Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Подмосковная Формула

Дата: 15 марта 2011 в 12:50



Считанные дни отделяют россиянина Виталия Петрова от начала второго подряд сезона в Формуле-1, а обрусевший в результате альянса с «Марусей» коллектив Virgin Racing — от первого выступления в качестве российской команды. Россия и «Большие призы» становятся ближе друг к другу, и с этим уже не поспоришь.


Судя по всему, недолго осталось ждать и первого национального Гран-при в Сочи. Впрочем, трасса уровня Формулы-1 появится в России задолго до того, как в столице Олимпиады-2014 начнется строительство – в Волоколамском районе Московской обрасти уже практически наполовину готов автодром Moscow Raceway. «Авто.Лента» побывала на строительной площадке, расположенной между деревнями Шелудьково и Федюково, где уже осенью 2011 года должна появиться трасса, способная принять Формулу-1.


Трек с большой буквой «Т»



Еще несколько месяцев назад стройплощадка Moscow Raceway производила более сильное впечатление. Масштабные работы здесь начались, по сути, только летом 2010 года, и к ноябрю со всей территории площадью 80 гектаров были сняты 100 тысяч кубометров растительного слоя и уже отсыпаны первые песчаные слои «дорожной одежды». На объекте работали около 600 человек и 300 единиц тяжелой техники. Но зимой дорожные работы не ведутся, поэтому сейчас строительная площадка засыпана снегом – за сооружение непосредственно трассы рабочие возьмутся не раньше конца марта.






Moscow Raceway практически ничего не мешает получить высшую категорию FIA grade 1 в 2012 году. Длина трассы составит 4070 метров, самой протяженной прямой – 873 метра. Ширина – 12 метров, стартовой прямой – 15 метров. По всем основным параметрам трасса в Волоколамском районе будет соответствовать требованиям Формулы-1.



Зато вовсю идет сооружение зданий. Строители успели «выйти из земли» до наступления первых заморозков, так что отставания от графика нет. Следующей осенью, когда все работы должны быть закончены, Moscow Raceway пройдет процедуру омологации и получит категорию FIA grade 1T. Это позволит трассе близ Волоколамска принимать соревнования любого уровня, кроме Гран-при Формулы-1. Впрочем, для того, чтобы команды могли проводить на автодроме свои тесты, вполне достаточно и категории 1T.


Поясним: международная автомобильная федерация различает несколько категорий трасс, от первой, которая позволяет принимать гонки Формулы-1, до шестой – ее получают трассы для ралли-кросса. Подкатегория 1T – единственная с буквенным индексом – практически по всем основным параметрам соответствует FIA grade 1. «Практически любому автодрому категории 1T может быть присвоена и первая – большой разницы между ними нет, – рассказал «Авто.Ленте» глава комитета Российской автомобильной федерации по трассам Павел Волков. – Зачастую владельцы автодромов не пытаются получить от FIA высшую категорию просто потому, что у них нет договора с промоутером Формулы-1, компанией Formula One Management (FOM). Ведь единственное преимущество, которая дает первая категория – это как раз возможность принять Гран-при. Для всех остальных чемпионатов хватит и категории 2. При этом, чтобы получить FIA grade 1, необходимо заплатить взнос вдвое больший, чем за 1T».






Moscow Raceway: этапы строительства





О начале строительства автодрома Moscow Raceway было объявлено осенью 2008 года. Проект был разработан известным немецким ателье Tilke GmbH, а архитектором стал сам Герман Тильке, который спроектировал практически все новые трассы, дебютировавшие в календаре Формулы-1 с конца прошлого века.



Изначально сдача объекта была намечена на конец 2010 года, однако из-за проблем с генеральным подрядчиком, немецкой компанией Strabag International, в 2009 году строительные работы на объекте были приостановлены.



В 2010 году были заключены контракты с двумя новыми подрядчиками: сейчас дорожными работами занимается российско-германское предприятие «Автобан», за возведение сооружений ответственна компания «Стройтех».



В настоящий момент дорожные работы завершены наполовину. Уже построен железобетонный каркас медицинского центра трассы, заложен фундамент здания боксов и пункта управления гонками. Согласно планам подрядчика, эти объекты будут сданы в эксплуатацию в конце сентября 2011 года.



Осенью прошлого года были закончены земляные работы – полностью создан рельеф будущей трассы, а также уложен стометровый тестовый участок гравийного полотна. Работы по укладке дорожного покрытия планируется возобновить после зимней паузы в начале апреля. Финальные слои асфальта будут уложены не позднее августа. К ноябрю 2011 года все работы должны быть завершены.









Четкие требования выдвигаются FIA лишь относительно длины самих трасс. Кольцо, претендующее на первую категорию, не может быть короче четырех километров. При этом «1T» могут получить и трассы длиной 3,5 километра, а все, что короче – лишь вторую или третью категории. В остальном требования FIA для новых трасс одинаковы: ширина дорожного полотна должна составлять не меньше 12 и не больше 16 метров, стартовая прямая и первый поворот должны быть шире 15 метров. Федерация не рекомендует строить трассы длиннее семи километров, а протяженность главной прямой не должна превышать двух километров.


«Ни размеры паддока, ни количество боксов, ни даже вместимость трибун сама FIA никак не регламентирует, – говорит Волков. – Собственные требования есть у промоутера Формулы-1, и, само собой, если автодром собирается принять Гран-при, ему придется их выполнить».


Автодром для Ф-1 как минимум должен быть способен разместить в паддоке трейлеры и моторхоумы 13 команд, предоставить каждой из них по два бокса в здании пит-билдинга, а также еще несколько помещений для нужд FIA. Кроме того, для проведения Гран-при необходим определенных размеров «броадкаст-центр», предназначенный для монтирования и распространения телевизионной картинки.


По словам Волкова, существует и негласное правило, согласно которому паддок должен располагаться внутри кольца, но в календаре чемпионата мира есть трассы, которые этому правилу не соответствуют. С внешней стороны от стартовой прямой паддок расположен и на уже достаточно старом автодроме имени Жиля Вильнева в Монреале, и на открывшейся в прошлом году трассе в местечке Йонам в Южной Корее. «Неправильно» расположен и паддок в Монако, но трассе в княжестве, благодаря ее исторической значимости, позволено не соответствовать даже тем немногим критериям, которые выдвигает для автодромов первой категории FIA.


В любом случае, решение по каждой трассе FOM принимает индивидуально, и у Moscow Raceway в случае необходимости есть все шансы получить grade 1 уже в 2012 году.


Неполируемый Tilke



Еще одним негласным правилом для новых трасс, которые хотят получить гонку Формулы-1, является наличие проекта от Германа Тильке – немец приложил руку едва ли не к половине всех автодромов, которые принимают сейчас этапы чемпионата мира. Проект Moscow Raceway также был заказан у его компании.


«Одно из главных достоинств компании Tilke – в уникальной конструкции дорожной одежды, – говорит главный инженер подмосковной трассы Андрей Калашников. – Но, я думаю, работая с нами, они тоже кое-чему научились. Конструкцию, которую немцы предлагали нам изначально, мы в итоге изменили. В первую очередь, из-за наших климатических условий — в Европе нет такой зимы, как у нас».






Дорожная одежда гоночной трассы (вверху справа). 140 см песка, затем 23 см идеально подобранной смеси из гравия и три слоя асфальта, включая самый тонкий четырехсантиметровый фирменный слой Tilke.



В конструкции дорожной одежды подъездного пути к туннелю и площадки паддока (вверху справа) чуть меньший слой песка и два слоя асфальта – без «волшебного» Tilke.



Подъездная дорога (внизу слева) уже больше похожа на «обычную»: глубиной всего 110 см, два слоя асфальта. Тротуары (внизу справа) будут вымощены брусчаткой.



Изменения коснулись самой конструкции дорожной одежды. Инженеры Tlike GmbH изначально предложили сделать ее высотой 1,2 метра, но в итоге, после консультации с российскими специалистами, слой был увеличен до 1,8 метра.


Это связано с тем, что почва в России промерзает заметно глубже, чем в той же Европе. А если зимой под асфальтом замерзнет вода, то это приведет к деформации верхних слоев «дорожной одежды» – естественно, для гоночной трассы это неприемлемо. Чтобы вода не задерживалась под асфальтом, нижние слои покрытия делают из песка. Он не держит влагу, позволяя ей уйти ниже глубины промерзания и избежать нежелательной «пучинистости». В Европе почва промерзает не так сильно, а потому слой песка на европейских трассах примерно на полметра меньше. Изначально именно такую конструкцию инженеры Tilke GmbH предлагали и для Moscow Raceway, но российские специалисты, отмечает Калашников, немцев переубедили.


Многое зависит и от основания, на котором строится трасса, – то есть непосредственно характеристик грунта, на который затем будут укладываться слои «дорожной одежды». «В России норматив на несущую способность основания минимален, – говорит Калашников. – Насколько я помню – около пяти мегапаскалей. Здесь по проекту нам необходимо добиться того, чтобы она составляла 45 мегапаскалей. В принципе, грунт у нас хороший, перед началом строительства мы проводили много исследований, но все равно в одном из мест попали на болото. Пришлось уводить воду, добиваться прочности основания за счет добавления извести. Трассу в принципе можно построить где угодно, вопрос лишь в цене. К примеру, автодром в Шанхае получился очень дорогим как раз потому, что он фактически расположен в болотистой местности, и трассу пришлось строить на свайных основаниях».






Осенью 2010 года на объекте трудились 300 единиц боевой техники и 600 человек. Но основная работа еще впереди: летом рабочих на строительной площадке будет вдвое больше.



Следующий после песка слой – щебень. По большому счету, конструкция полотна гоночного трека не сильно отличается от обычной дороги. Все дело в качестве материалов. На обычных дорогах щебень чаще всего укладывается в два слоя – сначала крупные фракции, затем мелкие, нередко с добавлением песка. На гоночной трассе используется так называемая смесь C5 – высокопрочный гранитный щебень с маркой прочности выше M1200-1400 разных фракций, подобранный оптимальным составом и перемешанный. Смесь содержит и крупные фракции, диаметром 40-70 миллиметров, и средние – диаметром 20 миллиметров, и совсем мелкие – вплоть до 3-миллиметровых камушков. Перемешивают их для достижения наибольшей плотности и ровности покрытия.


На Moscow Raceway щебеночный слой должен составлять ровно 23 сантиметра. И если на обычных дорогах щебень выравнивается грейдером, то на гоночной трассе – асфальтоукладчиком. Это позволяет добиться требуемого уплотнения и ровности. Интересно, что изначально толщина слоя составляет 28 сантиметров – пять «уходят» в процессе уплотнения.


Асфальт укладывается в три слоя: нижний – семь сантиметров, средний – шесть, и финальный – четыре. С каждым новым слоем должны улучшаться показатели ровности. Для ее измерения используются рейка длиной четыре метра. Причем уже после укладки щебня покрытие должно быть достаточно ровным — перепад высот относительно горизонтальной поверхности не должен превышать 20 миллиметров. Но после укладки финального слоя асфальта покрытие должно стать практически идеально ровным – допускается просвет лишь в 2 миллиметра по всей длине четырехметровой рейки. Для примера, даже требования к ровности паркета мягче…






Руководители Moscow Raceway говорят, что задержка, вызванная проблемами с генеральным подрядчиком, пошла даже на пользу – у инженеров было время доработать проект.



В характеристиках финального слоя асфальта состоит, по сути, главная разница между дорогой обычной и дорогой для Формулы-1. Самой тонкий слой, изготовленный по рецептуре немецкой компании и носящий гордое имя Tilke, ляжет на Moscow Raceway в августе. Его основу составит особый вид стойкого к полировке мелкого щебня.


Коэффициент полируемости измеряется величиной PSV – Polished Stone Value. Этот показатель у щебня в составе «волшебного» слоя Tilke должен быть не ниже 55. Такой щебень практически невозможно отполировать. Сами зерна должны быть кубовидной формы – именно за их ребра в итоге будут «цепляться» шины гоночных автомобилей. Столь высокий коэффициент полируемости требуется для того, чтобы покрытие сохраняло свои абразивные свойства как можно дольше. «До того, как начать работать здесь, я и вовсе не знал о том, что такое PSV, – рассказывает Калашников. – У нас в дорожном строительстве используется понятие истираемости, но это несколько другая характеристика. В России даже нет приборов, которыми PSV можно измерить, и пробы мы отправляли в Германию. Найти подходящий щебень было сложно. У одной из лучших по нашим меркам марки показатель PSV оказался ниже необходимого. Искали долго, но в итоге нашли даже щебень с PSV равным 58».


Слой Tilke укладывается только непосредственно на «проезжей» части гоночного трека и зонах вылета, все остальные покрытия практически будут почти полностью соответствовать требованиям российских нормативов. И гравийных ловушек безопасности здесь почти не будет — строители трасс постепенно начали отказываться от них после аварий Михаэля Шумахера на Гран-при Великобритании в 1999 году и Лучано Бурти в Бельгии в 2001 году – тогда, вылетая с трассы в гравий практически под прямым углом, машины «проскальзывали» на камнях и, почти не снижая скорости, врезались в отбойники.


200 литров в секунду



По всему периметру трассы с внутренней стороны будут расположены решетки дренажной системы. По требованиям проектировщиков Тильке, она должна быть способна принять 200 литров воды за одну секунду на гектар площади – при том, что российская расчетная норма выпадения осадков в данном регионе составляет всего 90 литров.






Дренажная система Moscow Raceway будет способна принять вдвое больше воды, чем способны обрушить на трассу небеса. «Мы не хотим, чтобы машины от нас увозили коричневыми», – говорит главный инженер трассы Андрей Калашников, намекая на проблемы, которые возникли во время Гран-при Кореи 2010 года…



Наклон дорожного полотна составит 2,5 градуса. Это означает, что на Moscow Raceway внешняя сторона трассы практически на всем протяжении будет выше внутренней на 30 сантиметров – это позволит воде «скатываться» в систему U-образных лотков. По всей площади автодрома будет установлено 578 сливных колодцев – они расположатся не только по периметру гоночной трассы, но и в зонах безопасности, и даже в гравийных ловушках. По системе стоков, протяженностью более десяти километров, вода будет поступать в четыре бассейна, расположенных в разных частях трассы.


«По сути, когда мы закончим строительство, у нас будет целый автономный район с собственным электричеством, газом, котельной, системой очистных сооружений ливневых и хозяйственно-бытовых стоков. Мы будем готовы принять хоть сто тысяч зрителей – все смогут согреться, попить, поесть и сходить в туалет», – говорит Калашников.


Moscow Raceway рассчитывает на самый большой приз – Гран-при Формулы-1. Как рассказала «Авто.Ленте» руководитель проекта Екатерина Бельцевич, трасса, в случае необходимости, будет готова принять гонку уже в 2012 году. Для этого потребуется лишь достроить главную трибуну на 10 тысяч мест и дополнительные трибуны по периметры трассы, чтобы общая вместимость составляла 100 тысяч человек. Необходимый только для Гран-при броадкаст-центр уже внесен в план строительства и будет закончен, как и другие объекты первой очереди, к осени 2011 года. Даже несмотря на то, что контракта с FOM у Moscow Raceway пока нет. «На всякий случай», – поясняет Калашников. Авто.Лента

По сообщению сайта Meta · новости дня