Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Великий киевский потоп

Дата: 11 марта 2011 в 11:20

50 лет назад в столице произошла страшная техногенная катастрофа.

13 марта 1961 года запомнилось Киеву, да и всей республике, катаст-рофой, вошедшей в историю как Куреневская трагедия. Поток мутной воды — отходов с кирпичного завода — унес жизни многих киевлян. По официальным данным, погибло 145 человек. Но историки утверждают, что жертв было раз в 10 больше.

Причиной трагедии послужило то, что в Бабьем Яру прорвало дамбу, за которой годами скапливались стоки с кирпичного завода. И песчано-глиняная пульпа утром 13 марта 1961 года хлынула через земляную насыпь. Одной из ошибок тогдашней городской власти считают то, что она отказалась укреплять края яра железобетоном, хотя ученые настаивали на этом. Вторая ошибка — то, что жижу с завода пускали в Бабий Яр беспрерывно в течение многих лет. Хотя по проекту она должна была литься в течение одной рабочей смены — и перекрываться на две последующие, чтобы вода успевала уходить в землю.

После прорыва дамбы селевый поток с гулом и свистом понесся вниз по пешеходной дорожке (сейчас это ул. Е. Телиги) в сторону ул. Фрунзе. Очевидцы утверждают, что он достигал 20 метров в ширину, а в высоту покрывал человеческий рост.

Больше всего пострадала от потока часть ул. Фрунзе — трамвайное депо им. Красина (сейчас — Подольский трамвайный парк), горбольница № 15, стадион «Спартак», жилые дома на Куреневке — 34 частных, 5 двух-этажных и 2 общежития барачного типа. Из-за коротких замыканий загорался электротранспорт, в котором гибли люди. Как рассказывала «АиФ» ушедшая в прошлом году из жизни бывший директор Киевского музея электротранспорта Лидия Ливинская, если бы не-сколько работников трамвай-ного депо не пожертвовали собою и не отключили силовую подстанцию, жертв было бы гораздо больше. Спасение людей, которые не могли удержаться под силой несущегося потока, осложняло то, что песчано-глиняная пульпа, растекаясь, тут же застывала и становилась твердой как камень.

Информацию о случившемся власть держала в строгой секретности. Соболезнование родным погибших опубликовали в газете «Вечерний Киев» лишь несколько недель спустя. А через два года застрелился председатель Киевского горисполкома Алексей Давыдов (его имя носит бульвар на Русановке). Если и была предсмертная записка — она не обнародована.

Тот день запомнили многие киевляне.

«Мне было 12 лет, учился в 6-м классе 148-й школы в рай-оне кинотеатра «Жовтень», — рассказал киевовед Виталий Баканов. — Необычным было то, что на рельсах, начиная от Контрактовой площади, в сторону площади Шевченко застыли трамваи. Этот вид транспорта тогда был самым ходовым, и даже небольшая заминка в движении вносила дискомфорт. Позже узнали, что причиной всему — какой-то потоп на Куреневке. Родители ничего мне не рассказывали, хотя сами о чем-то шушукались. Потом еще 40 лет замалчивали эту трагедию. И лишь 10 лет назад хлынул поток информации, будто прорвало своеобразную идеологическую дамбу».

Еще один столичный житель Сергей Картунов, которому в 1961 году тоже было 12 лет, собственными глазами видел катастрофу. «Учился в школе № 114, на ул. Фрунзе, напротив ул. В. Хвойки, — вспоминает он. — Из дома до школы надо было ехать три остановки на трамвае со стороны Куреневки. Когда проезжали мимо трамвайного депо, улица была залита грязью примерно по колено, вода прибывала. Внимание привлекли две пожарные машины, которые откачивали воду возле больницы, и милиционер, взобравшийся на забор. Было интересно и даже смешно. Потом вода подступила к ступенькам трамвая. Он остановился. И я побежал в школу. А там нам сказали, что занятия прекращаются из-за потопа. И нас, к огромной нашей радости, отпустили домой».

По ул. Фрунзе на Куреневку Сергей уже не мог идти — эпицентр потопа оцепили милиционеры и солдаты. И еще он заметил, что очень низко летали вертолеты, пытаясь снимать людей с крыш и заборов. Школьник отправился домой окольными путями — по ул. В. Хвойки добрался до железной дороги на Петровке, оттуда — по путям в сторону Сырца. Кстати, в школе № 114 потом еще две недели не было занятий: в классах временно приютили тех, кто остался без крыши над головой. А когда дети приступили к учебе, в коридоре висело объявление о посмертной благодарности за мужество одному из учеников-старшеклассников, который погиб, спасая тонущих людей.

Сергей Борисович помнит и необычные «байки» о том трагическом дне. Рассказывали, например, об инвалиде, который ехал в коляске в больницу на ул. Фрунзе. Увидев огромный поток воды, мужчина испытал такой стресс, что вскочил на ноги и побежал — хотя до этого 20 лет не ходил.

Еще одна киевлянка Инна Карпова в то время была постарше и работала на заводе «Электроприбор» — напротив речного вокзала. «О том, что на Куреневке что-то произошло, мы поняли, когда на работу не явились сотрудники, жившие по ходу трамвайного маршрута в сторону пл. Шевченко, — рассказала Инна Георгиевна. — Потом с каждым днем выясняли подробности, люди рассказывали то, что узнавали от родственников или знакомых. Прошло время, и однажды я узнала страшную весть. Оказывается, 13 марта на Куреневке погибла и моя одноклассница Поля Шварцман, которая работала в трамвайном парке им. Красина. Интересуясь темой Куреневской трагедии, я не раз находила списки погибших — и по официальной версии, и по неофициальной. Но ни в одном из них не было фамилии Полины. Это значит, что до сих пор не известны все, кто ушел из жизни в той страшной и нелепой катастрофе».
 

 

По сообщению сайта Аргументы и Факты