Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

«О первом министре замолвите слово»: куда ведет страну Николай Азаров?

Дата: 11 марта 2011 в 11:10 Категория: Новости политики

11 марта Николай Азаров отпразднует годовщину своего пребывания на посту премьер-министра. Год был непростым даже для такого мэтра украинской политики.

«АиФ» расспросил экспертов о плюсах и минусах политики правительства Азарова и о том, долго ли еще продержится в своем кресле невозмутимый Николай Янович.

По мнению экспертов, Н. Азаров вступил в должность уже как полностью подконтрольный президенту глава правительства. А реанимация Конституции в редакции 1996 года и административная реформа юридически закрепили политическую зависимость Кабмина от воли Банковой. «Правительство стало настоящим органом исполнительной власти, т. е. исполнителем воли президента, — говорит Владимир Фесенко, директор Центра политического анализа «Пента». — Потому Кабмин Азарова так и не стал в полной мере реформаторским. Причем зачастую чувствуется, что не все реформы, которые предлагаются из Администрации президента, вызывают положительную реакцию в Кабмине. Отсюда — торможение отдельных реформ. Но именно это становится риском для самого Азарова и ряда его министров».

С другой стороны, 2010 год был бы очень непростым для любого премьера: страна достигла дна кризиса, а Международный валютный фонд, без займов которого страна бы не выжила, поставил жесткие условия. Кабмин оказался между молотом и наковальней: и естественные проблемы начала посткризисного периода нужно решать, и непопулярные реформы дальше невозможно откладывать. Но если с наполнением бюджета и преодолением ценовых скачков в оперативном режиме команда Азарова худо-бедно справлялась, то депрессивные тенденции в доходности бюджета и стремительное снижение общего уровня жизни преодолеть не удалось. Отсюда — рост социального недовольства и миграции. Масла в огонь подлил и продовольственный кризис, помноженный на традиционную некомпетентность чиновничества. Правительство Азарова попыталось жестко, в ручном режиме администрировать рынок гречки, при этом дозволив монополизацию рынка муки. Последствия нынче очевидны каждому.

 

 

 

 

 

 

 

Одновременно, следуя задачам Администрации президента, Кабмин развернул экономические реформы. «Но динамика реформирования была взята столь мощная, что реальные возможности органов власти и информационное обеспечение за ней не поспевали, — считает Ярослав Жалило, президент Центра антикризисных исследований. — Это ярко видно на примере разработки и внедрения Налогового кодекса: он не стал ожидаемым прорывом. Процедуру подготовки на последних этапах скомкали, а первую скрипку не отобрали у фискальных органов, которые писали этот документ под себя. При этом не смогли адекватно разъяснить сущность нового закона, показать его плюсы и минусы, учесть все мнения и противостоять мощной информкампании оппозиции».

По его мнению, это в значительной степени дискредитировало реформаторские усилия власти. Удастся ли команде Азарова сделать выводы из допущенных ошибок при внедрении пенсионной реформы, которая затрагивает интересы миллионов людей? Вопрос остается открытым. «Она должна решить простую задачу: сбалансировать поступления в Пенсионный фонд с выплатами населению, при этом обеспечив их стандарт, — говорит Александр Пасхавер, президент Центра экономического развития. — Но решить эту задачу непросто, потому что она затрагивает интересы миллионов людей. Это — социальная задача. И ее нельзя отложить, как это делала предыдущая власть. Значит, необходимо вести диалог с людьми и найти решение, которое бы позволило внедрить реформу без бунтов».

 

МНЕНИЕ
Александр Пасхавер, президент Центра экономического развития:
— В отношении дееспособности государства и его финансовых возможностей Украина находится в таком положении, в каком находилась в 1993-1994 годах. Потому цент-ральный тезис цели власти — реформы — выбран правильно. Без них государство просто развалится. Правильно выбрана и последовательность реформ. Но именно в этих аспектах проявляется опасная тенденция: тревожит стиль реализации намеченного. Сама методология реформ отдана бюрократам. Это — прямой путь к неудаче. А ведь в 93-94-м реформы проводились специально для этого созданными структурами — такими, как Фонд госимущества или Госкомпредпринимательства.

Целый ряд фактов свидетельствует о легальной монополизации многих сфер деятельности — например, химпрома. Но монополизация уничтожает энергию капитала и противоречит заявленному антикоррупционному проекту. Административной реформе противоречит укрепление примитивной вертикали власти. У членов действующего правительства философия и психология менеджеров среднего звена времен СССР. Советский менеджмент всегда предполагал, что власть — это собственность, что монополия лучше конкуренции, что нелегальное воздействие лучше, чем закон. Так и для нынешних чиновников любое решение — это решение хозяйственного вопроса. Не хватает денег в бюджете? Заставим население платить больше. Но на уровне государства не суще-ствует хозяйственных решений, каждое из них — социальное. В Союзе мы уже наблюдали очень разумные хозяйственные решения, которые приводили к катастрофическим социальным последствиям.


ПРОГНОЗ
Первые месяцы текущего года показали, что риски у действующего Кабмина и его главы растут. Это продемонстрировали, в частности, «гречневый» кризис и последовавшее за ним повышение цен на муку. Вместе с тем, реальные возможности и информационное обеспечение Кабмина сильно отстают от заявленной динамики реформ. Сможет ли правительство Азарова перейти от развертывания широкого фронта реформирования многих отраслей к углубленной, скрупулезной и фундаментальной разработке приоритетных направлений, покажет время. Но не исключено, что именно из имиджевых соображений в ближайшее время фигуре Николая Яновича подберут замену — более молодого политика, кажущегося большим реформатором по натуре.

С другой стороны, в текущем году правительству предстоит еще немало непопулярных решений и реформ. И вот вопрос, найдется ли в Украине хоть один политик, готовый взять на себя самоубийственную нынче роль главы Кабмина, остается открытым. При этом президент, вероятнее всего, будет еще активнее критиковать правительство.

Но если Азарову удастся не только справиться с ситуацией, а и создать условия для реального улучшения как макроэкономических показателей, так и банального уровня жизни, вполне возможно, найдется немало политиков, которые пожелают занять его кресло. Это произойдет как раз в тот момент, когда улучшения станут очевидными.

 

По сообщению сайта Аргументы и Факты