Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Фундаментализм головного мозга

Дата: 18 марта 2011 в 08:31

Арсен БАЙГОНУСОВ, www.better.kz, 17 марта

«Я категорически против паранджи. Особенно против того, чтобы студенты, учащаяся молодежь носила хиджабы и паранджу», – сказал Назарбаев, выступая на встрече с общественностью в Туркестане. «У нас никогда такого не было в истории, наша религия не имела такой традиции. Нужно уметь отличать истинную религию от навязанной нам», – подчеркнул он. При этом глава государства заметил, что с уважением относится к тем, кто придерживается исламской веры. «Но у нас своя дорога», – заметил он.
Снято с информационных лент

Как всем известно, окончание тоскливо-помпезной бодяги под названием «председательство в ОБСЕ, Ура! Ура!», к сожалению, не обещает нам год, свободный от пафоса и гламура. Теперь нам (т.е. нашему начальству за счет наших денег и нервов) предстоит тянуть лямку в «Организации исламской конференции». Мы ведь входим в «Лигу исламских государств», можете себе такое представить?
Об отношении казахов к религии говорят обычно тоном смущенного оптимизма. С одной стороны, цифра в 70% мусульман, проживающих в стране, в официальной и даже фрондерской пропаганде, никогда не подвергается сомнению и принимается в качестве аксиомы. Также как и 20% православных, в число которых чохом зачисляют всех славян, за исключением разве что поляков.
Но в то же время не обходится без оговорок по поводу «мягкого», «недогматического» характера казахского ислама – наш человек де ко всему найдет креативный подход и нестандартное решение.
Простонародный казахский ислам зрелище и впрямь занятное. Праведные мусульмане, искренне возмущающиеся циничным, потребительским отношением к жизни у подрастающего поколения и печалующиеся о духовно-нравственной деградации нашего общества, почему-то не спешат исправить ситуацию (действительно прискорбную – кто бы спорил) личным примером. Они не посещают (или делают это очень редко) мечеть, нерегулярно читают намаз, водружают на своих и чужих могилах приземистые домишки, что решительно осуждается в исламе, употребляют не хахяльную пищу, хохмят (в Коране это тоже харам!) и бухают. Да, последнее утверждение, как правило, оспаривается особенно яростно, но является неопровержимым фактом для любого, кто хоть иногда посещает казахские посиделки. Пьют! Пьют наши доморощенные благочестивцы. В будние дни, в праздничные, во время Уразы, на Курбан-байрам, до и после намаза. В основном, водку. И еще имеют наглость ссылаться на Священную книгу, в которой запрещается лишь употребление вина, а про казенную, пиво или коньяк, мол, ничего не сказано. Не говоря уже о «яге».
Вообще, можно, наверное, говорить о целом феномене «жлобского ислама», когда одна из крупнейших мировых религий и сложное, порой парадоксальное метафизическое учение, попав в неблагоприятную степную купель, стало лишь дополнительной формой бешпармачничества.
Но если над этой формой досуга можно просто посмеиваться или даже игнорировать, логично заключив, что каждый сходит с ума по-своему, то иная крайность, – в последние годы ставшая устойчивым и, увы, массовым трендом, – выглядит совсем не безобидно.
Ведь опять же, ни для кого ни секрет, что девушки закутанные в хиджаб и парни в бесформенных шальварах с клочками волос на подбородке стали таким же безотзывным фактом нашей жизни как коррупция, рост и нур-сияние. То, чего не смогли добиться арабские прозелиты на протяжении многих столетий, статус страны периферийного капитализма сделал за какие-то два десятка.
Политолог Тимур Козырев причисляет их к 25% действительно верующих казахстанцев. Цифра куда более убедительная, чем та, что приведена выше, тем более что в их число, по словам эксперта, входят все кто верит в наступление Судного дня, а ведь это не одни только мусульмане.
В южных регионах страны, где индустриальная (а значит и сопутствующая ей социо-культурная) отсталость, трайбализм, архаика и дикость всегда были нормой жизни, подобно раковым клеткам стали возникать очаги обскурантизма и варварства.
Там без конца множатся мечети, построенные без всякого участия оскоромившегося и не пользующегося никаким авторитетом официозного и провластного ДУМКа (Духовного управления мусульман Казахстана) и в которых ведутся проповеди махрового и формально запрещенного у нас ваххабизма. Т.е. власти, конечно, регулярно устраивают свирепые репрессии в отношении таких анклавов, но поскольку менее радикальных, т.е. мирных приверженцев этого течения становится все больше, то государство вольно – невольно идет у них на поводу.
И вот на отечественных теле-частотах появляется канал «Асыл Арна». Создан он под протекторатом ДУМКа, но контент этого медиа (бесконечные молитвы и реакционно-традиционалистский трындеж) могут удовлетворить даже самого взыскательно ваххабита.
Вот у этих салафитов (как они сами себя именуют) уже и свой депутат в парламенте. Сам это человек – певец-исполнитель традиционной музыки божьей милостью и, вместе с тем, чудовищно реакционный политик, который требует изъять из школьной программы учение Дарвина и запретить безнравственные с его точки зрения фильмы.
Вот мы и видим в итоге на улицах городов и сел девочек 7–10 лет, словно мумии закутанные в материю. Если ребенок уже в таком возрасте настолько вымуштрован и затюкан – что может получиться из него в будущем? Станет такая женщина научным работником, юристом, госслужащим или общественным деятелем?
Как ни крути, но с таким бэкграундом светит лишь постоянный маршрут от кухни до мечети.
Kinder, Küche, Kirche на отечественный лад. Но kleider (наряды) уже харам – разве что различные модели хиджаба и паранджи.
Равно как и юноши, озабоченные только соблюдением обрядов и такой напастью как женская эмансипация, едва ли совершат инновационно-индустриальный прорыв, о котором столько говорит начальство, по вине которого эти средневековые сорняки стали произрастать на нашей сухой почве.
Чтобы устранить начавшуюся эпидемию, нужна настоящая ремодернизация страны и уменьшение социального неравенства, но надеяться на это со стороны нынешнего режима просто смехотворно. Космато-укутанные радикалы множатся с каждым днем и все активнее вмешиваются в светскую жизнь общества. То поставят на повестку дня вопрос о ношении своих атрибутов в стенах учебных заведений, то возмутятся празднованием безбожных западных сатурналиев, то добьются ухода неугодного им работника вуза – история о том, как из-за протестов студенчества страдающего ФГМ (фундаментализмом головного мозга) была снята с должности декан журфака КазНУ Галия Ибраева.
Что будет завтра? Ведь аппетит приходит во время еды, а эти мракобесы ходят все большим гоголем. Чтобы представить себе последствия их численного роста, достаточно посмотреть на то, что творится в соседних с Центральной Азией регионах.

По сообщению сайта Nomad.su