Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Первое, второе и компот,

Дата: 11 марта 2011 в 13:41

или Где сегодня обедаем

Сотрудники, чьи офисы находятся в бизнес-центрах (БЦ), в еде любят разнообразие: сегодня – столовая, завтра – кулинария, в среду – бизнес-ланч в кафе, в четверг – заказ пиццы, в пятницу – доставка комплексного обеда по объявлению. Управляющие компании бизнес-центров стоят перед выбором – создавать пункт питания в БЦ или переложить решение этого вопроса на арендаторов.

В Алматы около 100 больших и средних БЦ различного класса. По словам Мадины Умбетжановой, аналитика агентства недвижимости DTZ, 45% БЦ в городе – здания, построенные до 2000 года, 55% – новые объекты класса А и В, и «с каждым годом это соотношение меняется в пользу новых зданий». Ее дополняет коллега из UMEX Realty Ксения Руденко: «В городе приблизительно 20 БЦ категории А (категория декларируется самими бизнес-центрами), 30-40 – категории B».

Основная часть БЦ равномерно распределена в центре города между проспектами Достык и Сейфуллина. Инфраструктура общественного питания в этом районе такова, что пункты общепита расположены преимущественно ниже проспекта Абая. По утверждениям специалистов из агентств по недвижимости, в подавляющей части самих офисных зданий существуют как минимум буфеты.

С одной стороны, организация корпоративного питания – это социальная позиция работодателя, его забота о здоровье персонала, с другой – важный элемент оптимизации трудового процесса. «Кейтеринг в бизнес-центре – это не только дополнительная инфраструктура, которая создает комфорт арендатору, но и фактор, повышающий эффективность работы сотрудников, – уверен директор компании Global Development Евгений Гриханов. – Простой пример: если сотруднику нужно добежать до ресторана, быстро съесть бизнес-ланч и вернуться – совершенно очевидно, что за время обеда он не сможет отдохнуть. А ведь обеденный перерыв – это еще и возможность расслабиться и восстановить силы после первой половины дня».

Кейтеринг в широком смысле слова – это оказание услуг по организации питания. Корпоративное питание может быть организовано как на выездной основе, так и на стационарной (столовые) и полустационарной (буфет с готовой продукцией). В Алматы компаний, специализирующихся на кейтеринге, сравнительно немного. Большинство игроков на этом рынке – это кафе, рестораны, отели, которые наряду с основной деятельностью предлагают услуги преимущественно событийного кейтеринга (корпоративы, банкеты, фуршеты, презентации, юбилеи, свадьбы).

В городе порядка пяти профессиональных компаний, которые занимаются организацией регулярного корпоративного питания, говорит Андрей Мокич, менеджер по развитию сети Today. Часть из них кроме выездного кейтеринга организуют мини-кафетерии в зданиях БЦ, другие – помимо кейтеринга специализируются на консалтинговых услугах в сфере организации как выездного, так и корпоративного питания. Их объединяет то, что производство по приготовлению пищи находится вне территорий обслуживаемых организаций. Кейтеринговые компании могут организовывать в обслуживаемых объектах буфеты/кафетерии/снек-бары, куда завозится уже готовая продукция. По желанию арендатора на его территории кейтеринговая фирма может оснастить необходимым оборудованием специальные зоны, предназначенные для принятия пищи (например, установить настольные бойлеры, микроволновые печи). Как правило, это возможно в том случае, если кейтеринговое агентство доставляет туда комплексные обеды.

УК Capital Partners (БЦ Essentai Towers и БЦ Almaty Financial District) для организации питания на территории объектов выбрала решение с кафетерием, пригласив кейтеринговую фирму Bistro Today. Оба БЦ заполнены арендаторами на 80%, общее количество работающих там сотрудников превышает 3 тыс. человек. Площадь кафетериев Bistro Today в каждом БЦ небольшая, около 100 кв. м, однако наличие обособленно расположенного производственного цеха позволяет кейтеринговой фирме охватить значительное число сотрудников офисов, производя прямую доставку готовой еды из цеха, который нерационально было бы размещать на территории БЦ.

БЦ Alatau Grand тоже воспользовался услугами Bistro Today, но на временной основе – до тех пор пока на территории центра не появится полноценная столовая. Alatau Grand – это новый БЦ класса А площадью 22 тыс. кв. м. Он начал сдавать помещения в конце 2008 года, в настоящий момент там работает около 1200 сотрудников компаний-арендаторов. Проектировка объекта предусматривала наличие пункта общепита в 500 кв. м. Подрядчика, который взялся бы оборудовать и эксплуатировать столь большую площадь, было довольно сложно подобрать, тем более что на заполнение БЦ арендаторами как потенциальными потребителями кейтеринговых услуг также необходимо время.

Еще одно решение – кейтеринговые фирмы могут выступать подрядчиками в организации стационарного пункта питания в отдельном БЦ. В этом случае весь процесс от приготовления пищи до ее сбыта происходит на территории БЦ. Как правило, стационарные точки питания с полным циклом организуют компании, которые не специализируются на выездном кейтеринге.

В современных БЦ подход к проектированию, оборудованию, а также к подрядчику организации пункта питания становится чрезвычайно жестким и, следовательно, непростым в реализации. Как, например, в случае с БЦ Park View Office Tower. «Мировая практика показывает, что бизнес-центры, не предусматривающие организацию питания для арендаторов, проигрывают. Особенно важен данный сервис для центров класса А, так как они пользуются спросом у иностранных компаний, – говорит представитель управляющей компании БЦ Park View Office Tower. – Мы достаточно серьезно относимся к созданию комфортных условий для арендаторов, поэтому наша столовая будет похожа на те, которые можно увидеть в иностранных деловых центрах класса А. При ее строительстве мы приглашали профессиональных консультантов, которые помогли нам не только организовать пространство, но и правильно подобрать технологическое оборудование для производственной зоны. Сейчас мы заканчиваем переговоры с несколькими профессиональными игроками на этом рынке – международными и российскими компаниями и весной планируем завершить данный проект».

Наличие пункта питания на территории БЦ является хоть и значимым фактором для потенциального арендатора, но не решающим. У сотрудников, работающих в любом БЦ (за редким исключением), всегда есть несколько альтернатив, как пообедать: бизнес-ланч в соседнем кафе, ближайшие фастфуд или кулинария, заказ комплексных обедов в офис и т.д. По словам управляющего администратора БЦ «Тажибаевой, 155» Любови Марковой, значительное число работников компаний-арендаторов не только обедают, но и завтракают и ужинают в столовой БЦ. При этом из более чем 300 сотрудников БЦ около 60% регулярно посещают организованный для них пункт питания, другие 40% обедают вне БЦ или приносят пищу из дома. Большинством сотрудников БЦ наличие пункта горячего питания оценивается как необходимое.

Значительную конкуренцию кейтеринговым фирмам составляют индивидуальные предприниматели, которые ежедневно на одном объекте обслуживают от 5 до 30 человек. Подобный вид услуг, несмотря на отсутствие гарантии качества еды и риски, связанные с обслуживанием (продажа из багажника автомобиля, неизвестное состояние одноразовой/многоразовой посуды), востребован небольшими группами сотрудников, которые ориентированы на цену 300-350 тенге за комплексный обед.

Условия аренды, выставляемые бизнес-центрами для кейтеринговых фирм, могут быть различными. Подход Global Development к этому вопросу видится одним из оптимальных. «Рентабельность модели организации служебного питания достаточно низка, что обусловлено иными принципами и условиями работы по сравнению с моделью, рассчитанной на публичные места, – говорит г-н Гриханов. – Ставки аренды на кухню и столовую на наших объектах отличаются от обычных арендных ставок. Чтобы сотрудничество с кейтеринговой фирмой было взаимовыгодным, в качестве арендной платы мы выставляем процент от их выручки».

Идеальный с точки зрения трудового процесса – это постоянный пункт питания. При его наличии у персонала БЦ всегда есть возможность полноценно пообедать, а также в удобное для него время быстро перекусить, что невозможно в случае с доставкой еды. С другой стороны, рациональность организации стационарного пункта ограничена предпочтениями каждого отдельного сотрудника, техническими ограничениями или экономической нецелесообразностью. И это неполный список трудностей, стоящих перед арендодателем при принятии решения об организации постоянного пункта питания в БЦ. «Основная проблема арендодателя – обеспечить, чтобы сотрудники ходили в то кафе, которое специально для них организовано, – делится г-н Гриханов. – Соответственно, собственник или УК должны подобрать качественного партнера для своего бизнес-центра. Это не так просто. Поскольку кейтеринг не является высокодоходным бизнесом, нужно иметь опыт и технологии, чтобы, с одной стороны, получать необходимый уровень прибыли, а с другой – точка общепита должна не только качественно и разнообразно кормить, но и создавать клиентам дополнительный комфорт».

Подготовлено аналитической службой медиахолдинга Business Resource

№8-11.03.2011


Вы можете прокомментировать эту статью.

По сообщению сайта Бизнес & Власть