Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Новые религиозные движения и их влияние на национальную и государственную идентичность современного Казахстана (Давид Нам, Ph.D., профессор Университета Мид Уест, США)

Дата: 17 марта 2011 в 12:11 Категория: Новости науки

Новые религиозные движения и их влияние на национальную и государственную идентичность современного Казахстана

 

Профессор Университета Мид Уест, США, Ph.D. Давид Нам исследует вопрос, как новые религиозные движения появились в Казахстане, и как новые религиозные движения влияют на общество Казахстана и на национальную и государственную идентичность с целью впоследствии иметь возможность принять внимание, какие необходимые анализы могут быть приготовлены для казахстанцев, чтобы успешно иметь дело с влиянием НРД.

 

 

Введение

 

Современные казахстанцы глубоко переживают о новых религиозных движениях (НРД), в то время как они рассматривают свои традиционные ценности в так называемых своих традиционных религиях. Но если мы ясно подойдем к терминам с реальностью НРД, то нет причин для серьезного беспокойства. В этой работе я буду исследовать этот вопрос с позиции христианского исследователя: как новые религиозные движения появились в Казахстане, и как НРД влияют на общество Казахстана и на национальную и государственную идентичность. Впоследствии мы сможем принять во внимание, какие необходимые анализы могут быть приготовлены для казахстанцев, чтобы успешно иметь дело с влиянием НРД.

 

 

Исторический контекст появления НРД

 

НРД появляются как плевелы среди пшеницы, когда существующая политическая система в кризисе, когда социоэкономические условия в рискованном состоянии, или когда традиционные религии теряют свое влияние на общество. До того как мы решим эту проблему, давайте кратко исследуем, как НРД начали появляться в современной истории Казахстана. Для аутсайдеров, таких как я, общественный имидж Советского Союза в 80-х – это гигант, чья голова уже не могла превозносить атеистическую идеологию, чьи ноги состояли из одинаковых и нетворческих индивидуальностей, и чье тело поддерживало ожиревшее коммунистическое общество со слабым сердцем. В течение критического времени Советский Казахстан столкнулся с сильным возрождением различных религий внутри себя /1/. Было понятно, что люди в этом политическом беспорядке пытались найти недвижимый центр типа религиозных организаций. И хотя те организации не были готовы полностью ответить на различные нужды людей ясными направлениями, они символизировали моральную и духовную платформу для следующего шага социальной трансформации. Со времен своей независимости от Советского Союза в 1991 году, тем не менее, Республика Казахстан столкнулась с влиянием различных форм религий извне /2/.

Возможно, что все религиозные организации в мире ждали крушения этого бегемота – СССР. Как и другая любая страна в Советском Союзе, казахстанское правительство не могло остановить, но могло только обозревать такую социальную дезинтеграцию до тех пор, пока не была провозглашена суверенность казахского государства в 1991 году и принятия новой политической философии в 1995 году. Каждый член общества стал индивидуалом в течение этого переходного периода и демонстрировал свой интерес в позициях собственности, и в ситуации, где не было никаких социальных ценностей или подотчетности. Эти типы ненадежных условий сопровождались относительной социальной изоляцией и экономическим дисбалансом для большинства людей. В этот период религии независимо – местные или иностранные – начали заполнять этот пробел психологического страха и внутренней озабоченности /3/. Практически протестантизм и другие религиозные группы, а также Римско-католическая церковь начали свою миссионерскую деятельность на каменистой почве, затвердевшей атеизмом и материалистической идеологией. Все религиозные группы инициировали свое влияние на общество через распространение литературы, религиозного образования и гуманитарной помощи. В те дни, независимо славяне или казахи, отвечали на это с любопытством и интересом. В течение 2000-х, тем не менее, все существующие протестантские церкви и другие иностранные религиозные организации не смогли сделать значительное продвижение в Казахстане. Первая причина ответвляется от факта, что национальная демография изменилась. Немецкое и славянское население (относящееся к категории протестантов и русского православия), которые формировали большую часть демографического сегмента, уменьшилось из-за миграции /4/, тогда как большинство казахов вернулось в традиционный ислам. Конечно, оставшиеся русские и некоторые казахи заполнили пустые лавочки церквей, которые остались после миграции. Вторая причина происходит от казахстанских политиков, которые ручались за социальную стабильность. Например, департамент по религиозным делам в каждом городе начал контролировать всю деятельность и практику, совершаемую незарегистрированными религиозными организациями. Это ограничило миссионерскую деятельность радикально до сегодняшнего дня.

Третья причина того, почему НРД потеряли след своего движения, лежит в развитии казахстанской экономики, базированной на тяжелой индустрии. Улучшенные условия жизни в 2010 г. начали лишать людей, живущих в светском обществе, мысли о нужде верить. Четвертая причина подтверждается фактом, что традиционные религии приняли устойчивую реакцию на новую религиозную деятельность и формы.

На этот момент поэтому не надо беспокоиться о появлении новых религиозных движений в Казахстане, но важно дать соответствующую оценку проблеме и влиянию различных религиозных движений. Если мы воспримем серьезно религиозно-психологические, религиозно-социологические, религиозно-богословские оценки насчет НРД, то очень возможно, что альтернативные измерения тоже будут против их негативного влияния.

 

 

Негативное влияние новых религиозных движений

 

В этом разделе мы кратко обсудим и проанализируем общую характеристику НРД. Исследование будет направлено на те слои общества, на которые нацелены НРД, и в каком направлении они насаждают свое негативное влияние.

Браян Уилсон видит основные особенности НРД в следующем: харизматичный лидер, монополия на религиозную истину, рекрутинг интеллектуалов, эксклюзивность, тотальная преданность, стандарты поведения среди членов, протестующая позиция против существующего /5/. Из всего этого внешность харизматичного лидера является общей для всех религиозных движений. Хотя вопрос фокуса религиозной организации делает видимым линию между традиционными религиями и НРД, нужно задаться вопросом, сфокусирована ли эта конкретная религия на лидере, или на ее членах, или на Боге. Вторая вещь, которую мы должны учитывать, – имеет ли каждая личность религиозного объединения эксклюзивные членские или открытые обязанности. Если причина является эксклюзивной, тогда строгие санкции будут вменены с наказанием и исключением, когда член группы не будет отвечать требованиям группы. /6/. Это признак человеко-центральной религиозной организации. Третий вопрос, какого рода позицию занимает религиозная группа по отношению к существующим религиям и светскому управлению. Если эта позиция упорствует в критическом и повстанческом положении, нужно задаться вопросом, является эта позиция временной или постоянной. Имея это в виду, давайте посмотрим влияние НРД на Казахстан. Но это исследование имеет ограниченность из-за отсутствия статистики относительно негативного влияния НРД.

Харизматические движения в постмодерновом казахстанском обществе харизматическое движение (ХД) является религиозным феноменом, который имеет место и в ограниченно ослабленных традиционных церквях, как и в местах экономического удара нищетой. ХД имело начало в казахстанском обществе в начале 90-х. ХД предлагали эмоциональный комфорт тем, которые жили в условиях социальной нестабильности и экономических трудностей. Это дало возможность людям выражать свои стрессы и проблемы в таких религиозных ритуалах, как музыка и молитва. Особенно женщины, которые чувствительны к эмоциональным призывам, были очарованы этим духовным движением. Это был период 2004-2008 гг., когда вместе с улучшенными экономическими условиями страны ХД достигло своего пика. С другой стороны, малые по размеру ХД до сих пор преобладают в урбанистических регионах страны. В частности, молодые поколения становятся глубоко вовлеченными в духовность, которую предлагает ХД, создавая свой собственный мир внутри движения. Существует мистический элемент в мире религии. Проявляемая святость провоцирует человека на страх и в то же самое время на таинственность /7/. Хотя такого рода религиозный феномен редко имеет место, люди переживают духовный и эмоциональный катарсис в нем, часто с обращением и трансформацией в жизни. В таких духовных переживаниях люди восстанавливают свое здоровье, изменяют философию жизни и реформируют свои предыдущие перспективы и позиции в другие – в новые. Казахи, которые вели кочевой образ жизни в постоянном диалоге с природой, привыкли демонстрировать свою духовность через музыку и поэзию /8/. По этой причине, если казахи, которые выражали свою эстетическую жизнь в форме импровизации /9/, принимают серьезно позитивную сторону харизматической духовности, они смогут усилить свою сферу рекреации, такую как музыка, танцы, драма, поэзия и эпическое повествование через ново-найденое духовное содержание жизни в христианстве /10/. Это было бы справедливо – пресекать негативное влияние ХД на казахское общество. Те, которые принимают участие в ХД, имеют тенденцию гнаться за мистическим миром. Они хотят привести в постоянное движение то, что они пережили в своей жизни однажды. Более того, участники убеждают тех, которые не прочувствовали, быть с ними на событиях ХД, часто осуждая людей, которые критикуют их мистическую тенденцию. Таким образом, они возбуждают социальный конфликт среди различных религиозных групп, в то время как они сами живут в нереальном мире и принимают неосторожное решение о жизни /11/. Поэтому мы наблюдаем среди членов ХД такие отклонения, как социальное отделение, абсурдность, ненависть к работе, интеллектуальную пустоту, следуя за идеалистическими лидерами и догоняя идеалистическую жизнь. Но интересно отметить, что Я.Ф. Трофимов ставит харизматически-ориентированные движения религиозных организаций в категорию «нетрадиционных протестантских церквей», а не в разряд сект и НРД, как многие люди полагают /12/.

 

 

Еретические и сектантские движения и казахская национальная идентичность

 

Еретические и сектантские движения выглядят как ядовитые грибы, которые появляются у корней истинных религий. Мы относим к таковым религиям, укрепленные в любой стране веками, будь то буддизм, христианство или ислам, считая их традиционными религиями. Ересь – это социальный феномен, который берет форму от традиционной религии /13/. Хотя этот еретический феномен пускает ростки во все религии, для меня будет соответствующе дать оценку христианско-подобной ереси, проявленной в Казахстане. С тех пор, как Казахстан стал независимым государством в 1991 г., он стал предметом особого внимания многих еретических организаций даже еще до того, как другие протестантские миссионеры приехали. Ереси немедленно приобрели легальный статус в Министерстве юстиции и взялись за хорошо организованную и агрессивную миссию /14/. Обычные люди не находят большой разницы между распространяемой ими литературой, общественной работой и другими видами деятельности с теми же аналогичными действиями протестантской церкви. Тем не менее это видно из религиозно-богословской точки зрения, что нетрадиционные христианские движения склонны апеллировать индивидуальными харизматическими лидерами и своими системами верования, чем Библией. Хотя, если богословская система, построенная их лидерами в некоторых моментах истории, казалась релевантной в их ситуации, но они содержат извращенное содержание оригинального текста, как и противоречивые интерпретации для своих религиозных целей. Стратегически еретические группы привлекают интеллектуалов и обращают их в средство для защиты своих религиозных позиций. Такого вида ереси приносят казахам богословские смущения и секретно отрезают их от традиционного христианства, которое длилось веками по человеческой истории /15/.

Вторая характеристика ереси – это ее сектантство. Оно содержит в себе закрытое и секретное членство, вводит специальный обряд инициации для кандидатов /16/ и запрашивает эксклюзивные стандарты поведения от своих членов. Как результат, члены секты убеждены сами, что они особые люди от чего-то или Бога, относясь к существующим церквям как к поверженным или испорченным. Наученные тому, что выполнение миссии необходимо для их же спасения, ее члены демонстрируют агрессивное поведение в привлечении других. Такие особенности и практика могут подвергнуть опасности национальную идентичность казахов, охарактеризованную в открытых кочевых обществах /17/, делая ее скрытой и сеющей распри. Кроме того, такие религиозные группы ставят новообращенных, как членов, под контроль штаб-квартир, которые находятся в иностранных государствах. Это точная противоположность истинному значению миссии. Христианская миссия, которая служила в Казахстане в XI веке нашей эры, позволяла местным казахам иметь служения поклонения в большой палатке и использовать кумыс для вечери, когда не было вина /18/. Настоящая миссия – это сделать казахов «совершенным народом Божьим» в традиционном христианском понимании. Когда Иса Масых пришел в иудейское общество, он ясно выразил: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон (Тору) или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» /19/. Политически мотивированные религиозные движения против казахской государственной идентичности. Утверждение, что религия должна быть отделена от государства является заключением тех, которые изучали западное христианство. Более того, любая страна, добивающаяся демократии придерживается принципа отделения между государством и религией. Как только коммунистическая идеология пришла к концу, все страны бывшего Советского Союза, включая Республику Казахстан, приняли западно-базированный капитализм как свою экономическую философию, равно как и демократию, как свою политическую систему. Особенно Казахстан не разрешил никакой религии монополизировать свою республику, признавая ее как многоэтническую культуру с сосуществованием многорелигиозных конфессий в ней /20/. Это можно пронаблюдать, что казахи-христиане являются не радикально-политическими в соответственности с государством локальным и общенациональным. Все же необходимо усмотреть аналогию для Казахстана, исследуя предрасположение религиозных движений, которые недавно появились в английском обществе. Недавно в Лондоне вышла статья о Хизб ут-Тахрир (Hizb ut-Tahrir) (ХT) как о новом религиозном движении. ХТ является исламской либеральной партией, которая ставит цель на установление пан-исламской мировой доминантности, основанной на Шариате. Юлия Устинова описывает, что ХТ вербует молодое поколение, рожденное и воспитанное в западных странах, и промывает мозги через историю, философию, идеологию партии за три года. А затем ХТ просит их входить в исламские общества и другие политические организации, чтобы влиять на них, чтобы все могли передать политическую власть своим исламским лидерам в конце концов. Чтобы выполнить эту стратегию, ХТ поощряет политические дебаты и через средства массовой информации пытается переформировать имидж партии в Англии, где есть свобода слова /21/. Тем не менее Устинова указывает, что из-за разрешения индивидуальных насилий, как Хамаз и Хезболлах, отказ от существующей демократической системы, и антисемитизм, присутствие ХТ приводит к тому, что обычные люди сбиты с толку в тупик об исламе. Представляя его не как религию и источник морального руководства, но как угрожащую силу, которая имеет особую политическую идеологию и цели. Известно, что ХТ не разрешен во многих арабских странах, Германии, России и Казахстане. Это очень ободряет, что в 2005 году Парламент Казахстана узаконил статью об «оппозиции против экстремизма», предохраняясь от политически мотивированных религиозных организаций и их финансирования любой политической партией Республики Казахстан /22/.

 

 

Предлагаемые меры против негативного влияния

 

До того как определенные критерии будут предложены, что важно для казахстанцев в этот момент – это иметь уверенность, что новые религиозные движения, которые возмущают препятствия в сторону государства, провоцируют конфликт в обществе и приносят умственное смущение, могут быть побеждены. И это потому, что если это от Бога, оно останется, но если их цель или происхождение от человека, оно потерпит неудачу /23/. Первое, что должно быть признано, – то, что казахи очень мудрый народ. Со времен независимости религиозный отдел Казахстана охватил все религии и их деятельность, которая была проводима до сих пор. Комитет по религиозным делам, организованный в 1996 году, очень хорошо знает их имена, происхождение, историю и текущую деятельность. Это положение дел является подготовительным этапом, необходимым для того, чтобы выстоять эпистемологическое смущение, которое влияет на миропонимание казахов. Но если Казахстан имеет квалифицированных богословов, и со временем они смогут дать оценку негативному влиянию, принесенному еретическими группами и предложить предупредительное образование для казахстанцев. Ради этой возможности было бы правильно, чтобы Министерство образования кооперировалось с богословскими образовательными институтами, существующими на территории Казахстана.

Что больше всего требуется от нас, это правильное понимание того, что если крайняя логика теоретической системы является корнем дерева, то отростки корня – это плоды ереси. В частности, плоды ереси – разводы, разногласия между родителями и детьми, отсутствие профессионального сознания и тому подобное. Корневое отделение этих баз – это правдивый критерий, по которому можно экзаменовать все ереси. В России существуют комитеты, которые имеют дело с еретическими и сектантскими моментами в обществе. Например, Московский комитет по защите молодежи от псевдорелигий. Или Центр апологетических исследований (в Санкт-Петербурге). Мы с благодарностью видим в Казахстане НПО «Перспектива», которое проводит психологический анализ и предотвращающие меры для тех, кто стал жертвой НРД. Второе, казахи – это народ, который имеет открытую духовную традицию со смелостью сталкиваться с безызвестным будущим. Вследствие этого нет необходимости для них принимать эксклюзивную позицию по отношению к духовному опыту, который частично предлагается харизматическими движениями. Возможность того, что экстремально мистические религиозные движения могут лишить реализма молодое поколение постмодернизма, должны понимать особенно женщины, а старшее поколение должно опять переоткрыть мысли аль-Фараби в Х веке, интеллектуальные традиции позднего XIX века и раннего XX столетия. Также старшее поколение должно понимать религиозный курс молодого поколения и помогать им критически отражать современный опыт через вековую мудрость неразделенного и объединенного целого. Для потомственного опыта и информации нужно давать современной молодежи баланс жизни. В добавление ко всему этому, мужчина (муж или отец) должен также понимать религиозную тенденцию, которую имеет женщина, и также должен усматривать уместную интерпретацию к опыту, который она имеет. Делая это, авторитет должен базироваться на Священном писании. Это определенно, что вместе с выносливостью, храбростью и прямотой, казахи унаследовали от своих праотцов и земли /24/, они мудро преодолеют негативный эффект НРД, который проявляется в Казахстане. Мир ожидает, что Республика Казахстан установит здоровую семью, общество и нацию и что он станет духовным благословением странам – соседям, будучи моделью в поведении с религиозными делами.

 

 

Литература

 

1. Манарбек Байеку описывает, что после данной свободы вероисповедания люди начали посещать Исламские мечети, Православные храмы и Дома Молитвы Евангельских христиан. История Христианства в Центральной Азии и в Казахстане (Алматы: Литера-М, 2008), 359-61.

2. Яков Ф Трофимов в своей книге указывает, что в 1996 «существовали 1503 религиозных формирования принадлежащих к 30 конфессиям». Религия в Казахстане (Алматы: Эдiлет-Пресс, 1996), 29. В 2009 г. тем не менее количество религиозных организаций (РО) выросло до 4365. Г.Ж. Раимбекова. Конституция -надежный гарант свободы совести и религии. Факультет философии КазНУ им. аль-Фараби, 39. Новые религиозные движения и проблема сохранения национальной и государственной идентичности Казахстана. Материалы международной конференции. Алматы, 2010, 39.

3. Трофимов объясняет роль религии в критической ситуации общества как самозащита моральных, культурных и духовных традиций. Религия в Казахстане, 113.

4. Исследование показывает, что из-за миграции европейского населения оно уменьшилось с 6 062 000 в 1989-м до 4 196 500 в 2002 г. Агентство Республики Казахстан по статистике, 1991-2002 гг. (Алматы, 2002 г.).

5. Bryan Wilson, Religion in Sociological Perspective (Oxford: Oxford University Press, 1982), 91.

6. Ronald Enroth указывает, что те, которые потерпели неудачу продемонстрировать соответствующую верность установленным правилам и верованиям, упрекаются, наказываются или исключаются. Руководство по культам и новым религиям. A Guide to Cults & New Religions (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1983), 21.

7. Rudolf Otto, The Idea of the Holy, translated by John W. Harvey (London: Oxford University Press, 1923 г.). Эта книга предлагает глубокий запрос в нерациональный фактор в смысле божественного и его отношение с рациональным.

8. The Kazakhs History Ethnography Culture АТАМЕКЕН (Astana: The Press Service of the President of RK, 2002), 262-64.

9. Жарикбаев К.Б. говорит, что импровизация — это способность кочевников. Психологическая Наука Казахстана в XX веке (Алматы: Издательство «Эверо», 2006), 23; Г.У. Касымова хорошо объясняет роль ритуалистической музыки, которая ведет к «нуминозным адресатам Верхнего мира». Культурфилософия музыки в ритуале. Факультет философии КазНУ им. аль-Фараби, 39. Новые религиозные движения и проблема сохранения национальной и государственной идентичности Казахстана. Материалы международной конференции. Алматы, 2010, 165-70, особенно 168.

10. В этом случае ХД может быть образом коня, который «служит весомым дополнением, а порой двойником самого героя». Сабит Акатаев. О специфике культуры кочевья. Кочевники-Эстетика (Алматы: Гылым, 1993), 27.

11. Усенова М.М. и Усенов С.М. указывают отрицательную фунцию религии в обществе. Религиоведение (Алматы: Казак Университетi, 1997), 24.

12. Трофимов. Религия в Казахстане, 29.

13. Трофимов признает еретические характеристики как псевдохристианские, восточные, псевдонаучные, оккультные и синкретические. Религия в Казахстане, 90.

14. Каждый может увидеть историю их внешности, их характеристик и деятельности среди различных религиозных организаций. Религии в Казахстане. В 2-х т. Хрестоматия, редакторы А.И. Артемьев, С.Ю. Колчигин и И.Б. Цепкова (Алматы: ТОО «Антей», 2003).

15.Сравните. Настоящее христианство относится к конфессиям, которые унаследовали свое начало традиций веры 2000 лет назад. Сначала христианство развивалось в двух направлениях — Западное и Восточное, и в XVI веке образовался протестантизм из римского католицизма. Первые две традиции явили практический аспект и философский аспект в своих культурных устоях, но обе пришли к выводу общей теологии, принятой на 7 ранних церковных соборах. Протестантизм, принимая общую теологию, основанную общими линиями, дополнил доктринами о спасении и статусом верующего, которые отсутствовали в предыдущих 7 церковных соборах. Истинное христианство характеризуется Священным писанием, литургическими таинствами и передачей церковных традиций.

16. Посмотрите на случай зикр в суфизме, который сфокусирован на смерти. Alexandre Bennigsen & S. Enders Wimbush, Mystics and Commissars: Sufism in the Soviet Union (Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1985), 78-83.

17. В традиционном казахском обществе кочевой закон был исполняем, чтобы сдерживать произвольные действия индивидов-правителей и удержать межплеменные разногласия, чтобы сохранить единство общества. ATAMEKEH, 90.

18. Erica C.D. Hunter. The Conversion of the Kerait to Christianity in A.D. 1007 (Обращение Кейрата в христианство. 1007 до н.э.), Zentralasiatische Studien, 22 (Otto Harrassowitz Wiesbaden, 1989/1991), 161.

19. Евангелие от Матфея 5:19 (Новый Завет).

20. Жарикбаев напоминает нам о том, что по (Казахстану) двигались религии: манихейство и буддизм, христианство и ислам. Все идеи и достижения разных цивилизаций впитывал и перерабатывал народ, живший на территории Казахстана, в свою очередь внося в сокровищницу мировой культуры свои достижения в хозяйстве и культуре. Психологическая наука, 18. Сравните 1995 Конституция Республики Казахстан.

21. Yulia Ustinova. Hizb ut-Tahrir as a New Religious Movement (Хизб ут-Тахрир как новое религиозное движение, Лондон, 2007). http://enews.ferghana.ru/article.php?id=1911.

22. Раимбекова очень хорошо указывает на этот момент: запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых направлены на утверждение в государстве верховенства одной религии, разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанных с насилием или призывами к насилию, также запрещаются пропаганда религиозного экстремизма в своей статье «Конституция — надежный гарант свободы совести и религии», 40.

23. Смотрите Деяния 5:38-39 (Новый Завет).

24. Л.Н. Гумилев писал: «Постоянная жизнь в обширной и открытой степи, полной опасности и неожиданностей, сформировала из кочевников людей выносливых, смелых, предприимчивых. От Руси до России. Очерки этнической истории (С-ПБ: 1992), 85.

 

Если вы нашли ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Использование материалов возможно с сохранением активной ссылки на автора и издание.

По сообщению сайта Zakon.kz