Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Государственно-конфессиональные отношения в зарубежных странах (Ж. Онлашева, кандидат юридических наук, начальник Управления мониторинга и анализа Комитета по делам религий МК РК)

Дата: 16 марта 2011 в 15:20 Категория: Новости науки

Государственно-конфессиональные отношения в зарубежных странах

 

Кандидат юридических наук, начальник Управления мониторинга и анализа Комитета по делам религий МК РК Ж. Онлашева считает, что Казахстан имеет все возможности для передачи своего позитивного опыта по сохранению межконфессионального согласия. Республика вправе гордиться тем, что в истории нашего государства нет, и никогда не было серьезных противоречий в межрелигиозных отношениях.

 

Государственно-конфессиональные отношения являются одной из основ отношений в обществе. Чем меньше конфликтов и противоречий в отношениях государства и религиозных объединений, тем более стабильно развивается общество.

Исторические предпосылки создали основу для различных подходов к возможным путям развития государственно-конфессиональных отношений. Страны СНГ, которые придерживались атеистических идей более 70 лет, вновь выразили приверженность духовности, ее роли в жизни народов, и это прямое следствие возрождения традиций, которые были просто забыты на время советской власти.

Также и европейские страны – с той лишь разницей, что в большинстве из них не прерывались традиции, основа которых заложена в религии. Это и создает партнерские отношения между государством и религиозными объединениями.

По мнению европейских экспертов, таких как профессор Сильвио Феррари, государства Европы склонны сотрудничать с религиозными группами. Причем эта готовность никогда не была неразборчивой: она больше там, где есть гармония между ценностями, лежащими в основе религиозного общества, и ценностями, образующими фундамент гражданского общества; и оно меньше там, где этой гармонии нет.

В более общих чертах во многих странах Европы усматривается повторяемая пирамидальная модель, хотя со значительными вариациями. В основе пирамиды стоит группа вероисповеданий, поддерживающих очень ограниченное сотрудничество с государством. Как правило, они получают юридический статус через формы, установленные для объединений (в казахстанском законодательстве это общественные объединения), и тогда могут делать то, что необходимо для их существования (например, покупать и продавать товары, получать пожертвования, заключать договоры), но они не получают финансовой поддержки от государства, не имеют доступа к государственным средствам информации и связи, не могут преподавать свое учение в школе. Эти религиозные группы, как правило, регулируются общим законом, т.е. общим законом, который регулирует все виды объединений.

Вторая группа объединений занимает более высокую позицию, во-первых, они регистрируются в качестве религиозных, и в качестве таковых они получают поддержку от государства в виде освобождения от налогов или субсидий, их духовенство может совершать религиозные обряды с гражданскими последствиями (например, совершать бракосочетания), предусматриваются отчисления на строительство культовых здании и т.д. Эти объединения, как правило, регулируются особыми правилами специально для религиозных общин, а не общим законом для объединений граждан, и переход из первой группы во вторую подлежит определенному государственному контролю. Так, в Испании, Австрии и Швеции это происходит при регистрации этих религий, в Италии – через их признание в соответствии с законом о признанных религиях. Первые две группы действуют, как правило, в светских государствах.

Иногда, но не всегда бывает третий уровень пирамиды, на котором находятся религии, пользующиеся максимальным сотрудничеством с государством. Это уровень религиозных общин, с которыми заключены соглашения в странах, предусматривающих эту форму регулирования отношений между государством и религиями в светских странах, национальных церквей и государственных церквей, Православной церкви в Греции в клерикальных странах, и во всех этих случаях отношения между государством и отдельной религией регулируются особыми правилами.

Сравнивая статусы религиозных объединений с точки зрения регистрации в Казахстане и Европе, сделан вывод о более демократичном отношении государства к религиозным объединениям у нас. Если в Европе три вида общин верующих, из которых только один является религиозным и имеет привилегии, то в Казахстане эти все три вида являются религиозными, только один из них может не регистрироваться в качестве юридического лица.

Требования к регистрации религиозных объединений в Европе более жесткие. Для получения статуса религиозного объединения через регистрацию государства предъявляют специальные требования.

1. Количество членов (Бельгия – несколько десятков тыс. чел., Австрия – 16. тыс. чел., Румыния – 20 тыс. чел., Чехия – 10 тыс. чел.).

2. Отправление культа в традиционном понимании (в Германии, например, обязательно сопоставление претендующей на указанный статус организации с евангелической или католической церковью, в связи с чем Свидетели Иеговы и Церковь Саентологии там не признаны в качестве религиозных).

3. Время деятельности – Бельгия несколько десятилетий, Румыния – 12 лет, Австрия – 10 лет.

4. Социальная полезность обществу (не являться деструктивной сектой и не противопоставлять свою деятельность общепризнанным нормам морали) – Бельгия.

В Казахстане это одно требование – инициатива 10 совершеннолетних граждан.

Сотрудничество в Европе с теми организациями, которые они признали в качестве религиозных, воплощается и в привилегиях. Ряд конфессий получает статус религиозных объединений, которые, в отличие от ассоциаций, имеют привилегии:

— финансирование деятельности (Германия, Румыния, Бельгия, Чехия и другие);

— религиозное обучение в школах (Бельгия, Германия и другие);

— деятельность христианско-демократических партий (Италия, Бельгия, Нидерланды, Австрия и другие);

— содержание духовенства в армии (Германия, Греция, Польша, Италия и другие);

— законная сила браков, заключаемых в храмах (Испания, Чехия, Словакия и другие);

— льготы по выплате налога на недвижимость, налоговые вычеты для членов религиозного общества (Испания и другие).

В Казахстане это освобождение от налогов на имущество, землю, прибыль от продажи предметов культового назначения.

Мировой опыт говорит о необходимости создания прозрачности финансовой деятельности религиозных объединений. Например, религиозные объединения США заполняют налоговые отчетности на мероприятия, на которые расходуются деньги или поступает прибыль.

Во Франции религиозные объединения обязаны ежегодно предоставить финансовый отчет за истекший период и проводить инвентаризацию имущества.

В Японии после событий в токийском метро было ужесточено законодательство, и теперь религиозные объединения ежегодно предоставляют финансовые документы для проверки. Кроме того, любой человек может обратиться в уполномоченный орган по делам религий с просьбой проверки того или иного религиозного объединения, если он считает, что ему нанесен какой-либо ущерб, в том числе моральный, или угрожает опасность.

Свобода религии является для ОБСЕ одним из ключевых вопросов, на который обращено внимание при рассмотрении положения с правами человека в странах мира. Поэтому страны – участницы ОБСЕ регулярно обсуждают проблемы верующих, межрелигиозные конфликты. Специальная конференция ОБСЕ по вопросам толерантности уже проходила в г. Астане в 2007 году, и в этом году в Казахстане вновь пройдет следующая конференция.

Наша страна предложила ряд международных инициатив по разрешению конфликтов между конфессиями, что крайне актуально в условиях увеличивающейся исламофобии и проявлении нетерпимости к малочисленным общинам верующих в странах ОБСЕ.

Одной из распространенных проблем в сфере религии является вопрос со строительством мечетей, а в последнее время и минаретов. Как отмечают представители турок Фракии (Греция), из 8 имеющихся мечетей 4 были экспроприированы государством, 20 мест поклонения находятся под угрозой полной или частичной экспроприации. Закон в этой стране содержит ограничение для высоты минаретов, которые не должны превышать 7,5 метра. При этом неоднократно Федерацией турок Западной Фракии обращалось внимание мировой общественности на то, что Афины – это единственная европейская столица, в которой нет места для мечети. Власти Афин, где проживает свыше 300 тысяч мусульман, уже в течение 9 лет отказывают мусульманской общине в предоставлении земли под строительство мечети.

Имеются также проблемы в отношениях между христианскими церквями. Как отмечают эксперты из США, храмы автономной православной церкви в России были переданы государством в ведение Русской Православной церкви, имеющей поддержку государственного аппарата.

Представители Святого Престола возмущены фактом взрыва католического храма в Азербайджане, который имел место в 2007 году.

На данный момент внимание европейской общественности привлечено к событиям в Швейцарии, где инициирован запрет на строительство минаретов. Несмотря на то, что Швейцария является светским государством, и ее конституция гарантирует свободу вероисповедания, в 2007 году Народная партия Швейцарии начала кампанию против строительства новых минаретов.

Руководство партии утверждает, что минареты не нужны для молитв, они являются символом исламских законов, а потому не соответствуют швейцарскому законодательству. Подобная постановка вопроса вызвала ожесточенные споры в стране, которая издавна гордится своей толерантностью и способностью интегрировать национальные меньшинства и иммигрантов.

При этом ислам является третьим религиозным вероучением (после католичества и протестантства) по количеству последователей. Согласно переписи населения 2000 года в стране проживало более 300 000 мусульман. Многие из этих мусульман – политические беженцы.

По утверждению же самих мусульман, проживающих в Швейцарии, мечети размещаются в старых складских помещениях и фабричных корпусах. В Швейцарии есть всего два маленьких минарета – в Женеве и Цюрихе. Ни с одного из них нельзя призывать мусульман к молитве. В столице Швейцарии Берне самая большая мечеть находится на бывшей подземной стоянке. В городке Лангеталь в окрестностях Берна строительство минарета было заморожено из-за многочисленных протестов мирных жителей. Местная мечеть помещается в корпусе бывшей фабрики по производству красок на окраине городка.

Голосование по этому вопросу и стало главной сенсацией. В пользу запрета выступило большинство в 57,5 процента от числа принявших участие в голосовании.

По мнению председателя Народной партии Швейцарии Тони Бруннера, результат голосования говорит о том, что граждане Швейцарии дали четко понять, что иностранцы должны придерживаться правил, принятых в стране. Наблюдатели единодушны в том, что результаты голосования по вопросу строительства минаретов являются большим успехом для партии.

Для федерального совета Швейцарии референдум по «антиминаретной инициативе» стал настоящей неожиданностью. Правительство оценивает результат голосования как выражение «страха перед фундаменталистскими исламскими течениями» и готовится к международным осложнениям. Сторонники запрета считают, что главную роль здесь сыграло «недовольство в отношении растущего политического влияния со стороны ислама».

Последствия состоявшегося 28 ноября 2009 года в Швейцарии референдума о запрете строительства в стране минаретов продолжает вызывать бурную реакцию в Европе и Азии. Ряд европейских и азиатских аналитиков предполагают кризис в отношениях Швейцарии с мусульманским миром.

Однако наиболее конфликтной является ситуация, связанная с убийством египтянки в Германии, произошедшим на почве исламофобии. Женщина на 4-м месяце беременности была убита в зале суда на глазах ее мужа и ребенка, получив 16 ножевых ранений от этнического немца, выходца из стран СНГ, который был вызван в суд в связи с оскорблениями из-за ношения хиджаба. Представители мусульманских общин Европы считают необходимым более широко обсуждать такие факты дискриминации, что пока в странах Европы отсутствует.

Такие факты говорят о необходимости сближать конфессии, предупреждать дискриминацию на почве религии, что является злободневным вопросом в ареале ОБСЕ, и в этом направлении Казахстан как Председатель ОБСЕ имеет все возможности для передачи своего позитивного опыта сохранения межконфессионального согласия. Мы вправе гордиться тем, что в истории нашего государства нет, и никогда не было серьезных противоречий в межрелигиозных отношениях.

 

 

Если вы нашли ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Использование материалов возможно с сохранением активной ссылки на автора и издание.

По сообщению сайта Zakon.kz