Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Что такое mazhilis product placement?

Дата: 12 марта 2011 в 17:50

Что такое mazhilis product placement?

Когда цветёт лох

Вопрос единственный

Что такое mazhilis product placement?

В последние месяцы у меня крепнет ощущение, будто некоторым депутатам кто-то сказал, что они живут на одну зарплату, а те несказанно расстроились и принялись исправлять ситуацию.

В маркетинге есть понятие «продакт плейсмент» (от англ. product placement — размещение продукции). Это, как толкует Википедия, рекламный приём, заключающийся в том, что реквизит в кинокартинах, телепередачах, компьютерных играх или клипах имеет реальный коммерческий аналог. Посмотрите любой фильм, снятый или спродюсированный Тимуром БЕКМАМБЕТОВЫМ: там каждый кадр кишит популярными брендами. Не за спасибо, конечно, кишит.

Так вот, в 2010-м — начале 2011 года в нашем парламенте зародилось явление, которое я бы назвал mazhilis product placement. На мой опытный взгляд, это прорыв в раскрутке товаров и вообще новое слово в бизнесе.

В конце февраля в ходе пленарки нижней палатки депутат Берик БЕКЖАНОВ обратился к премьеру с запросом, в котором потребовал запретить рекламу Coca-Cola и Pepsi: «Это темно-коричневый сплав канцерогенов, он полностью ненатуральный, он может провоцировать развитие рака и привести к лейкемии».

«Какой же это плейсмент? — возразите вы. — Парламентарий ведь не расхваливает продукт, а костерит его почём зря». Я специально полистал литературу для начинающих рекламщиков и выудил любопытную цитату: «Негативная эмоциональная реклама, даже если она не особенно нравится потребителю, запоминается лучше, чем позитивная, благодаря использованию в ней автоматической, а не контролируемой обработки информации». К тому же у нас исторически лучший пиар чего-либо — это хула и запрет. Которые умножают спрос.

Ладно бы случай с колой оказался единичным. Но услужливая память вынимает из архива прошлогодний «чайный аттракцион», приключившийся всё в том же мажилисе.

Напомню, народный избранник Ирак ЕЛЕКЕЕВ огласил запрос министру культуры Мухтару КУЛ-МУХАММЕДУ:

— Выпивая утром чашечку чая, с удивлением прочитал, что напиток представляет собою «Кенийский чёрный чай». Воздав ему должное, подумал, что прочитаю то же самое на государственном языке. Оказалось, употребляю «Қара Кения шайы», то есть «Чай чёрной Кении».

Повозмущавшись неполиткорректностью производителя, депутат тут же — в запросе! — бесхитростно, но подробно описал, как выглядит коробочка с чаем, назвал торговую марку, указал юридический адрес компании и даже телефон. Если это не рекламное продвижение товара, то я не Вадим Николаевич Борейко. Кстати, недавно поймал себя на том, что в магазине бессознательно ищу именно этот чай.

Аскар БАХРАЛИНОВ — депутат хоть и не мажилиса, а всего лишь Павлодарского городского маслихата, однако ж в духе старших по званию коллег устроил удачный промоушн книжным магазинам, где водятся сказки Джоан РОУЛИНГ:

— По всем рассказам чувствуется, что Гарри Поттер совершает циничные уголовные преступления, за которые его должны привлечь к уголовной ответственности. Изготовление зелья, которое приводит к умиротворению, — это, пожалуйста, изготовление наркотических веществ.

После таких слов не захочешь, а купишь книжку, чтобы списать рецепт зелья, примиряющего с действительностью.

Но, безусловно, лидером популяризации товаров и услуг в стенах родного заведения является депутат мажилиса Бекболат ТЛЕУХАН. Специализируется он на продукции киноиндустрии и шоу-бизнеса.

Омандаченный товарищ существенно поднял бокс-офис лентам «Борат» («фильм запятнал доброе имя Казахстана и наносит боль сердцам студентов, обучающихся за границей»), «Келiн» (обвинения в пропаганде инцеста, «очернение истории казахов»), «Ирония любви» (главная герония — казашка — влюбляется в парня европейской внешности и целуется с ним, что «задевает честь и достоинство казахской женщины»). Интересно же посмотреть, как именно и в каких местах задеваются её честь и достоинство.

Не обошёл депутат своим коробейным вниманием даже Диму БИЛАНА, которого тоже можно отнести к товарам широкого потребления (по-советски — ширпотреб): «Вот тетрадь по истории. На ней изображены пистолеты. Вот, смот­рите, Дима Билан и такой слоган идёт — «твой кумир». Кого мы этим воспитаем?»

Хотя, по словам американского журналиста Хью РЕЙЗЕРА, «предполагаемая сильная впечатлительность казахских школьников, кажется, стала несменяемой особенностью публичных выступлений Бекболата Тлеухана», тёртый пиарщик не чужд и рекламы продукции отечественной молочной промышленности: «Кумыс поднимает дух нации».

...Я из последних сил держу себя в руках, чтобы не усмотреть в mazhilis product placement чью-то корысть. Уговаривая себя тем, что депутаты гневно пиарят чужой бизнес из любви к искусству или по простоте душевной. Но раз корысти нет — альтернатива получается обидная. Как у нас называют человека, который за бесплатно старается, чтобы другой заработал больше денег? Бессребреник. Благотворитель. А в циничных устах — обычный лох.

Кстати, однажды я решил выяснить, что значит это слово. И выяснил. «Лох илийский» — это кустарник, населяет в том числе и Алматинскую область. Кто ездил в апреле по Кульджинскому тракту, где лох растёт по обочинам, никогда не забудет его дурманящего запаха в пору цветения. Между прочим, илийский лох — отличный медонос. Что добавляет метафорического объёма в это, казалось бы, одномерное понятие.

...И всё-таки пора, пора уже принять закон о лоббировании, чтобы депутаты могли реализовать свои промоутерские таланты хотя бы в рамках правовых приличий. Иначе заседания казахстанского парламента окончательно превратятся в бесконечную химико-пат­риотическую экспертизу товаров народного потребления.

Вадим БОРЕЙКО, vboreyko@time.kz

 

Если вы нашли ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Использование материалов возможно с сохранением активной ссылки на автора и издание.

По сообщению сайта Zakon.kz