Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Важное условие модернизации

Дата: 16 марта 2011 в 07:30

Алик ШПЕКБАЕВ, заведующий отделом правоохранительной системы Администрации Президента РК, «Казахстанская правда», 16 марта

Государственные инициативы, нашедшие отражение в Посланиях Президента РК народу Казахстана от 2010 и 2011 годов, позволят республике совершить модернизационный прорыв и осуществить ее вывод на качественно новую орбиту развития. Это достойный и своевременный ответ на глобальные вызовы времени. Те страны, лидеры которых проявили неспособность действовать на опережение в интересах наций, оказались обречены на социальные катаклизмы. События, развернувшиеся с начала года на Ближнем Востоке и в Северной Африке, еще раз подтверждают эту истину.
Примечательно, что новый этап развития нашей республики начинается в преддверии 20-летия ее Независимости. За сравнительно короткий по историческим меркам период Казахстан превратился в одну из самых динамично развивающихся стран мира. Давая оценку пройденному пути, хочется отметить, что за годы независимого развития мы построили новое государство, новое общество, взрастили новое поколение казахстанцев. Сегодня мы уверены в своих силах и возможностях.
Казахстан в настоящее время дает две трети совокупного дохода всей Центральной Азии. Показатель объема ВВП на душу населения увеличился с 700 долларов в 1994-м до 9 000 к 2011 году, то есть более чем в 12 раз.
Для сравнения, по оценке Международного валютного фонда, в 2011 году в Таджикистане этот показатель составляет 732 доллара, Кыргызстане – 816, Узбекистане – 1 335, у нашего партнера по Таможенному союзу Беларуси – 5 606.
Наша страна экспортирует более 200 наименований готовой продукции в 126 государств мира. Объем экспорта достиг 60 млрд. долларов. Это в 11 раз больше показателя 1995 года.
Расходы республики на образование, здравоохранение и социальное обеспечение только за последние пять лет увеличились более чем в 2 раза.
По сравнению с 2008 годом к 2012 году возрастет в 2 раза средний размер зарплаты работников бюджетной сферы.
Все это происходит на фоне последствий сильнейшего мирового экономического кризиса, вынуждающего многие страны сворачивать свои социальные программы, сокращать бюджетные расходы, пенсии, что дало повод экспертам говорить о начавшейся агонии социального государства в Европе.
Не случайно в 2010 году Казахстан на 26 пунктов улучшил свои позиции в международном рейтинге национального благосостояния (Prosperity Index), поднявшись до 59-го места, опередив Россию, Украину и Беларусь.
За считанные годы построена новая прекрасная столица – Астана, ставшая символом наших возможностей и устремленности в будущее. Менее чем за двадцать лет Независимости в Казахстан вернулись и обустроились 800 тыс. оралманов.
Впечатляющих успехов добилась страна на международной арене. Казахстан вносит весомый вклад в обеспечение региональной и глобальной безопасности, ярким подтверждением чему является, в частности, председательство в ОБСЕ.
Сегодня претворяется в жизнь одна из важнейших интеграционных инициатив нашего Президента – Таможенный союз Казахстана, России и Беларуси. Начался процесс формирования Единого экономического пространства. Укрепляется взаимовыгодное партнерство с Китаем и другими странами. Все это очень важно для обеспечения экономической составляющей национальной и региональной безопасности.
Безусловно, эти достижения и инициативы были бы невозможны без внутриполитической стабильности, которая, в свою очередь, напрямую зависит от состояния правовой системы.
Динамика процессов, происходящих в республике, требует постоянного совершенствования деятельности правоохранительных органов. Именно поэтому в нынешнем Послании народу Казахстана «Построим будущее вместе!», а также в своем выступлении на XIII съезде НДП «Нур Отан» Нурсултан Назарбаев вновь особо остановился на необходимости углубленной реформы правоохранительной системы.
В этой связи уместно напомнить, что в прошлогоднем Послании Президента четко указано на основные недостатки, без устранения которых невозможно решить эту задачу. Прежде всего речь идет о громоздкости системы управления, дублировании функций, раздутом бюрократическом аппарате и репрессивной идеологии в деятельности правоохранительных органов.
За 20 лет численность аттестованного состава органов уголовного преследования возросла на 64%, а удельный вес управленческих аппаратов увеличился в 3 раза. До настоящего времени существует 14-ступенчатая управленческая структура, которую мы намерены сократить до 6 звеньев.
Это одна из причин низкой эффективности управленческих решений и взаимодействия структурных подразделений, слабой инициативы личного состава, невосприимчивости чиновников в погонах к инновациям и внедрению современных критериев оценки правоохранительной деятельности.
Особое внимание было обращено на недопустимо низкий уровень работы с личным составом правоохранительных органов, способствующий вымыванию профессионального ядра и высокой текучести кадров. Подбор специалистов, особенно на руководящие должности, зачастую осуществляется без учета профессиональных качеств, образования и опыта.
Коррупция, проникшая в органы правопорядка, приводит к ослаблению институтов и механизмов обеспечения общественной безопасности, снижению эффективности использования права в качестве инструмента регулирования жизни государства и общества.
Еще одним недостатком, на который указал Н. Назарбаев, является отсутствие прозрачности и контроля над правоохранительной деятельностью.
Глава государства также отметил, что в работе органов уголовного преследования по-прежнему превалирует карательный уклон. К примеру, в развитых странах к лишению свободы осуждается не более трети лиц, совершивших преступления. По отношению к остальным применяются меры наказания, не связанные с изоляцией от общества. У нас же все с точностью до наоборот.
Проведенный Администрацией Президента предметный функциональный анализ показал, что отмеченные проблемы носят системный характер. Во многом эти изъяны достались в наследство от прежней советской модели.
Если по социально-экономическим реформам мы являемся лидерами, и не только на постсоветском пространстве, то о правоохранительной сфере этого сказать нельзя.
Исходя из этого, Глава государства определил приоритеты развития правоохранительной системы, соответствующие мировым стандартам, современным рыночным реалиям и ожиданиям общества. Наиболее важными среди них являются: гуманизация законодательства, оптимизация штатов и управленческих структур, четкое выстраивание компетенции правоохранительных органов и изменение критериев оценки их деятельности, которые должны учитывать не количественные показатели, а качество работы и оказываемых населению услуг. Основным индикатором при этом выступает уровень доверия граждан и представителей бизнеса.
С начала 2010 года проводилась необходимая подготовительная работа по поиску наиболее оптимальных путей решения поставленных задач, итогом которой стало подписание Указа Президента от 17 августа 2010 года. В связи с этим были разработаны и приняты 18 законов. В соответствии с Законом РК «О правоохранительной службе» установлены единые правовые стандарты и нормы прохождения службы в правоохранительных органах.
Начата работа по демилитаризации силовых структур. В настоящее время ведется разработка нормативного правового акта, определяющего критерии основных и вспомогательных функций. Носить погоны будут только те сотрудники правоохранительных органов, которые выполняют основные функции, то есть принимают непосредственное участие в обеспечении правопорядка.
Обновленная законодательная база позволяет упорядочить и оптимизировать систему присвоения классных чинов, воинских и специальных званий, права ношения форменной одежды.
Осуществлена гуманизация уголовного законодательства путем декриминализации 20 составов преступлений и исключения из ряда статей такой меры наказания, как лишение свободы. Введена медиация как один из институтов восстановительного, а не карательного правосудия. Тем самым создана правовая основа для сокращения «тюремного населения» и развития более прогрессивных институтов разрешения уголовно-правовых конфликтов.
По оценкам экспертов, уже в текущем году под гуманизацию подпадают более 13 тыс. осужденных, в том числе свыше 1,6 тыс. лиц подлежат освобождению из мест лишения свободы. По состоянию на 14 марта из пенитенциарных учреждений освобождены 676 человек.
Введены дополнительные правовые механизмы противодействия рейдерству, что очень важно для защиты законных интересов предпринимателей.
Значительно расширена сфера упрощенного досудебного производства по преступлениям небольшой и средней тяжести. Это существенно сократит сроки расследования таких дел. Граждане будут избавлены от длительных уголовных процедур, а органы уголовного преследования получат возможность сосредоточить усилия на предупреждении, пресечении и расследовании преступлений повышенной общественной опасности.
Разграничены и уточнены функции правоохранительных органов, значительно сокращена альтернативная подследственность. К примеру, расследование коррупционных преступлений отнесено к исключительной подследственности органов финансовой полиции, а преступлениями, связанными с незаконным оборотом наркотиков, будут заниматься органы внутренних дел.
Усилены правовые механизмы контроля в сфере обеспечения общественной безопасности. В частности, повышена ответственность за нарушения общественного порядка, нахождение несовершеннолетних без сопровождения законных представителей вне жилищ в ночное время, несвоевременную постановку оружия на учет и другие.
Сокращен перечень субъектов, имеющих право заниматься охранной деятельностью. Запрещено оказание охранных услуг аффилиированными структурами. Повышены квалификационные требования к частным охранным организациям. Установлен запрет на использование ими нарезного огнестрельного оружия и прием на работу лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности, а также уволенных из правоохранительных органов по отрицательным мотивам.
Органы внутренних дел освобождены от несвойственных функций. Так, организацией деятельности медицинских вытрезвителей будут заниматься учреждения здравоохранения, а центров временной изоляции и реабилитации несовершеннолетних (ЦВИАРН) – образования.
В конкурентную среду переданы функции, связанные с проведением технического осмотра транспортных средств и осуществлением охранной деятельности, за исключением охраны особо важных стратегических объектов (сегодня в стране зарегистрировано более 82 тыс. частных охранников).
Правительством утверждена отраслевая Программа профилактики правонарушений на 2011–2013 годы, предусматривающая мероприятия по предупреждению правонарушений в общественных местах, среди несовершеннолетних, в сфере семейно-бытовых отношений, дорожного движения и миграции, профилактике алкоголизма и безнадзорности. На местах приняты аналогичные региональные программы.
Наряду с этим большое внимание уделяется мерам организационного характера. На 15% сокращена штатная численность правоохранительных органов. Выработаны согласованные подходы по определению критериев результативности правоохранительной деятельности. В частности, показатель раскрываемости преступлений сохранится в отношении тяжких и особо тяжких преступлений, а эффективность борьбы с уголовными деяниями небольшой и средней тяжести будет оцениваться по уровню их профилактики.
Законодательно закреплена координирующая роль прокуратуры в системе правопорядка. Решения координационных советов отныне являются обязательными для исполнения, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности работы правоохранительных органов.
Создан Комитет миграционной полиции МВД. Тем самым сделан важный шаг по объединению разрозненных государственных структур, осуществляющих контроль миграционных процессов. Достаточно сказать, что до настоящего времени вопросами миграции занимались 7 различных министерств и ведомств.
В Астане и Алматинской области начат эксперимент по слиянию функций следствия и криминальной полиции, по результатам которого будет принято соответствующее управленческое решение.
Осуществлена оптимизация системы органов прокуратуры и внутренних дел на транспорте путем слияния трех региональных подразделений, располагавшихся в Астане, Алматы и Актобе, в единые структуры с дислокацией в столице. На базе Актюбинского, Семипалатинского и Шымкентского колледжей МВД создано высшее учебное заведение в Актобе.
Территориальные подразделения органов внутренних дел, ведущие борьбу с наркобизнесом, перешли в непосредственное подчинение профильному комитету МВД.
Прорабатывается вопрос о поэтапной передаче в ведение Министерства юстиции функций и полномочий Министерства внутренних дел по исполнению административного взыскания в виде административного ареста в специальных приемниках и обеспечению функционирования этих учреждений.
В рамках принятого в марте 2010 года Закона РК «О профилактике правонарушений» впервые создана комиссия по профилактике правонарушений под руководством Премьер-Министра. Ее работа будет способствовать комплексному решению вопросов этой важной сферы. В регионах образованы соответствующие территориальные межведомственные комиссии.
В общем, сделано немало, но это только начало той большой работы, которую предстоит проделать в целях углубления реформы правоохранительной системы.
В соответствии с Планом законопроектных работ на 2011 год предусмотрена разработка 35 законопроектов, из которых 11 – правоохранительной направленности. Они касаются совершенствования оперативно-розыскной деятельности, административного процесса, внедрения службы пробации, документирования населения, геномной регистрации.
Будет продолжена работа по исполнению поручений, данных Главой государства 17 января текущего года на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел. Предполагается кардинально пересмотреть подходы к организации работы с личным составом правоохранительных органов.
В сфере уголовного судопроизводства особое внимание намечено уделить дальнейшему упрощению досудебной стадии. Для сокращения ее этапов и сроков, повышения процессуальной самостоятельности лиц, ведущих расследование, будет рассмотрен вопрос о преобразовании дознания в ускоренное предварительное следствие.
С учетом международной практики мы намерены расширить сферу применения наказаний, альтернативных лишению свободы, в том числе путем исключения нормы о безусловном назначении лишения свободы при рецидиве преступлений. Разумеется, в данном случае речь не идет о лицах, совершивших особо тяжкие преступления.
Для оценки степени общественной опасности отдельных составов преступлений и подготовки предложений по их дальнейшей декриминализации при Министерстве юстиции создана специальная рабочая группа по пересмотру положений Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов.
Актуальной является проблема обновления отраслевых законов о правоохранительных органах, приведения их в соответствие с современными условиями и требованиями. В настоящее время начата разработка нового закона об органах внутренних дел.
Одновременно предстоит обеспечить принятие законодательных актов прямого действия, исключив при их разработке отсылочные и бланкетные нормы, порождающие излишнее ведомственное нормотворчество и условия для коррупции.
Будет продолжена работа по минимизации уровня коррупции и криминализации экономики, в том числе путем принятия действенных мер профилактического характера, направленных на устранение системных причин и условий возникновения этих негативных явлений, прежде всего в сфере экономических и налоговых преступлений.
Конечная цель реформы – модернизация правоохранительной системы в соответствии с мировыми стандартами, современными рыночными реалиями и ожиданиями общества.

По сообщению сайта Nomad.su

Читайте также