Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Т.Мадылбай: Тюркский период

Дата: 17 марта 2011 в 12:21

CA-NEWS (KG) — Тюркский период

И вот наконец мы подошли к самому интересному и самому спорному периоду истории Кыргызстана — к тюркскому.

Если вы помните, у Трайтаоны было три сына: Тур, Арья и Сайрима. От них и произошли такие сакские народы, как тюрки (туранцы), арии (иранцы) и сарматы (скифы). Враждебные (лучше будет, я думаю, если мы их назовем помягче – «борющиеся за свое место под солнцем») соседние народы, конечно же, сделали все, чтобы расколоть и разъединить братьев с тем, чтобы легче им затем было с ними расправиться.

Вообще, всегда удобнее сопоставлять историю народов с историей семьи. Тут всегда на память приходит незабвенный труд Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Неспроста это сравнение семьи и государства.

Итак, было у отца трое сыновей. Жили они дружно, росли крепкими и здоровыми. Только не нравилось все это соседям: уж очень боялись они, что вырастут эти ребята в здоровенных молодцев и не одолеть им тогда их никогда. Вот и решили они потихоньку рассорить братьев единокровных. Подобные истории происходили и раньше, и позже почти со всеми народами, например, возьмем хотя бы сыновей Сама. Там до сих пор идет та же семейная драма. Сколько столетий уже воюют арабы и евреи, и не столько, поверьте мне, из-за внутрисемейных распрей, сколько оттого, что это выгодно множеству ближних и дальних соседей. Так и сыновья Трайтаона, потомки Йима Хшита (Джамшида) по прошествии многих веков все отдалялись и отдалялись друг от друга, более того, стали воевать друг с другом. Вернее, брат с братом.

После распада Кушанского государства в середине V в. политическое господство в Средней Азии перешло к эфталитам. Они сами себя называли «хионами».

В результате успешных войн с Ираном, Индией и другими соседними государствами эфталиты значительно расширили свои владения. В начале VI в. их государство простиралось с востока на запад от Восточного Туркестана до границ Ирана и с севера на юг от Семиречья до Северной Индии. На востоке эфталиты граничили с жуань-жуанями, конец могуществу которых положили туры (тюрки).

И как раз вот здесь возникает первый спорный вопрос: а один и тот же народ саки-туры и тюрки? Не вдаваясь во все подробности, могу сказать: конечно, же да. А иначе куда же тогда подевались те самые «туры с быстроногими конями» и вдруг появились неизвестные доселе тюрки? Этот вопрос скорее риторический, поэтому не будем на нем долго останавливаться. Скажу лишь, что в официальной историографии до сих пор этот вопрос окончательно не решен. Там только пожимают плечами и утверждают, будто история тюрков «реконстрируется лишь на основе сопоставительного анализа отрывочных сведений династийных хроник нескольких китайских государств и древнетюркских генеалогических преданий» (История Киргизской ССР. «Кыргызстан», Ф., 1984, с. 220). Проще говоря, о происхождении наших предков судят со слов соседей. Т.е., как бы «без меня меня женили». Ну, да бог с ними, не будем на этом заострять слишком много внимания.

Итак, на арене истории снова появляются туры, т.е. теперь уже тюрки. В 552 году они основали Тюркский каганат. В годы правления Мухана это государство стало политическим гегемоном в Центральной Азии. Тюрки (или туранцы) в период правления Истеми, укрепив свои позиции в Семиречье и на Тянь-Шане, действовали одновременно с братьями и союзниками иранцами. Их союз затем был скреплен браком шаха Хосрова I и дочери Истеми в 555 г. Границей сфер политического влияния Ирана и Турана стала р.Аму-Дарья.

Основой внешней политики тюрков была заинтересованность в развитии торговли, в частности, шелком. Значительная часть Великого шелкового пути принадлежала тюркам, что, конечно же, не нравилось ближним и дальним соседям. Кроме того, тюрки в Согде уже освоили производство качественных шелковых тканей, поэтому они были заинтересованы в прямых торговых связях с Византией. Южнее Аму-Дарьи шелковый путь проходил по владениям иранцев, и, как показали дальнейшие события, они не намерены были терять столь доходную статью прибыли.

Прежде, чем перейти к кровавым событиям дальнейшей истории, хотелось бы остановиться еще на одном спорном вопросе в среднеазиатской историографии. Это вопрос о происхождении согдийцев, т.е. жителей Согдианы. В официальной историографии говорится, что «это древнее государство на територии Средней Азии в бассейнах рек Зеравшан и Кашка-Дарья со столицей в Мараканде (Самарканде) возникло в середине I тыс. до н.э.» (В.Д.Горячева. Город золотого верблюда. «Илим», Ф., 1988, с. 26.) Также повсюду сообщается, будто именно согдийцы осваивали чужие земли, строили там города, занимались земледелием, ремесленничеством и торговлей.

Можно подумать, что все остальные тюркские народы сплошь были темные, глупые и дикие народы, что они только и знали, как совершать набеги, захватывать чужие земли и пить кумыс. Так они и жили все эти тысячелетия и ничему так и не научились за все эти годы. Но мы же видим, что это не так. И это совсем не так. Тогда что же получается: согдийцы везде осваивали чужие земли, а дикие и кочевые тюрки все это терпели и, более того, позволяли им распахивать свои собственные земли, вдоль и поперек разрезать их каналами, строить везде города? Согдийцы обживали нетронутые, целинные долины, а кочевые тюрки, сидя на горке, спокойно смотрели, как на их земле чужаки строят дома и дворцы? Как бы не так. Да они бы в два счета сожгли их города и селения. В конце концов, ведь не за один день строится дом и не за год возводятся города.

Так что эти мифы скорее всего придуманы теми завоевателями и колонизаторами, которые хотели бы убедить всех, будто они просто тихо-мирно пришли на эту землю, а так как местные жители такие уж дикари, то они, более цивилизованные и развитые народы, вынуждены были приучать их культуре. И этот миф им отчасти удалось навязать: так и осталось в официальной историографии мнение, что согдийцы везде привносили культуру, а остальные народы только перенимали чужую культуру. Кстати, именно в этот период у наших братьев (не старших и младших, а равноправных и равноценных), потомков саков-сарматов, тоже сложилась такая же ситуация, и их тоже с тех пор вечно попрекают так называемой «норманнской теорией». Но об этом уже в следующий раз.

А пока... Поздравляю всех потомков саков (кыргызов, казахов, узбеков, таджиков, каракалпаков, азербайджанцев, хакасцев, тувинцев, алтайцев, уйгуров, афганцев, иранцев, индийцев, тибетцев, эльзасцев, саксонцев Верхней и Нижней Саксонии, англосаксонцев, саксонцев Швеции и Норвегии, осетинов, русских, украинцев, белорусов, латышей, литовцев и всех-всех, кого я забыл упомянуть, с наступающим праздником Нооруз, с праздником весеннего равноденствия, с праздником весны и обновления природы. Желаю всем счастья и процветания! Будьте счастливы!

По сообщению сайта Центральноазиатская новостная служба