Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Царские сани приготовили к лету // «Русская зима» в Риме

Дата: 11 марта 2011 в 08:12

В римском Музее искусств и ремесел открылась выставка «Русская зима», экспонаты для которой прислали шесть музеев Санкт-Петербурга, включая Государственный Эрмитаж. Это часть культурной программы года России в Италии и Италии в России. ЕКАТЕРИНА ИСТОМИНА увидела на выставке искусственный снег и циклопические сани императора Николая II. Русская зима, известная в Старом Свете длительностью и морозной свирепостью,— это такой же российский бренд «на экспорт», как водка, икра, медведь и блины. И неудивительно, что организаторы «Русской зимы» (международный фестиваль искусств «Дягилев» при поддержке Министерства культуры РФ и администрации Петербурга) выбрали именно такой, столь понятный любому иностранцу сюжет для открытия года России в Италии и Италии в России на итальянской территории. Экспозиция из 300 предметов, предоставленных шестью петербургскими музеями, разместилась в здании легендарном: это Музей искусств и ремесел, что в римском квартале EUR, созданном по приказу Бенито Муссолини в 1937 году. Музей — собрание станков, машин, посуды, национальной одежды итальянских регионов и прочих бытовых предметов, тщательно собранных со всей страны еще при жизни «бархатного» дуче. Российская экспозиция логично продолжила предметный ряд: фарфор и керамика, валенки и кокошники, вышивка и бисер, гравюры и акварели, куклы, новогодние игрушки и вещи из дамского будуара, ну а вместо могучего станка рабочего из Турина — сказочные сани последнего русского императора. Сани, смысловой и объектный центр всей экспозиции, представляют собой резную, из дерева, раковину размером с последний C-Class Mercedes-Benz, ведомую деревянной фигурой Георгия Победоносца. Знаменитый покровитель Москвы пронзает копьем перепуганного деревянного змея где-то в районе передней подвески. Несмотря на внушительное число экспонатов, присланных в Рим Эрмитажем, Русским музеем, Российским этнографическим музеем, музеем-заповедником «Царское село», музеем-заповедником «Петергоф», Санкт-Петербургским государственным музеем театрального и музыкального искусства, выставка выглядит крошечной — в здании, построенном в 1942 году, можно разместить целиком весь Московский Кремль. Но миниатюрность только идет на пользу. Итальянские посетители понимают самое главное: зимой русские люди живут «мехом внутрь», в теплых норках, пусть это даже и дворцы, с примитивным, а оттого сентиментальным бытом. Месяцами они играют в карты, в лото и домино, играют со своими или чужими детьми, а также с собаками и кошками, много пьют и постоянно едят, наряжаются и подолгу с тоской и надеждой смотрят в окно. Зимние пейзажи, акварельные по большей части, показанные на выставке,— как раз это вид на зиму из окна. Не только бытом единым жив русский человек зимой: экспозиция дает представление и о значительном былом расслоении русского общества. Отдельно — роскошный, продуманный до мелочей быт русской аристократии, и такому отведено два зала. Русским крестьянам достался только один зал: здесь народные костюмы, прялки, самовары, гусли и три удивительных соломенных чучела работы легендарного театрального художника Эдуарда Кочергина, которые при ближайшем знакомстве оказываются вовсе не героями уличной Масленицы, а реквизитом из спектакля «Три сестры». Русская зима — это не только русские люди, но и традиционные русские звери. На выставке представлены прелестные акварельные «Отчеты о зимней охоте», составленные Канцелярией русского двора. Так, в 1900 году императору Николаю II вместе со свитой удалось подстрелить 51 лисицу, 48 барсуков, 325 козлов и 36 лосей. В 1908-м царская успеваемость снизилась: всего подстрелено семь лосей на зимней охотничьей сессии. А в 1911 году и вовсе охотничье фиаско: всего один лось, и такие плачевные итоги, конечно, должны были навести на грустные мысли о судьбе романовской династии. Но центровой русский зимний зверь, конечно, медведь. Медведи — на императорском фарфоре, на рисунках Билибина, на гравюрах, медведи вышитые, сотканные, из соломы и керамики. Выставка закрывается фотографией знаменитой: это Русский бал 1903 года, данный Николаем II в Зимнем дворце. Фотография с 200 гостями была сделана в театре Эрмитажа, и в своем роде это прощальное фото. Неуспешный русский царь, прозванный Кровавым, в меховом костюме успешного русского царя Алексея Михайловича, названного Тишайшим, встречает свою зиму, которая в трагической русской истории окажется бесконечной.

По сообщению сайта Коммерсантъ