Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Лжепророки нашего отечества

Дата: 17 марта 2011 в 19:28

Словосочетание «тоталитарные секты» давно и прочно укрепилось в общественном сознании.

Эксперты, в частности, относят к ним так называемых «мунистов» — последователей южнокорейского бизнесмена Муна. Хотя и разночтений в определении тоже много: кто-то относит к тоталитарным сектам «Свидетелей Иеговы», мормонов.

Зато не вызывают сомнений в сектантстве последователи некого Виссариона, окопавшегося в лесах под Красноярском. Не говоря уже о  недавно гремевшей по всей России Марии-Дэви-Христос «со товарищи». И если бы это было далеко от тихого, почти патриархального Пскова… Увы, это не так. Наш корреспондент на вполне реальном жизненном примере попытался понять: почему эти и подобного рода, скажем так, общественные объединения привлекают людей? 

Его зовут Валерий Иванович. Образование — высшее, по специальности — химик. В своё время этот, как сказала бы любая женщина, «интересный мужчина» окончил один из престижных вузов Москвы. Когда началась решительная ломка старых общественных отношений, он быстро сориентировался и вскоре стал предпринимателем. Пока дела шли хорошо, некогда было задумываться о смысле всего сущего. Однако стоило сорваться нескольким выгодным контрактам, как  в душе поселилась неуверенность, смута. В таком угнетённом состоянии он и оказался (по его словам — совершенно случайно) на молитвенном собрании некой религиозной общины.

— Первое, что меня поразило, — рассказывал во время встречи наш собеседник, — это неподдельное участие в твоей судьбе окружающих тебя людей. Ко мне подходили самые разные люди, проявляли живейший интерес к моей персоне, выражали, как мне тогда показалось, искреннее желание помочь. Уже потом по здравом размышлении я понял, что именно на это и покупаются многие люди. Душевное смятение и невозможность найти выход на данный период времени — на мой взгляд, вот основная причина того, что поток желающих приобщиться к вечным истинам не ослабевает. При этом как бы исподволь формируется комплекс вины (это я уже потом понял): если бы ты раньше пришёл к нам, то твоих проблем просто не было бы.

Из дальнейшего рассказа моего собеседника нетрудно было понять: чтобы держать человека при себе, нужно постоянно напоминать ему об этом. И через несколько месяцев Валерий Иванович неожиданно понял: большую часть недели (4 дня из 7) он проводит в общине. Во вторник они, например, хором изучали Священное писание. Но не каноническое, а лишь тоненькие брошюрки, где излагались принципы вероучения. В случае если у новообращённого вдруг неожиданно возникало стремление самому разобраться в теологических тонкостях нового учения, ему деликатно, но твёрдо говорили: твоя вера ещё не настолько крепка, поэтому ты можешь сделать неправильные выводы. Чтобы этого не произошло, ты лучше тысячу раз повтори предложенные схемы, и тогда количество перейдёт в качество. В другие дни они выступали в роли новых миссионеров: раздавали литературу всем желающим, и после каждого такого «культпохода» все его участники должны были составлять подробный отчёт о проделанной работе. 

— Чтобы наша вера окрепла, всех новообращённых возили за счёт «фирмы» под Москву, где на окраине одного из районных центров был построен большой жилой комплекс. Здесь нам показали жизнь, которая должна была символизировать рай земной. Всё максимально автоматизировано: от прачечной и до коровника. При этом населяющие «новый храм» люди ходят довольные и счастливые (или весьма достоверно изображают довольство), а всё свободное от необременительных хозяйственных обязанностей время они изучают всё те же тоненькие книжицы. Как при коммунизме, который когда-то нам обещали прежние вожди: тотальный централизм, подчинение меньшинства большинству и почти военная дисциплина. А уже через пару-тройку месяцев я неожиданно понял, что от моих прежних интересов не осталось и следа. У меня появились новые друзья, новые знакомые, новые темы, которые мы постоянно обсуждали. Уже потом, как говорится, будучи в здравом уме и твёрдой памяти я понял, ЧТО мне всё это напоминало. Вы не поверите: сетевой маркетинг. Всё можно продать, начиная от компьютера и кончая новыми идеями. Нужно только найти потенциального покупателя и знать, что с него можно получить. В данном случае речь конечно не о деньгах (хотя и они имеют значение), а о власти — понятии не менее, а может и даже более ценном.

Вполне логичен был вопрос: легко ли было расстаться с «новыми знакомыми»? 

— Знаете, — пошутил мой собеседник, — лучшее противозачаточное средство — это сказать «нет», что я однажды и сделал, когда понял: «рецепты спасения», почерпнутые из предлагаемых книжек, так и не дали мне ответа на главный вопрос.

На этом наша встреча закончилась. Для любопытствующих скажу, что мой новый знакомый в настоящее время примкнул к одному из христианских течений, которое вот уже более ста лет мирно уживается с православием в Пскове. По просьбе моего собеседника я намеренно не назвал его подлинное имя, место работы и круг общения. Другим его обязательным условием было и то, чтобы в тайне осталось название той секты, в которой он постигал «смысл жизни», что тоже вполне выполнимо. Ведь в нашем исследовании важно не столько название организации, сколько принципы, которые позволяют очередным «спасителям» манипулировать сознанием людей. 

Предвижу вполне резонный вопрос: почему при всей очевидности разного рода секты находят верных поклонников и порой яростных адептов? Ответ на него, увы, прост: для веселья наша жизнь мало приспособлена. Поэтому люди, чаще всего те, кто задавлен нуждой и отсутствием социальных перспектив, пускаются во все тяжкие, доверяясь призрачной надежде: а вдруг? Но… бесплатный сыр бывает только в мышеловке – истина, старая как мир, и каждый её должен осознать самостоятельно.

По словам отца Евгения, настоятеля храма Анастасии Римлянки (Псков), подобное происходит от того, что «слабый человек не способен решать свои собственные проблемы, он тяготится свободой, пытаясь переложить это нелёгкое бремя на кого-то другого». 

— Вообще т.н. тоталитарная секта в сути своей — явление богоборческое. Потому что она в принципе отрицает свободу выбора, любви. Есть и ещё одна отличительная черта: секта чем-то сродни язычеству, потому что она предлагает своеобразный «заменитель» Бога — человека, который возложил на себя право разрешать все проблемы своей пасты, направляет её, наставляет, учит уму-разуму. В самом деле, это ведь так легко — вверить свою судьбу вождю или какому-нибудь другому «отцу народов», который за тебя всё будет решать. Соблазн, искушение перепоручить свои проблемы так велико, но за это нужно только отказаться от самого себя, родных, близких. Новые «мессии» пользуются этими человеческими слабостями. И, как правило, в своих корыстных (!) интересах.





По сообщению сайта Аргументы и Факты