Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Том 28. Владимир Орлов, «Альтист Данилов»

Дата: 12 марта 2011 в 01:01

Во всех источниках указывается, что «Альтист Данилов» вышел в свет в 1981 году. Полагаю, журнальный вариант появился лет на пять раньше.

Во всяком случае, в своих набегах на столицу под девизом «В Москву – разгонять тоску», мы, начитанная ленинградская молодежь, наряду с обязательной (и максимально приближенной к первоисточнику) поездкой по бессмертному маршруту «Москва-Петушки», уже в конце 70-х включали в программу рейд по точкам московского железнодорожного общепита а-ля Кармадон и компания. И закуску, понятное дело, разделывали ножичком с надписью «кто сопрет, зарежется» на рукоятке. И приключения с нами случались вполне «даниловские» - — один забывал в телефонной будке самодельный японский меч-катану, другой часами доказывал руководству Центрального телеграфа, что указанное в квитанции на денежный перевод отчество получателя «Леопардович» - — это опечатка, нет такого имени, читать же следует «Леонардович», как и указано в паспорте. Руководство же стойко отбивалось: раз есть Лев, значит,  должен быть и Леопард. И наотрез отказывалось выдать деньги…

Словом, культовое было произведение, как говорится, «поколенческое». Удивительно, как оно вообще увидело свет в эпоху тотального торжества социалистического реализма, переходящего в социалистический сюрреализм (кульминация метода – сочинения лауреата Ленинской премии по литературе Л. И. Брежнева).

И поэтому было несколько боязно вновь открывать «Альтиста Данилова». Существовало опасение разочароваться в любимом когда-то тексте, невольно перетянуть на него оскомину, набитую прочтением (или перелистыванием) сотен книг, написанных по сходным темам и сюжетам за прошедшие тридцать лет – и, как и положено массовым, «форматным» жанрам, на 85% представляющих собой макулатуру.

К счастью, ничего похожего не произошло. Более того, к прежнему, никуда не девавшемуся, наслаждению от любимых сцен (полеты в грозовом облаке, каникулы Кармадона, звездная дуэль, чудеса Девяти Сфер, роковая люстра и, разумеется, так и не забранные из химчистки брюки) и от «ловли» литературных и мифологических аллюзий, прибавилось новое…

Господи, до чего же гармоничен, до чего же музыкален в основе своей великий роман Владимира Орлова! И, конечно же, герой его – «демон на договоре», существо одновременно человеческое и сверхчеловеческое, не может быть никем, кроме как музыкантом. Ибо только музыкой материя связана с духом, земля – с небом, «верх» – с «низом», только в ней отражены порядок и красота мирозданья:

«А время замерло. Всюду замерло. Но не в музыке. Там оно текло – и быстро, и медленно, и рвалось, и перекатывалось по камням, в отчаянной усталости. Данилов и сам был как оркестр и не желал смириться с металлической поступью труб и ударных, наступавших на него. А потом, оказавшись вдруг в нечаянных вихрях скерцо, бросался за сверкающим полетом скрипок, исчезал в их звуках, словно бы купаясь в них. Сам Данилов утончившимся и потеплевшим звуком то ли печалился, то ли радовался в долгожданном покое и сосредоточенности…»



 

По сообщению сайта Аргументы и Факты