Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Не было бы счастья

Дата: 11 марта 2011 в 13:41

По признаниям отечественных компаний МСБ, глобальный кризис подвиг их на повышение качества производимой продукции. Кроме того, в стесненных условиях на родине бизнес стал искать новые рынки сбыта за ее пределами.

Практически каждая вторая казахстанская компания, занятая в сфере производства продуктов питания (47,5% опрошенных) и сельском хозяйстве (46,5%), в кризис пошла на улучшение качества продукции. Также высоки значения данного показателя в таких отраслях, как легкая промышленность (43,8%), строительство (43,2%), промышленность (40,6%). Такие данные выявили аналитики медиахолдинга Business Resource в ходе исследования «Малый и средний бизнес Казахстана: современная ситуация и перспективные направления роста».

Треть компаний МСБ, по их собственным признаниям, во время ухудшения экономической ситуации выразили готовность покорять новые рынки. Особенно активно данная тенденция проявилась в легкой промышленности (43,8% опрошенных) и промышленности (39,8%). Не изменились рынки сбыта в таких отраслях, как операции с недвижимостью (73,9%), сельское хозяйство (58,7%), пищепром (57,5%) и здравоохранение (57%). Сократили выход на имеющиеся рынки предприятия, оказывающие транспортные услуги и услуги связи (25,5%), строительные организации (19,9%). В ходе телефонного опроса приняли участие 2000 респондентов – владельцев и руководителей предприятий МСБ в 14 областных центрах РК, Астане и Алматы.

Отечественная пищевая продукция по качеству давно обогнала зарубежную, комментирует «&» итоги исследования глава Мясного союза РК Иван Сауэр. При этом он отмечает, что для наших производителей пока нет необходимости осваивать рынки вне Таможенного союза. «Наш ближайший сосед – Россия импортирует в год 785 тыс. тонн говядины. Чем привлекательна для нас Россия и чем мы можем конкурировать на ее рынке с Латинской Америкой? Они в силу расстояния поставляют в РФ мясо глубокой заморозки, а мы – охлажденное мясо. Чтобы отправлять мясо дальше, мы будем вынуждены его замораживать, а по замороженному мясу конкуренция значительно острее. Так что нам бы рынок России взять – и думать больше не о чем», – убежден собеседник.

Что касается модернизации предприятий, то в секторе мясопереработки она происходит в основном только при государственном софинансировании в размере 75% от затрат, сообщил г-н Сауэр. По его оценке, затраты на модернизацию добавляют около 15% при формировании цены на готовую продукцию, в связи с чем по ценам отечественные товары иногда проигрывают импортным. «Чтобы понизить цены, нужно выравнивать уровень субсидирования. У нас субсидируется порядка 3,5% затрат, а, например, в Беларуси – 15-18%», – говорит г-н Сауэр.

На неравные экономические условия сетуют и отечественные текстильщики. «Сегодня только 14% шерсти перерабатывается в РК, все остальное экспортируется за бесценок, и к нам заходит готовая продукция с высокой добавленной стоимостью. Чтобы исправить ситуацию, нужна господдержка», – сказала «&» председатель Ассоциации предприятий легкой промышленности Любовь Худова. 11 марта в Астане должно состояться совещание по вопросу создания шерстяного кластера, на котором участники рынка хотят рассказать чиновникам о своих возможностях в плане модернизации производств и сообщить о том, какая поддержка им необходима. Тем более что у отрасли впервые с распада СССР стали вырисовываться неплохие перспективы: по информации г-жи Худовой, в настоящее время идет рост экспорта казахстанского текстиля в страны ТС.

По мнению президента группы компаний RESMI Кайрата Мажибаева, в период борьбы с кризисом компании пересмотрели свои стратегии развития, сделав их более клиентоориентированными, а также повысили производительность за счет сокращения штатов и повышения требований к сотрудникам. «Многие уже задумались о расширении рынков сбыта, хотя практических примеров региональной экспансии пока еще не наблюдается во множестве», – сказал он «&». По его оценке, чтобы обеспечить рост качества продукции за счет технического перевооружения, компании должны располагать надежными источниками финансирования как капиталовложений, так и оборотных средств. Но усилий самих компаний мало – нужна еще и готовность потребителей платить больше за лучшее качество. «Все эти факторы, мягко говоря, не про кризисные времена, так как в этот период потребительская активность смещается в сторону недорогих базовых продуктов», – резюмировал г-н Мажибаев.

Ирина Семибратова

№8-11.03.2011


Вы можете прокомментировать эту статью.

По сообщению сайта Бизнес & Власть