Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

АЗК РК: Прошло очередное заседание Рабочей группы по мониторингу ситуации по ценам на продовольственные товары

Дата: 15 марта 2011 в 07:10

www.azk.gov.kz, 14 марта

В Агентстве Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство) прошло очередное заседание Рабочей группы по мониторингу ситуации по ценам на продовольственные товары на внутренних и внешних рынках, выработке предложений по обеспечению продовольственной безопасности, защите внутреннего рынка и стабилизации цен на продовольственные товары (далее – Рабочая группа).
На заседании отмечена активизация работы местных исполнительных органов по стабилизации цен на продовольственные товары:
— создаются необходимые условия для проведения сельскохозяйственных ярмарок;
— внутренний рынок насыщается плодоовощной продукцией путем прямых поставок через социально-предпринимательские корпорации;
— создаются новые производства, развивается инфраструктура оптово-розничной реализации, логистика (строительство элеваторов, откормочных площадок, убойных цехов, птицефабрик, молочно-товарных ферм, теплиц, предприятий пищевой промышленности и др.);
— определяется обоснованность размеров торговых надбавок оптовых цен производителей и поставщиков социально значимых продовольственных товаров;
Акиматами проводятся товарные интервенции, что привело к стабилизации и снижению цен. Так, в Кызылординской, Карагандинской, Жамбылской, Костанайской и Южно-Казахстанской областях социально значимые продовольственные товары реализовывались на 20-30% ниже рыночных.
С 3 марта т.г. введен в действие Закон «О регулировании торговой деятельности», которым предусмотрено установление пороговых значений розничных цен на социально значимые продовольственные товары и размера предельно допустимых розничных цен на них.
Председатель Комитета торговли Министерства экономического развития и торговли Казыбаев А.К. доложил, что в реализацию Закона разработано 8-мь подзаконных нормативных правовых актов, которые в настоящее время находятся на согласовании в государственных органах.
Во 2 квартале т.г. в Правительство будут внесены предложения по установлению пороговых значений розничных цен на социально значимые продовольственные товары и размера предельно допустимых розничных цен на них на основе республиканского и региональных балансов спроса и предложения, предварительно апробированные в 2-х пилотных областях.
Вице-министр Министерства сельского хозяйства Хасенов С.С. сообщил о ситуации по обеспеченности внутреннего рынка республики основными видами продовольственных товаров (мука, хлебобулочные и макаронные изделия, крупы, картофель и овощи, сахар, животноводческая продукция), имеющихся объемов которых достаточно для удовлетворения фактической потребности внутреннего рынка.
Выделены товарные группы, на которые произошел наибольший рост цен. Был представлен анализ сложившейся ситуации на рынках данных видов товаров, обозначены основные проблемы рынков, пути решений.
Помимо объективного роста цен определен и такой фактор как антиконкурентные действия субъектов рынка (спекуляции, ценовой сговор) и одним из основных инструментов борьбы с инфляцией стало силовое блокирование роста цен и противостояние монополистам посредством применения запретительных – антимонопольных мер, о чем было доложено Агентством по защите конкуренции.
Наряду с важностью принятых мер, отмечен ряд выявленных в ходе анализа ситуации на рынке продовольственных товаров проблем и недостатков, негативно отражающихся на ценовой ситуации, решение которых возможно с помощью внутренних резервов, которые в настоящее время использованы не в полной мере.
Выявлено негативное влияние торговых рынков на рост цен на продукты питания.
К системным проблемам отнесены: недостаточность торговых павильонов, высокая стоимость арендной платы на рынках и разовых талонов, услуг ветеринарной лаборатории, неразвитость и недостаток объектов инфраструктуры (значительная часть овощехранилищ до сих пор не отвечают требованиям длительного и качественного хранения овощей и фруктов), неразвитость и разрушение инфраструктуры дачных и тепличных хозяйств и др.
В качестве положительного опыта приведена совместная работа Акимата г. Астаны с Межрегиональной инспекцией Агентства, которыми по результатам проведенного 1 марта 2011 года совещания с участием представителей крупных супермаркетов и рынков удалось снизить стоимость арендной платы на торговых рынках на 20% и ветеринарно-санитарных услуг на 30%.
Отмечена необходимость к дополнительно применяемым сегодня административным и антимонопольным мерам (методам) поиска новых решений и выработки эффективных рыночных методов по недопущению необоснованного роста цен.
Положительные примеры привлечения СПК для формирования запасов продовольственных товаров, в том числе плодоовощной продукции, имеют место в ряде регионов. Кроме того, СПК, являясь полноценным игроком рынка, могут эффективно конкурировать и при необходимости оказывать регулирующее воздействие на рынок.
Например, СПК «Алматы» в рамках стабилизации цен на плодоовощную продукцию планирует создание совместных предприятий по производству овощей, заключение фьючерсов, прямой закуп плодоовощной продукции и проведение товарных интервенций. Для реализации данного проекта сессией городского Маслихата г. Алматы утверждена для выделения сумма в размере 1 млрд. 325 млн. тенге.
СПК «Астана» планирует создание 30-ти социальных павильонов, где продукция будет реализовываться по ценам ниже на 20 – 30%, чем в среднем по городу. Если ранее у сельскохозяйственных товаропроизводителей не было оптовых покупателей, то сегодня на рынке появляется новый оптовый покупатель в лице СПК «Астана».
Внимание руководителей местных исполнительных органов обращено на необходимость оказания содействия предприятиям пищевой промышленности при получении государственной поддержки в рамках программы «Дорожная карта бизнеса — 2020».
Кроме того, в рамках государственной поддержки агропромышленного комплекса (выделения субсидий из республиканского бюджета) предложено рассмотреть возможность охвата большего количества производителей.
В целях дальнейшей разработки мер по стабилизации ситуации на рынке продовольственных товаров в ходе заседания были определены первоочередные действия.
Для недопущения необоснованного роста цен Министерству экономического развития поручена разработка и внедрение республиканского и региональных балансов производства и потребления продовольственных товаров. Наличие региональных балансов позволит планировать необходимые объемы производства, поставок и запасов продовольствия.
Министерству сельского хозяйства совместно с местными исполнительными органами необходимо:
— усилить контроль за исполнением постановления Правительства от 20 октября 2010 года № 1088 «Об утверждении Правил формирования, размещения, хранения, использования и освежения запасов государственных ресурсов продовольственных товаров», согласно которым местными исполнительными органами должны формироваться запасы государственных ресурсов продовольственных товаров для оказания регулирующего воздействия на агропродовольственный рынок и обеспечения продовольственной безопасности;
— ускорить разработку механизма реализации пп.8-1 п.2 ст.11 Закона «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий», предусматривающего поддержку малообеспеченных слоев населения при приобретении социально значимых продовольственных товаров.
Местным исполнительным органам предстоит большой объем работы в направлениях:
— снятия существующих барьеров для входа к торговым местам рынков, снижения стоимости аренды, разовых талонов и услуг ветеринарных лабораторий;
— создания коммунальных оптовых рынков с необходимой торговой инфраструктурой и установления доступных цен;
— бесперебойного обеспечения региона по каждому виду социально значимых продовольственных товаров;
— обеспечения дополнительных запасов плодоовощной продукции в весенний период;
— обеспечения необходимыми объемами объектов инфраструктуры, проведения инвентаризации имеющихся объектов инфраструктуры (плодоовощехранилища, склады и др.), ускорения работы по восстановлению и строительству новых объектов;
— развития тепличных и дачных хозяйств;
— контроля за соблюдением размера предельно допустимых розничных цен на социально значимые продовольственные товары и др.

По сообщению сайта Nomad.su