Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

«Мы никому не нужны»: Вице-адмирал считает, что про бывших подводников забыли

Дата: 16 марта 2011 в 18:22

Уже больше 100 лет прошло, как 19 марта был объявлен Днём моряка-подводника.

О том, с какими сложностями морякам приходилось сталкиваться под водой и на суше и почему для нынешних подводников праздник скорее грустный, чем радостный, корреспонденту «АиФ на Мурмане» рассказал вице-адмирал, председатель областного совета ветеранов-подводников Юрий Бояркин.

— Юрий Иванович, как собираетесь праздник отмечать?

— Несколько лет назад 100-летие мы отпраздновали с размахом, а в этом году 19 марта будет обычным будним днём. Вообще про нас, ветеранов, забыли, и это самое страшное — понимание того, что ты никому не нужен, хотя всю свою жизнь ты отдал выполнению государственной задачи по защите страны. И для нас это не просто слова. Каждый день, каждый миг мы рисковали своей жизнью для того, чтобы выполнять свой долг. В общей сложности я провёл 12 лет под водой, не говоря уже о наземной службе. Многие из гражданских лиц думают, что служить на подводной лодке очень просто. Но я сам видел таких, кто выходил с нами в море, а потом их на носилках относили в психушку. Так что выжить было трудно. Поэтому мне очень жаль, что про нас забыли. Жаль знаний, которые пропадают, и опыта, которым не с кем делиться. 

— Чем так опасна служба на подводной лодке?

— Во-первых, большая ответственность. Каждый отвечает за всех. Более того, жизнь каждого зависит от действий любого члена экипажа, начиная от матроса и заканчивая командиром корабля. Кроме того, замкнутое пространство, да ещё и осознание того, что ты находишься под водой. И если что — шансы на спасение невелики. Во-вторых, подводная лодка опасна тем, что начинена энергией. Угрозу представляют все механизмы.

Профессия моряка-подводника — одна из немногих профессий особого риска. По идее, этот статус должен гарантировать достойные условия жизни и службы людям, посвятившим себя этой профессии. Недаром говорят, что подводный флот — это не работа и не служба, не вид деятельности, а судьба и религия.

— А экстренные случаи часто бывали?

— Были, конечно. Пожары, поступления воды. Но для нас всё это было просто работой, повседневностью. И рассказывать ни к чему. Интересно другое: мне до сих пор не удавалось встретить в СМИ описания условий жизни и службы на подводных лодках. Те, кто с этим не связан, понятия не имеют о жизни подводников, а некоторые завидуют их «зарплатам». Определение «экстремал» смело можно отнести практически ко всем подводникам. Служба на подводной лодке в царском флоте, на первых российских лодках, во время Великой Отечественной войны, да и в наши дни — всё равно это служба в экстремальных условиях. Стрессы были постоянно. И не только были, а есть и будут.

— Что вы можете сказать о состоянии подводного флота на сегодняшний день?

— Несмотря на сокращения, думаю, что флот как выполнял насущные задачи, так и продолжает их выполнять, но при этом мы не просто отстаём от Америки, а теряем многие передовые технологии и школы, опытнейшие кадры. 

Проблема в том, что сейчас в нашей стране нет никакого патриотизма. Многие юноши отшатнулись от воинской службы, но ведь родину нужно любить и защищать не только, когда она сильная, но и когда слаба и унижена. Горько сознавать, что военно-политическое руководство, экономя на безопасности, продолжает сохранять курс на снижение боевого потенциала ВМФ.

По сообщению сайта Аргументы и Факты