Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Кейтеринг. Питание в бизнес-центрах

Дата: 14 марта 2011 в 14:51 Категория: Новости экономики

Кейтеринг. Питание в бизнес-центрах
Первое, второе и компот или где сегодня обедаем


В выборе форм и способов организации питания сотрудники бизнес-центров часто предпочитают разнообразие: в понедельник — столовая, во вторник — кулинария, в среду – business-lunch в ближайшем кафе и к 5 o’clock – пробежка в магазин за выпечкой, в четверг – заказ пиццы в одной из сети ресторанов, в пятницу – доставка комплексного обеда по объявлению. Управляющие компании бизнес-центров стоят перед выбором – создавать пункт питания для сотрудников офисов или переложить решение вопроса по организации питания на самих арендаторов и их сотрудников.

Office centres

В Алматы около 100 больших и средних бизнес-центров различного класса. По словам Мадины Умбетжановой, старшего аналитика агентства недвижимости VeritasBrown Cushman&Wakefield, 45% бизнес-центров в городе – здания, построенные до 2000 года, 55% — новые здания класса «А» и «В» по международной классификации, и «с каждым годом это соотношение меняется в сторону увеличения количества новых офисных зданий». Ее дополняет Директор по развитию бизнеса из UMEX Realty Ксения Руденко: «в городе приблизительно 25 бизнес-центров категории «А» (если брать категорию, которую декларирует бизнес-центры) и около 35 бизнес-центров категории «B», (включая те БЦ, которые сами позиционируют себя в данных категориях).
Основная часть бизнес-центров находится в квадрате Достык – Ауэзова — Аль-Фараби — Жибек-Жолы. Инфраструктура общественного питания в городе такова, что между проспектами Достык и Сейфуллина пункты общественного питания расположены преимущественно ниже улицы Абая. Кроме того, по утверждению специалистов из агентств по недвижимости, в подавляющем большинстве офисных зданий существуют как минимум буфеты.

Catering

Организация корпоративного питания – не только социальная позиция работодателя, заботящегося о здоровье своих сотрудников, но, прежде всего — важный элемент оптимизации трудового процесса: «Кейтринг в бизнес-центре — это не только дополнительная инфраструктура, которая создает комфорт арендатору, но и фактор, повышающий эффективность работы сотрудников, — уверен директор Global Development Евгений Гриханов. — Простой пример: если сотруднику нужно добежать до ресторана с бизнес-ланчем, быстро его съесть и вернуться – то сотрудник, совершенно очевидно, за время обеденного перерыва не сможет отдохнуть. Ведь обеденный перерыв — это еще возможность расслабиться и восстановить свои силы после первой половины дня».

Кейтеринг в широком смысле слова – это оказание услуг по организации питания, как правило, выездного. В настоящее время основные формы кейтеринга включают в себя: выездное event-обслуживание, корпоративное питание и бортовое питание. Организация корпоративного питания может реализовываться как на выездной, так и на стационарной (столовые) или полустационарной (буфет с готовой продукцией) основе.

Компаний, специализирующихся на кейтеринге, в особенности на корпоративном кейтеринге, в Алматы сравнительно немного. Большинство организаций, предлагающих подобные услуги – кафе, рестораны, отели, которые наряду с основной деятельностью предлагают услуги преимущественно событийного кейтеринга (вечеринки, банкеты, фуршеты, презентации, юбилеи, свадьбы и т.д.).

«В городе порядка 5 профессиональных компаний, которые занимаются организацией регулярного корпоративного питания, — говорит Андерей Мокич, менеджер по развитию сети Bistro Today. — Часть из них кроме выездного кейтеринга организуют мини-кафетерии в зданиях офисных центров, другие – кроме услуг кейтеринга оказывают консалтинговые услуги в сфере организации питания». Эти компании объединяет то, что производство по приготовлению пищи находится за пределами территории обслуживаемых организаций. В то же время кейтеринговые компании могут организовывать в обслуживаемых объектах буфеты/ кафетерии/ снек-бары, куда завозится уже готовая продукция. По желанию отдельного арендатора на его территории кейтеринговая служба может оснастить необходимым оборудованием специальные зоны, предназначенные для принятия пищи (например, установить настольные бойлеры, микроволновые печи). Как правило, это возможно в том случае, если кейтеринговое агентство оказывает сотрудникам компании услуги по доставке комплексных обедов.

Solutions

Решение об организации полустационарного кейтеринга для организации питания на территории собственных объектов выбрала компания «Capital Partners» (БЦ Esentai Tower и Almaty Financial District), пригласив компанию Bistro Today. Оба офисных центра заполнены арендаторами на 80%, общее количество сотрудников, работающих в двух бизнес-центрах, составляет более 3000 человек. Площадь кафетериев Bistro Today в каждом бизнес-центре небольшая, около 100 кв.м.. Но поскольку производственный цех находится за пределами обслуживаемых объектов, это позволяет кейтеринговой компании охватить значительное число сотрудников офисов, производя доставку готовой еды напрямую с производства, которое нерационально было бы размещать на территории деловых центров.

БЦ Alatau Grand также воспользовался услугами мини-кафетерия Bistro Today, но на временной основе до тех пор, пока на территории центра не появится полноценная кафе-столовая. Новый офисный центр класса «А» в 22 000 кв. м. начал сдавать помещения в конце 2008 года, в настоящий момент на его территории работает около 1200 сотрудников компаний-арендаторов. Проектировка объекта предусматривала наличие пункта общественного питания в 500 кв. м. Подрядчика, взявшегося бы оборудовать и эксплуатировать столь большую площадь, по словам представителей БЦ Alatau Grand, было довольно сложно подобрать. К тому же необходимо было определенное время для привлечения достаточного количества арендаторов, чтобы обеспечить кейтерингового подрядчика потенциальным потребителем. В итоге, к середине 2011 года в бизнес-центре планируется открытие стационарного пункта питания.

Кроме того, кейтеринговые компании могут выступать подрядчиком и в организации стационарного пункта питания в отдельном бизнес-центре. В этом случае весь процесс от начала приготовления пищи до ее реализации происходит на территории офисного центра. Но в Алматы, как правило, стационарные точки питания с полным циклом организуют компании, которые не специализируются на выездном кейтеринге.
Например, модель со стационарным пунктом питания для арендаторов выбрала корпорация «Базис-А» в БЦ «Нурлы-Тау». Кафе «Вкусный домик», расположившееся в одном из зданий делового центра, имеет до 100 посадочных мест, и, вместе с тем, оказывает услуги по доставке еды сотрудникам других зданий центра. Кроме того, на территории делового центра имеется еще одно кафе с отдельным входом, однако его формат ориентирован скорее на жителей города, чем на сотрудников бизнес-центра.

Интересное решение выбрала группа компаний UMEX, в которую входит агентство недвижимости UMEX Realty. В 2010 году было создано подразделение UMEX Catering, специализирующееся на корпоративном питании и обслуживающее преимущественно клиентов риэлторского подразделения.

В случае с современными бизнес-центрами, подход к проектированию, оборудованию, а также к подбору оператора по организации питания становится непростым в реализации. Как, например, в случае с БЦ Park View Office Tower: «Принятая общемировая практика показывает, что бизнес-центры, не предусматривающие организацию питания для своих арендаторов — проигрывают. Особенно важен данный вид сервиса для зданий класса «А», так как они, как правило, пользуются спросом у иностранных компаний. Мы же достаточно серьезно относимся к созданию комфортных условий для арендаторов, — говорит представитель управляющей компании БЦ Park View Office Tower — поэтому наша столовая будет похожа на те, которые обычно можно увидеть в иностранных деловых центрах класса «А». При ее строительстве мы приглашали профессиональных консультантов, которые помогли нам организовать не только пространство, но и правильно подобрать технологическое оборудование для производственной зоны. Сейчас мы заканчиваем переговоры с несколькими профессиональными игроками на этом рынке – международными и российскими компаниями, и весной планируем завершить данный проект».

Наличие пункта питания на территории делового центра является, в целом, значимым фактором для потенциального арендатора, хотя не решающим. Кроме того, у сотрудников, работающих в любом бизнес-центре (за редким исключением) всегда есть несколько альтернатив по выбору пункта питания (бизнес-ланч в соседнем кафе) или вида услуг (соседняя кулинария, доставка комплексных обедов, регулярная доставка из кафе и ресторанов, ближайший фаст-фуд, наконец — магазин). По мнению управляющего круглосуточно работающего БЦ «Тажибаева, 155» Любови Макаровой, значительное число сотрудников офисного центра не только обедает, но и завтракает и ужинает в столовой для сотрудников. «Однако из более чем 300 сотрудников лишь около 60% регулярно посещают организованный для них пункт питания, другие 40% – выбирают соседнее заведение или приносят обеды из дома, — говорит г-жа Макарова, — Тем не менее, наличие пункта горячего питания оценивается большинством сотрудников бизнес-центра как необходимое».

Значительную конкуренцию кейтеринговым компаниям составляют индивидуальные предприниматели, которые обслуживают от 5 до 10 человек в одном здании/ офисе. Подобный вид услуг, несмотря на отсутствие гарантии качества еды и риски, связанные с обслуживанием, востребован небольшими группами сотрудников, которые ориентированы на цены 300-350 тенге за комплексный обед и имеют возможность выбирать, например, половинные порции и т.д. Стоимость комплексных обедов кейтеринговой компании начинается от 500 и доходит до 1000 тенге. Работают подобные компании, как правило, заключив договор на определенный срок и на определенный объем ежедневных поставок (от 20-30 комплексных обедов на одну компанию-заказчика). При этом кейтеринговая служба гарантирует качество продуктов, соответствие производственного процесса санитарным и технологическим нормам, а также квалифицированность персонала. К тому же сервис и количество сервисных опций в кейтеринговых компаниях существенно отличаются от того, что предлагают их малые конкуренты.

Условия арендной платы за занимаемые площади как для стационарной точки питания с полным циклом, так и для полустационарной могут быть различными. Подход компании Global Development к этому вопросу видится одним из оптимальных: «Рентабельность модели служебного питания достаточно низка, что обусловлено иными принципами и условиями работы по сравнению с моделью, рассчитанной на публичные места, — говорит генеральный директор компании г-н Гриханов. — Ставки аренды на кухню и столовую на наших объектах отличаются от обычных арендных ставок. Для того чтобы сотрудничество с кейтеринговой компанией было взаимовыгодным, в качестве арендной платы мы выставляем процент от их выручки».

Идеальный вариант с точки зрения трудового процесса – это стационарный пункт питания. Тогда у работника офисного центра есть возможность не только пообедать, но и в удобное для него время быстро перекусить, что невозможно в случае с доставкой еды. С другой стороны, рациональность организации постоянного пункта питания ограничена предпочтениями каждого отдельного сотрудника, техническими условиями или экономической нецелесообразностью. И это неполный список трудностей, стоящий перед арендодателем при принятии решения об организации постоянного пункта питания в бизнес-центре: «Основная проблема, стоящая перед арендодателем – это чтобы сотрудники ходили в то кафе, которое специально для них организовано, — говорит директор Global Development, — Соответственно, собственник или управляющая компания должна подобрать качественного партнера для своего бизнес-центра. Это не так просто. Так как кейтеринг-бизнес не является высокодоходным, то тут действительно нужно иметь опыт и технологии, чтобы с одной стороны получать необходимый уровень прибыли, а с другой стороны — место питания должно предлагать не только качественные и разнообразные блюда, но и создавать дополнительный комфорт для сотрудников во время тяжелого трудового дня».

По сообщению сайта PROFINANCE.KZ