Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Том 9. Антуанетта Мэй, «Жена Пилата»

Дата: 12 марта 2011 в 00:50

Древний мир, как мы его представляем сегодня – это, в первую очередь, мужской мир. На сотню имен царей и военачальников, философов и поэтов мужского пола, много ли мы вспомним женщин?

Ну, Нефертити… ну, Клеопатра. Напрягши извилины, вытащим из недр памяти Хапшетсут, царицу Египта, Зенобию, царицу Пальмиры, поэтессу Сапфо – и, в общем, все. А с Древним Римом в этом отношении и вовсе беда. Разве только Мессалина, супруга несчастного императора Клавдия – да и то благодаря сомнительной славе величайшей распутницы всех времен и народов.

Вот библейские сюжеты – совсем иное дело. Женщин здесь множество, причем самых разнообразных – и добродетельная Сара, и доблестная Юдифь, и вероломная Далила, и вздорная Мехлола, и «нимфетка» Ависага. Собственно, и героиня романа «Жена Пилата», который мы сегодня представляем в нашей Коллекции, тоже удостоилась упоминания в Святом Писании. Во время суда над Иисусом жена Пилата, не называемая по имени, послала к нему слугу сказать: «не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф.27:19). О жене Пилата упоминает Гермидий, официальный биограф правителя Иудеи. Не называя её по имени, он повторяет евангельский сюжет.

Имя Прокула или Прокла возникает в средневековом апокрифическом тексте «Обращение Пилата», а несколько позже появляется «Письмо Клавдии Прокулы к Фульвии». Историки склонны считать, что жену Пилата отождествили с христианкой Клавдией, упоминаемой в одном из писем апостола Павла. Впрочем, согласно другим источникам, супругу прокуратора звали Иустиной. Существует мнение, что она была внучкой императора Августа по, так сказать, морганатической линии.

Словом, фигура в большей степени мифологическая, нежели историческая. Однако ж, в любом случае – первая представительница Рима, понявшая и почувствовавшая величие Спасителя. Тем, как говорится, и интересна. И хотя, как утверждают знатоки, в серьезных исторических трудах ее имя не упоминается, многочисленная художественная литература на евангельские темы без образа жены Пилата обходится редко. Помимо романа Антуанетты Мэй, представленного в нашей Коллекции, существует еще, как минимум, два произведения под названием «Жена Пилата»: роман некоей Урсулы Блум и рассказ Гертруд фон Лефорт, известной немецкой писательницей, бывшей даже в числе номинантов на Нобелевскую премию. Отметим также, что Клавдия Прокула фигурировала в черновиках «Мастера и Маргариты» Булгакова.

Согласно преданию, жена прокуратора вступилась за Христа из-за увиденного накануне пророческого сна. В романе все обстоит несколько иначе – Клавдия Прокула, оказывается, была лично знакома с Иисусом, а с Марией-Магдалиной («Мириам из Магдалы») и вовсе состояла в теплых дружеских отношениях. Более того, именно Клавдия после очередного пророческого сна убедила подругу, бывшую тогда одной из самых популярных куртизанок Рима, вернуться в Иудею, ибо там Мириам и суждено будет обрести свое истинное предназначение.

Несмотря на серьезность избранной темы и действующих лиц роман Антуанетты Мэй несомненно относится к разряду легкого чтения, такой вполне себе «дамский роман» со всеми его атрибутами – дотошным описанием нарядов, косметики, интерьеров, с россыпью тогдашней «светской хроники» и т.д. В этом отношении очень характерно выглядит описание романа Клавдии Прокулы с гладиатором Голтаном из Дакии, выглядящего как весьма современный адюльтер супруги какого-нибудь американского конгрессмена с румынским нелегалом, подрабатывающим «боями без правил» в ожидании вида на жительство. Думается, однако, что роман «Жена Пилата» будет интересен не только поклонникам «женской серии», но и всем тем, кто, ничего не зная о Риме и Иудее первого столетия нашей эры, хотел бы, особо не напрягаясь, что-нибудь узнать. В книге эти сведения поданы простенько, но, в целом, «со вкусом». Хотя, конечно, жестких сторонников христианских канонов кое-что может слегка покоробить.


 

По сообщению сайта Аргументы и Факты