереди порта. Но в феврале Минтранс принял окончательное решение не начинать строительство второй части порта. Сейчас для «Базэла» стоит вопрос, как загрузить уже построенные холдингом портовые мощности, говорит директор дирекции «Портовый бизнес» ООО «ПСК «Трансстрой«» (входит в «Базэл») Юрий Тямушкин (см. блицинтервью). По словам источника «Ъ» в «Олимпстрое» (курирует олимпийскую стройку), в 2008 году планировалось, что через порт в Сочи будет доставлено более 60% всех грузов. Но сейчас большая часть перевозок досталась РЖД. С сентября 2010 года до конца 2013 года монополия должна доставить на олимпийскую стройку почти 33 млн тонн грузов, автомобильный транспорт — около 20 млн тонн, морским же транспортом может быть доставлено не более 2,6 млн тонн. Опрошенные «Ъ» основные застройщики олимпийских объектов подтверждают, что две трети стройматериалов на свои объекты они завозят железнодорожным транспортом, остальное — автомобилями. Такая доставка стройматериалов обходится на 25% дешевле, чем морским транспортом, подсчитал один из инвесторов. По словам источника «Ъ» в «Базэле», в строительство своей части порта холдинг инвестировал уже около 80% из запланированных средств. «Если в ближайшее время не будет решен вопрос с загрузкой порта, то убыток холдинга от простоя может составить 1,5 млрд руб.»,— говорит он. «Базэл», вкладывающий в строительство олимпийских объектов в Сочи в общей сложности до $2 млрд, является одним из крупнейших инвесторов наряду с «Газпромом», «Интерросом», РЖД, ОАО «Красная Поляна». Первоначально предполагалось, что бюджет подготовки к Олимпиаде составит 206 млрд руб., в 2009 году эта сумма сократилась до 195 млрд руб., из них 93 млрд руб.— средства инвесторов. Собеседник «Ъ» в «Олимпстрое» говорит, что отказ «Росморпорта» от строительства своей части порта связан еще и с тем, что так и не решился вопрос дальнейшего использования второй очереди после завершения олимпийской стройки. В то же время у «Базэла» есть возможность после Олимпиады переделать свою часть порта в марину на 650 яхт. «Но отбить затраты на грузовой порт за счет марины нам едва ли удастся»,— отмечает Юрий Тямушкин. Как правило, владелец яхты арендует место в марине на десять лет, что обходится ему в $100-200 тыс., говорит гендиректор Yacht&Sail Геннадий Семенов. В этом случае «Базэл» может заработать $65-130 млн, или 1,95-3,9 млрд руб., что почти в два-три раза меньше средств, вкладываемых холдингом в строительство своей части грузового порта. Впрочем, часть средств, потерянных на строительстве порта в Сочи, «Базэл» может компенсировать за счет возведения еще одного ключевого объекта — стадиона футбольного клуба «Зенит» в Санкт-Петербурге. В январе 2011 года Главгосэкспертиза согласовала увеличение общей сметы строительства стадиона с 23,7 млрд до 33 млрд руб. (около $1,1 млрд). «Трансстрой» как генподрядчик может выручить 3-8% стоимости контракта, оценивает гендиректора «Ханса Санкт-Петербург Девелопмент» Олег Барков. Получается, что этот контракт принесет «дочке» «Базэла» $33-88 млн, или 0,99-2,64 млрд руб.

По сообщению сайта Коммерсантъ