Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Всегда не готовы

Дата: 14 марта 2011 в 20:10

Предотвратить все катастрофы и теракты нельзя. Но определить наиболее приоритетные угрозы безопасности, быть готовыми к ним, развиваться с учетом этих угроз необходимо. В этом – главный урок японского землетрясения для России.

Несмотря на трагические последствия (тысячи погибших, разрушение некоторых населенных пунктов, взрывы на АЭС), Япония показала миру высокий уровень готовности к чрезвычайным ситуациям.

Своевременная эвакуация сотен тысяч людей с опасных территорий, четкая система информирования об обстановке в стране, максимально быстрое восстановление связи после удара стихии, рекордная, по мировым меркам, сейсмоустойчивость большинства зданий — все это черты многолетней планомерной настройки японской экономики и системы управления государством на землетрясения.

Неслучайно, несмотря на взрывы на японских АЭС, пока нигде не разрушены реакторы. Японские ядерные реакторы – самые безопасные в мире. Иначе и быть не может: у страны нет своих запасов энергоресурсов и атомные станции являются критически важным источником энергии. А поскольку Япония расположена в сейсмоопасной зоне, этот фактор дополнительно влияет на безопасность японской атомной энергетики. В результате пока «японского Чернобыля» не произошло, хотя землетрясение создало предпосылки для еще более страшной атомной катастрофы, чем чернобыльская.

В мире есть и другие примеры сознательной эффективной настройки государственной машины на главные угрозы. В частности — Израиль, существующий во враждебном окружении и создавший, возможно, лучшую систему профилактики и противодействия терроризму. Соответствующим образом отреагировали на террористическую угрозу, совершенно новую для себя, и США после известных событий сентября 2001 года. Все-таки девять лет без терактов в условиях, когда страна ведет затяжные войны в странах исламского мира — лучшее доказательство тому, что система противодействия терроризму в США достаточно эффективна.

В России, очевидно, имеются оба вида угроз — и сейсмическая, в ряде регионов, и тем более, террористическая.

Но государство явно не определило реальные приоритеты в обеспечении безопасности населения. Хотя разговоры об этом остаются ключевыми в риторике федеральной власти, где многие ключевые позиции занимают выходцы из ФСБ.

О том, насколько население и власти не готовы в России к терактам, свидетельствует их количество и разнообразие. За последние 10 лет в России террористы взрывали столичное метро, самолеты, поезда, аэропорт, захватывали заложников в средней школе, не говоря уже о многочисленных взрывах в кафе и на автобусных остановках, нападениях на здания и представителей силовых структур. Были в России и техногенные катастрофы — несколько взрывов на шахтах с большим количеством жертв и разрушение части энергоблоков крупнейшей в стране Саяно-Шушенской ГЭС.

Вопрос о сознательной и планомерной политике в области защиты от техногенных ли катастроф (при изношенности оборудования и инфраструктуры, которая увеличивается с каждым годом, это вполне зримая угроза) от терактов ли – не стоит. Ни в широком, ни в узком (профилактика лесных пожаров или безопасность на транспорте) смысле. Власть каждый раз реагирует на каждое подобное событие именно что в «пожарном» порядке, забывая до следующего раза.

Между тем на создание стройных систем безопасности транспортных и энергетических объектов нужны большие деньги, высокое качество работ, политическая воля.

Государство — и это его важнейшая задача в сфере безопасности — должно не просто определить список приоритетных угроз безопасности, но и в ежедневном планомерном режиме защищать от них население.

В том числе, за счет создания условий для развития экономики с высоким запасом прочности на случай техногенных катастроф.

У нас нет ни подобных приоритетов, ни реально реализуемых комплексных программ безопасности, ни системы информирования населения об угрозах. Собственно говоря, с такой рутинной работы и начинается реальная забота государства о безопасности граждан. Это не значит, что мы способны предотвратить все катастрофы и теракты. Это лишь значит, что любое ответственное государство обязано просчитывать вероятность некоторых природных или технологических катаклизмов и делать максимум возможного для минимизации их последствий.

По сообщению сайта Газета.ru