Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Взлетно-посадочные полосы уценят // Минэкономики принуждает аэропорты к развитию сервиса через ставки аренды земли

Дата: 11 марта 2011 в 08:11

Минэкономики через изменение ставок аренды земли для российских аэропортов намерено расшевелить деятельность региональных аэропортов. Вместо общей ставки аренды на всю землю она будет дифференцирована: самым дешевым участком станет взлетно-посадочная полоса, самым дорогим — земля под зданием аэровокзала и парковками. Операторы аэропортов будут избавлены от лишних расходов по инфраструктуре, но будут вынуждены развивать аэропортовый сервис — это посодействует и проведению Олимпиады-2014 в Сочи, где ставки аренды упадут в целом, и чемпионату мира по футболу в 2018 году. Предложения по изменению схемы аренды аэропортов изложены в проекте приказа Минэкономики «Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности РФ и предоставленных (занятых) для размещения аэродромов и аэропортов». В соответствии с постановлением правительства N 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в гос — или муниципальной собственности», арендная ставка для аэродромов сейчас составляет 1,5% от кадастровой стоимости участка. Общая кадастровая стоимость земель, на которых расположены аэропорты, согласно данным Минэкономики, составляет 146,3 млрд руб. (ежегодная арендная плата — 2,19 млрд руб.). Но, как отмечает Минэкономики, существующая кадастровая оценка «во многом не отражает реальной доходности, а также не учитывает ряд публичных (административных) факторов в деятельности аэродромов». Финансирование аэропортов федерального значения (всего 51, включая московские Внуково, Домодедово, Шереметьево, аэропорты Сочи, Ростова-на-Дону, Салехарда) нередко носит дотационный характер. Размер кадастровой стоимости (и аренды, соответственно) варьируется от 0,1 руб. за 1 кв. м (в Анапе) до 13,733 тыс. руб. за 1 кв. м (в Сочи). При этом разница в пассажиропотоке этих аэропортов значительно ниже: так, по итогам 2009 года, по экспертным оценкам, в Анапе он составил 511 тыс. человек, а в Сочи всего в три раза больше — 1,5 млн человек. Даже в московских аэропортах существует диспропорция между ставками аренды и трафиком: так, стоимость 1 кв. м аренды в аэропорту Внуково составляет 4,16 тыс. руб. (при трафике 9,4 млн человек в 2010 году), для Шереметьево — 283,3 руб. за 1 кв. м (19 млн пассажиров). Наличие таких «существенных расхождений не позволяет говорить о возможности установления арендной платы в процентах от кадастровой стоимости», заключает министерство. В связи с этим Минэкономики предлагает не только зафиксировать арендную ставку для каждого федерального округа, но и установить ее в зависимости от рода деятельности на том или ином участке земли. Самой дешевой станет аренда взлетно-посадочной полосы: ее стоимость варьируется от 0,08 руб. за 1 кв. м (в Уральском федеральном округе) до 1,17 руб. за 1 кв. м (в Центральном федеральном округе). При своей низкой стоимости площадь именно аэродрома (в основном и состоит из взлетно-посадочных полос) составляет около 80% территории аэропорта. Самыми дорогими с точки зрения аренды станут те участки, на которых и формируется основная выручка аэропортов: за аренду земли под зданием аэровокзала (от 12,07 руб. за 1 кв. м в Уральском округе до 175,59 руб. в Центральном) и участки под автостоянками (от 16,09 руб. за 1 кв. м в Уральском до 234,11 руб. в Центральном). Исходя из предлагаемых ставок арендные платежи, как минимум за здание аэровокзала, могут снизиться для аэропортов Сочи и Геленджика. Как отметил источник «Ъ» в Минтрансе, цель проекта — «стимулировать владельцев аэропортов к более активному развитию инфраструктуры, к большей экономической эффективности использования площадей». Гендиректор новосибирского аэропорта Толмачево (входит в группу «Ренова») Евгений Чудновский отмечает: административные наземные учреждения аэропорта занимают существенную долю площадей, арендуемых у муниципалитета (ТЗК, аэровокзалы и пр.). «Если платить стандартные ставки за эту площадь, получаются гигантские суммы,— отмечает он.— Экономически обосновано учитывать назначение площадей». Самому Толмачево, по словам собеседника «Ъ», уже удалось достичь договоренностей с областью «о минимизации ставок на землю» (в том числе и из-за того, что аэропорт обладает статусом аэропорта двойного базирования). Директор по инвестициям «Новапорта» Дмитрий Рыжов соглашается с тем, что к арендной ставке под сооружения в аэропортах необходимо применять «индивидуальный подход», аэропортовые сборы составляют в стоимости билетов не более 10%, а вот в экономике самих аэропортов арендная плата может достигать 30%. Анонсировало Минэкономики и дальнейшую перспективу развития аэропортов. Планируется возможность установления спецставок по земле в отношении аэропортов, включенных в заявку РФ о проведении в 2018 году чемпионата мира по футболу — очевидно, сниженных.

По сообщению сайта Коммерсантъ