Обнаружен нервный узел головного мозга, отвечающий за чувство тревоги

Дата: 10 марта 2011 в 21:10

Обнаружен нервный узел головного мозга, отвечающий за чувство тревоги

Обнаруженный учеными нервный узел головного мозга, активация которого приводит к снижению степени тревожности у мышей, может быть использован в новом поколении препаратов для борьбы с нервными расстройствами и депрессиями у людей, сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале Nature.

Выявленный нервный узел представляет собой маленький пучок нейронов. Он соединяет между собой две части так называемой мозжечковой миндалины — маленькой области мозга, активация нейронов которой ранее связывалась учеными с ростом беспокойства и тревожности, как у животных, так и у человека. Подавление активности именно этих нейронов, находящихся внутри миндалины, в ходе экспериментов приводило к неожиданному результату – мгновенному росту обеспокоенности грызунов. Это проявлялось в их поведении: животные сразу начинали искать любое подходящее укрытие, которое могло бы защитить их от хищников. Активация данного нейронного пучка, напротив, лишала животных страха, в результате чего те решались на рискованные прогулки на открытой территории клеток, где поиск пропитания сопряжен с высокой вероятностью быть съеденным.

Медики убеждены, что идентичный механизм подавления состояния тревоги существует и в организме человека, что позволит разработать принципиально новые лекарства и психотерапевтические препараты.

«Тревожность, беспокойство — пока еще недостаточно изученный тип психических расстройств. Более 25% людей за свою жизнь испытывают приступы беспокойства, сила и продолжительность которых соответствует полноценному психическому расстройству. Кроме того, беспокойство – один из факторов, определяющих развитие других расстройств, от депрессии до алкоголизма», – прокомментировал работу ведущий автор публикации Карл Дэйзерот.

Современные препараты для подавления тревог и обеспокоенности действуют, подавляя активность нейронов в областях мозга, прежде выявленных как источники психических расстройств. Однако они не только часто оказываются малоэффективными в отношении многих людей, но и вызывают привыкание к лекарству и могут повлечь за собой побочные эффекты. Разработка препаратов, активизирующих выявленный группой Дейзерота участок мозжечковой миндалины, по мнению авторов публикации, позволит на качественно новом уровне подойти к лечению психических расстройств.

Открытие было сделано благодаря новому методу исследования нервной ткани головного мозга, называемым методом оптогенетики. Он подразумевает генетическое модифицирование животных таким образом, что их нервные клетки становятся фоточувствительными – их активность можно увеличивать или уменьшать, воздействуя светом с различной длиной волны. Воздействуя на нервную ткань головного мозга грызунов посредством гибких световодов (вместо вживляемых металлических электродов, как делалось раньше), ученые сумели изучить нервную ткань с небывалыми до сих пор точностью и пространственным разрешением. Именно это позволило им выявить функцию подавления страха в отдельной части мозжечковой миндалины.

По сообщению сайта Подробности.ua