Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Мажилис: Вопросы развития исламских финансов

Дата: 11 марта 2011 в 12:00 Категория: Новости экономики

Мажилис: Вопросы развития исламских финансов

Мажилис: Вопросы развития исламских финансов

 

 10.03.2011. Астана, 10 марта, Дом Мажилиса. Вопросы развития исламских финансов в рамках Программы повышения инвестиционной культуры и финансовой грамотности населения РК рассмотрены сегодня в Мажилисе. Этой теме был посвящен семинар с участием депутатов Мажилиса, Министерства финансов, АФ и Агентства РФЦА г. Алматы (регулирование деятельности регионального финансового центра).

 На заседании председательствовала глава Комитета Мажилиса по финансам и бюджету Гульжан Карагусова.

 На семинаре выступили: председатель Агентсва РФЦА Аркен Арыстанов, а также — председатель Ассоциации развития исламских финансов, советник по исламским финансам вице-премьера — министра индустрии и новых технологий Ерлан Байдаулет (тема – «Особенности выпуска суверенных и корпоративных сукук (исламских облигаций). И наряду с этим — финансовый директор, член правления AL HiLaL Bank в Казахстане Айдын Таиров (тема – «Актуальные вопросы развития исламского банкинга»):

Уважаемые депутаты.

 

 Как известно, ровно год назад в рамках межгосударственного соглашения, подписанного Правительствами Казахстана и Абу Даби АО Исламский банк «Аль Хилал» получил лицензию на проведение банковских операций АФН. За короткий промежуток времени были сделаны определенные достижения. В Казахстане сейчас 39 банков второго уровня, и мы являемся 31-м банком из 39 по размеру активов (6,810,153 тыс. тенге) и 26-м банком из 39 по размеру капитала (6,015,155 тыс. тенге)

 Коротко о самом банке. Акционером нашего Банка является Правительство Абу Даби в лице Al Hilal PJSC. Наш Акционер принят решение прийти в Казахстан в разгар финансового кризиса№ В то время ситуация могла стать лучше либо могла значительно ухудшиться. Но несмотря на это наш Акционер, Правительство Абу Даби, не заинтересовано в краткосрочных целях. Они нацелены на долгосрочные отношения с Казахстаном. Как Вы знаете, Казахстан и ОАЭ имеют братские отношения длительное время и наш Банк является результатам таких ценных отношений. В настоящий момент Банк представлен филиалом в Астане и головным офисом в Алмате. В ближайшее время планируется открыть филиал в Шымкенте и Алматы. Объем кредитного портфеля составляет примерно 35 млн долларов. Основные источники финансирования собственный капитал банка и депозиты головного банка. Банк действует по законодательству РК и принципам Шарита, контроль, за выполнением которых осуществляет Совет по Шариату (независимый орган Банка). Основные продукты Банка – товарная мурабаха (финансирование торговой деятельности в качестве торгового посредника с предоставлением коммерческого кредита), иджара (лизинг), исламские инвестиционные депозиты и операции вакала.

 Год назад при составление Бизнес-Плана Банк планировал к концу года иметь портфель в размере 250 млн долларов. Позвольте мне рассказать о проблемах (объективных и субъективных), с которыми наш банк столкнулся при достижении поставленных планов. Среди объективных причин можно назвать существенное улучшение экономической ситуации в казахстанском банковском секторе благодаря государственной поддержке банковского сектора и благоприятной конъюнктуры на основные статьи экспорта. Как известно, исламское финансирование планировалось как альтернативный резервный источник финансирования для экономики Казахстан в разгар кризиса.

 Среди субъективных причин хотел бы отметить необходимость дополнительного совершенствования законодательства в особенности налогового и банковского с целью гармонизации условий деятельности для традиционных и исламских банков. Как известно, деятельность исламских банков регулируется сводом поправок в Гражданский, Налоговый Кодексы, Банковское законодательство, и прочие нормативные документы, вступившие в силу в марте 2009 года. Стоит отметить, что экспертами и законодателями была проделана огромная работа, учитывая отсутствие практики исламского финансирования в Казахстане. В настоящий момент, учитывая реальную практику, связанную с осуществлением исламских банковских продуктов мы видим необходимость дальнейшего усовершенствования законодательной базы.

 Среди законодательных нормативных документов требующих усовершенствования можно выделить три основных направления:

· Совершенствование банковского и налогового законодательства, направленного на гармонизацию режимов для традиционных и исламских банков

· Упрощение процесса регистрации сделок по исламскому финансированию

· Совершенствование нормативных документов АФН и НБРК с учетом специфики деятельности исламских банков.

 В частности, в закон о банках необходимо внести изменения регламентирующие операции вакала и товарная мурабаха. К сожалению, на момент разработки нормативных актов по исламскому финансированию не были учтены все исламские банковские продукты. Отсутствие четких прописанных определений в законодательных актах по данным операциям ведет к неправильной трактовке операций в налоговом и бухгалтерском учете, и создают значительные налоговые риски для банка и его заемщиков.

 Некоторые продукты исламского финансирования (так называемая корпоративная Мурабаха) требуют регистрации на имя Банка активов, приобретаемых Банком для последующей продажи своим клиентам. Для возможности реализации Банком таких продуктов необходимо исключить Банк из требования по регистрации права собственности на активы, приобретаемые Банком для дальнейшей реализации своим клиентам, поскольку существующие механизмы регистрации права собственности делают предоставление Банком корпоративной мурабаха неконкурентным по сравнению с традиционными банками.

 По вопросу совершенствования нормативных документов АФН и НБРК необходимо значительная доработка документов, касающихся вопросов пруденциального регулирования и отчетности Исламских Банков. Учет и отчетность исламских банков согласно нормативным документам НБРК и АФН сильно отличается от стандартов применяемым к традиционным банкам. В большой степени это связано со спецификой исламских инвестиционных депозитов и активов, финансируемых за их счет. Как известно, согласно принципов Шариата и законодательных требований риски и прибыль по исламским инвестиционным депозитам несет вкладчик Банка. Соответственно согласно требованиям МСФО, АОФИ банк не может учитывать данные депозиты на балансе банка, в свою очередь забалансовый учет активов и обязательств банка сильно отличаются от традиционных банков.

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан от 5 июня 2006 года

«О региональном финансовом центре города Алматы»»

 

 

п

/

п

 

 

 

Обозначение статей действующего Закона

Действующая редакция

Предлагаемая редакция

Обоснование необходимости внесения поправок в Закон Республики Казахстан

Закон Республики Казахстан от 5 июня 2006 года «О региональном финансовом центре города Алматы»

1.

Статья 5. Задачи и функции уполномоченного органа

1. Основными задачами уполномоченного органа являются:

1) осуществление государственных полномочий, определенных настоящим Законом;

2) дальнейшее развитие финансового центра.

3) отсутствуют.

 

Статья 5. Задачи и функции уполномоченного органа

1. Основными задачами уполномоченного органа являются:

1) осуществление государственных полномочий, определенных настоящим Законом;

2) дальнейшее развитие финансового центра;

3) развитие рынка исламского финансирования.

 Вносится в целях реализации задач, предусмотренных в Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 (к 2020 году отечественный фондовый рынок станет региональным центром исламского банкинга среди стран СНГ и Центральной Азии).

2.

2. Функциями уполномоченного органа являются:

12) – 15) отсутствуют;

 

 2. Функциями уполномоченного органа являются:

 12) обеспечение формирования и реализации государственной политики в области исламского финансирования;

 13) координация деятельности государственных органов по развитию рынка исламского финансирования;

 14) принятие в пределах своей компетенции нормативных правовых актов по вопросам деятельности советов по принципам исламского финансирования;

 15) оказание методологической помощи организациям, осуществляющим деятельность в соответствии с принципами исламского финансирования.

 успешной реализации задач по становлению отечественного фондового рынка региональным центром исламского банкинга среди стран СНГ и Центральной Азии;

 привлечению в экономику Казахстана альтернативных источников финансирования;

 развитию фондового рынка с широким спектром представленных на нем финансовых инструментов;

созданию необходимых условий для развития конкурентоспособного финансового центра города Алматы, соответствующего международным стандартам, и его вхождения в группу десяти ведущих финансовых центров Азии;

выработке единой позиции заинтересованных государственных органов по определению направлений развития рынка исламского финансирования;

своевременному реагированию и устранению проблемных вопросов в деятельности субъектов рынка исламского финансирования;

построению делового сотрудничества с национальными и международными исламскими организациями, путем проведения и участия в различных мероприятиях (форумах, конференциях и т.д.).

3.

 

Статья 6. Полномочия уполномоченного органа

В целях реализации своих задач и функций уполномоченный орган обладает следующими полномочиями:

13) – 15) отсутствуют;

 

Статья 6. Полномочия уполномоченного органа

В целях реализации своих задач и функций уполномоченный орган обладает следующими полномочиями:

13) вырабатывать рекомендации и предложения по развитию рынка исламского финансирования;

14) организовывать и принимать участие в разработке мероприятий по вопросам развития рынка исламского финансирования;

15) создавать экспертные советы (комиссии) при уполномоченном органе по вопросам развития рынка исламского финансирования.

См. обоснование позиции 2 Таблицы.

4.

Статья 11. Участники финансового центра

1. Участниками финансового центра являются профессиональные участники рынка ценных бумаг, обладающие:

1) свидетельством о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица, выданным уполномоченным органом, либо свидетельством об аккредитации в качестве участника финансового центра;

2) лицензией на осуществление брокерской и (или) дилерской деятельности, выданной уполномоченным государственным органом по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.

2. Участниками финансового центра не являются:

1) банки;

2) профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие деятельность по инвестиционному управлению пенсионными активами;

3) накопительные пенсионные фонды.

3. Участники финансового центра вправе осуществлять иные виды деятельности с учетом условий и порядка совмещения видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, устанавливаемых нормативными правовыми актами уполномоченного государственного органа по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.

4. Участники финансового центра вправе заключать сделки с финансовыми инструментами:

1) на специальной торговой площадке финансового центра;

2) на фондовых биржах, в том числе иностранных;

3) на неорганизованном рынке ценных бумаг.

5. Обязательным условием государственной регистрации участника финансового центра и (или) аккредитации в качестве участника финансового центра уполномоченным органом является наличие постоянно действующего органа юридического лица на территории города Алматы.

Статья 11. Участники финансового центра

1. Участниками финансового центра являются следующие юридические лица, обладающие свидетельством о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица, выданным уполномоченным органом, либо свидетельством об аккредитации в качестве участника финансового центра:

1) профессиональные участники рынка ценных бумаг, имеющие лицензию уполномоченного государственного органа по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций на осуществление брокерской и (или) дилерской деятельности и (или) деятельности по управлению инвестиционным портфелем;

2) исламские банки, имеющие лицензию уполномоченного государственного органа по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций на проведение банковских операций;

3) акционерный инвестиционный фонд, осуществляющий инвестирование активов фонда с соблюдением принципов исламского финансирования.

2. Участниками финансового центра не являются:

1) банки, за исключением исламских банков;

2) профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие деятельность по инвестиционному управлению пенсионными активами;

3) накопительные пенсионные фонды.

3. Участники финансового центра, указанные в подпункте 1) пункта 1 настоящей статьи, вправе осуществлять иные виды деятельности с учетом условий и порядка совмещения видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, устанавливаемых нормативными правовыми актами уполномоченного государственного органа по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.

4. Участники финансового центра вправе заключать сделки с финансовыми инструментами:

1) на специальной торговой площадке финансового центра;

2) на фондовых биржах, в том числе иностранных;

3) на неорганизованном рынке ценных бумаг.

5. Обязательным условием государственной регистрации участника финансового центра и (или) аккредитации в качестве участника финансового центра уполномоченным органом является наличие постоянно действующего органа юридического лица на территории города Алматы.

 Вносится в целях расширения состава участников РФЦА.

 На сегодняшний день участниками РФЦА являются исключительно брокерские и (или) дилерские организации. В настоящее время банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие деятельность по инвестиционному управлению пенсионными активами, а также накопительные пенсионные фонды, не вправе быть участниками РФЦА.

 Вместе с тем, в целях более динамичного и эффективного развития РФЦА, а также активизации интеграционных процессов на рынке ценных бумаг, предлагается расширить круг участников РФЦА.

 Расширение круга участников позволит привлечь в РФЦА эмитентов и инвесторов, что будет способствовать притоку капитала и финансовых инструментов, тем самым, повысит ликвидность, являющуюся неотъемлемой для успеха рынков капитала.

 

 

 

 

 (Жигер Байтелесов–746304. Фото Жаслана Куспанова. www.parlam.kz

 Распространено Пресс-службой Аппарата Мажилиса Парламента РК).

 

Если вы нашли ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Использование материалов возможно с сохранением активной ссылки на автора и издание.

По сообщению сайта Zakon.kz