Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Ведущие музеи страны достали из хранилищ работы Александра Лабаса для его выставки в столице

Дата: 15 марта 2011 в 16:31

Ведущие музеи страны достали из хранилищ работы Александра Лабаса для его выставки в столице

 

 

Художника называют самым романтичным экспрессионистом прошлого столетия, а главным вдохновением для него стали чудеса науки и техники, которые спустя десятилетия стали обыденными для нынешних посетителей музеев.

В Москве открылась выставка самого романтичного экспрессиониста прошлого столетия Александра Лабаса «На скорости ХХ века». Работы, на которые художника вдохновили чудеса науки и техники, впервые достали из запасников ведущих музеев России и собрали вместе.

Это сегодня трамвай на улице или самолёт в небе — примета места и времени. Первые зрители картин Александра Лабаса нередко терялись. Ещё бы, ведь все эти технические чудеса в 20-30-е кардинально изменили привычный пейзаж. Вроде бы, обычный советский город. Смотришь выше — а там такое.

«Художникам его поколения нужно было впервые понять, как это сделать, как перенести на холст это ощущение счастья, подняться над землёй», — говорит племянница Александра Лабаса Ольга Бескина-Лабас.

Парящий в небе самолёт или гигантский дирижабль художник будто видел с какой-то другой высоты. Но ещё интереснее ему были не стальные птицы, а их пассажиры — восторженные и счастливые. Ведь жизнь впервые набрала скорость, и стала динамично меняющимся пейзажем за окном.

И, конечно, одним из самых невиданных чудес ХХ века были движущиеся лестницы, которые сами поднимали и опускали в подземные города метро. Но, если в 30-е годы художник просто изобразил эскалатор и уже восторгался им, то на похожей картине 70-х это не просто техническое достижение, а романтическая лестница в небо среди разноцветных облаков. По-видимому, прямая дорога к светлому будущему.

Едут. Летят. Плывут. Александр Лабас назвал так многие свои картины. Ему, ровеснику ХХ века, казалось, что дыхание времени вовсе не в рабоче-крестьянских завоеваниях, а в мчащемся на полной скорости велосипедисте или в движении деревьев в момент взлёта самолёта. Октябрьская революция волновала Лабаса меньше, чем научно-техническая, а сами большевики — меньше, чем средства их передвижения.

30 лет до конца оттепели картины Александра Лабаса запрещали показывать публике. А от сталинских лагерей его спас талант оформителя государственных выставок. Для одной из них он придумал 4-метровую скульптуру «Электрическая Венера». По единственной сохранившейся фотографии современные художники восстановили её — женственный символ всей советской электрификации.

После полёта Гагарина художник окончательно размечтался о будущем. Его интересовали города далёких времён и жители неведомых планет, куда непременно смогут податься земляне.

Инопланетян самый романтичный экспрессионист ХХ века, как правило, изображал с крыльями. Повторяя, правда, что, быстрее человеческой мысли всё равно нет ничего — ни на Земле, ни в космосе.

Если вы нашли ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Использование материалов возможно с сохранением активной ссылки на автора и издание.

По сообщению сайта Zakon.kz