Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Государственный «фейсконтроль»

Дата: 18 марта 2011 в 19:01

За последние годы характер миграции в Россию разительно изменился. Если в первое время после распада Союза ехали исключительно переселенцы, на ПМЖ, то начиная с 2000-х – трудовые мигранты

Безвизовый режим позволяет им въезжать и три месяца находиться на территории России законно. Позже, не оформив разрешения на работу, большинство уходят в тень. По мнению самих мигрантов, они вынуждены становиться нелегалами из-за отсутствия достаточного количества квот.

Для того чтобы облегчить безвизовикам легальное трудоустройство, четыре года назад в миграционное законодательство были внесены поправки, существенно упрощающие процедуру легализации. Тогда около четырех миллионов мигрантов удалось вывести из тени – поставить на миграционный учет. Одним из нововведений стала почтовая отправка уведомлений о постановке на учет. Если в 2007 году этим способом воспользовалось только 5 процентов мигрантов, то в 2009-м – уже двадцать пять.

В нынешнем году в сфере миграционной политики также произошли некоторые изменения. Согласно действующим статьям Налогового кодекса РФ, размер пошлины за постановку на учет иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания составляет 2 рубля в сутки, но не более 200 рублей, а за продление пребывания – 2 рубля в сутки, но не более 600 рублей.

Теперь Федеральный закон в сфере миграционной политики, вступивший в силу 1 января 2011 года, отменяет соответствующие положения Налогового кодекса, и пошлину с иностранцев брать не будут.

О плюсах и минусах законодательного нововведения можно будет судить чуть позже, а пока о результатах проделанной работы на краевом уровне и перспективах на будущее нам рассказали в Управлении ФМС России по Краснодарскому краю.

В новом году одним из первых событий в краевом управлении миграционной службы стало создание отдела по противодействию коррупции и проведению служебных проверок. Его специалисты будут заниматься выявлением взяточничества как среди мигрантов и работодателей, так и среди собственных сотрудников.

Главными инициаторами «чистки собственных рядов» выступают Правительство Российской Федерации и лично президент.

Как отметил начальник Управления федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю Игорь Семенякин, приказ о создании отдела вступил в законную силу с 1 января 2011 года, а значит, говорить о результатах антикоррупционной деятельности, мягко говоря, еще рано. Однако с появлением в структуре миграционной службы отдела по противодействию коррупции борьба с этим антигосударственным явлением должна усилиться.
Пока же сотрудники краевого УФМС продолжают работать с так называемыми трудовыми легальными и нелегальными мигрантами. 

Краснодарский край для мигрантов довольно привлекателен. Однако вместить всех желающих регион не способен. В 2009 году были сокращены квоты на привлечение иностранных работников: с 70 765 (согласно поданным заявкам от работодателей) до 48 012. Работа по регулированию миграционных потоков осуществляется в интересах жителей Кубани с учетом ситуации на местном рынке труда.

В 2010 году утвержденная квота на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам составляла
25 098 (-47,7% от аналогичного периода 2009 года), с учетом текущих корректировок – 44 927 (-6,4% от аналогичного периода 2009-го), следовательно, уменьшилось и число оформленных разрешений на работу – 43 535.

В целом качественные показатели положения в сфере трудовой миграции в Краснодарском крае остаются прежними. Традиционно иностранные работники сосредоточены в строительной отрасли – около 63%, сельском хозяйстве – около 9,5%, в сфере обрабатывающих производств – 7,7%; деятельностью, связанной с недвижимым имуществом, занимаются 8,5% иностранцев.

Распределение иностранных граждан по видам экономической деятельности значительно не изменилось. Уменьшилось только количество мигрантов, задействованных в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов и бытовых изделий, – 2076 человек (-46%) в сравнении с уровнем прошлого года, когда эта цифра достигала 3810. Связано это с тем, что квота на 2009 и 2010 годы на данную группу профессий была сокращена.

Как нам рассказали в УФМС, на строительные объекты в основном привлекаются граждане Турции и стран бывшей Югославии. Из государств СНГ на стройках преимущественно работают граждане Узбекистана и Таджикистана. Они, как правило, занимаются подсобными работами и трудятся в частном секторе.

С мая 2010 года структурными подразделениями были проведены совместные мероприятия с налоговыми органами по сверке сведений о постановке мигрантов на налоговый учет.

После проверки было аннулировано 76 разрешений на временное проживание, отказано 63 гражданам.
Снижение показателей произошло в связи с тем, что квота на временное проживание на территории Краснодарского края была снижена Правительством Российской Федерации на 2000 позиций по сравнению с 2009 годом.
В настоящее время на территории Кубани по разрешениям на временное проживание находится 11 411 человек.

Одной из главных проблем в сфере миграционной политики по-прежнему остается получение гражданства РФ. Процедура далеко не дешевая, да и весьма длительная.

Количество желающих изменить гражданство стало меньше. Это связано с тем, что усложнилась процедура его оформления. А именно – для подачи заявления об изменении гражданства, помимо оформления разрешения на временное проживание в Российской Федерации, необходимо получить вид на жительство в РФ, который оформляется только через год после выдачи разрешения на временное проживание в РФ.

Замкнутый круг. Одним из главных факторов отказа в выдаче гражданства становится судимость иностранного гражданина. В 2010 году отклонено 19 заявлений о получении гражданства РФ: это приезжие из Армении, Грузии, Казахстана, Киргизии, Украины и Таджикистана.

Актуальным остается вопрос о вынужденных переселенцах.

В 2010 году по сравнению с предыдущим годом практически в два раза увеличилось число ходатайствующих о признании их беженцами. Также поступило около двухсот заявлений от граждан Афганистана с просьбой о предоставлении им временного убежища на территории Российской Федерации. В основном обратившиеся приехали в Россию по частным приглашениям родственников или знакомых, имеющих гражданство Российской Федерации или вид на жительство.

В начале прошлого года численность вынужденных переселенцев составляла 1787 человек (861 семья). К концу года это число сократилось на 249 человек (126 семей) и составило 1538 человек (735 семей).

Наибольшее количество вынужденных переселенцев приезжает из Казахстана – 40%, Чеченской Республики – 21%, Узбекистана – 16%, Грузии – 9% и Таджикистана – 6%.

В течение 2010 года статус беженца не предоставлялся, поэтому в целях безопасности большинство обратившихся граждан смогли получить временное убежище на территории России.

В 2010 году с ходатайством о предоставлении статуса вынужденного переселенца в краевое Управление ФМС обратилось 2 человека (в 2009 году – 1). С середины 2005 года лица, ходатайствующие о признанииях вынужденными переселенцами, получают отказы, поскольку причины их выезда не носят вынужденного характера, соответственно, они не подпадают под определение «вынужденный переселенец».

Количество желающих получить статус с каждым годом становится все меньше. Для сравнения: только за один 2002 год с ходатайством о предоставлении данного статуса обратилось 678 человек – практически в два раза больше, чем за 2003–2009 годы (6 лет) вместе взятые.

Главнее всего – жить в своем доме

Одной из самых острых проблем на новом месте для вынужденных переселенцев всегда является жилье. Во многом этой категории людей приходится рассчитывать на приютившее их государство. 

В настоящее время жилищное обустройство вынужденных переселенцев осуществляется в соответствии с постановлением правительства РФ «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 годы». В рамках этой подпрограммы выдаются сертификаты для предоставления их вынужденным переселенцам.

Управление ведет список переселенцев поневоле, имеющих право на получение государственной поддержки, а также согласовывает список на получение сертификатов, сформированный Управлением ФМС по взаимодействию с общественными объединениями, религиозными организациями и мониторингу миграционных процессов администрации Краснодарского края. Данное управление осуществляет общую координацию работы по выдаче вынужденным переселенцам государственных жилищных сертификатов.

В 2010 году в Краснодарском крае вынужденным переселенцам выдан 71 жилищный сертификат на общую сумму в 85 млн. 748 тыс. рублей. Реализовали жилищные сертификаты 70 семей.

Одной из основных задач в деятельности УФМС России по Краснодарскому краю на сегодняшний день является оформление заграничных паспортов нового поколения.

В настоящее время оборудование установлено в 13 городах и районах края из 53 имеющихся в системе административно-территориального устройства Краснодарского края. При размещении оборудования принимались в расчет плотность населения в районах края и его активность. На сегодняшний день имеющееся оборудование позволяет оказывать услуги 52% жителей края. При этом каждый житель Кубани может обратиться в отдел оформления загранпаспортов, расположенный в Краснодаре.

На информационных стендах в Управлении размещены подробная информация по оформлению заграничных паспортов нового поколения, а также форма заявления. Рядом, на мониторе, можно увидеть информационный сюжет, где подробно разъяснены отличия и преимущества документа, содержащего электронный носитель с персональными данными владельца документа.

В настоящее время проводится работа по внедрению системы электронного согласования заявлений граждан на получение загранпаспорта. Это позволит существенно сократить срок согласования и повысить качество оказания госуслуги. О возможности и условиях получения биометрического загранпаспорта знают не все жители Кубани. Важно качественно и своевременно информировать население о данном нововведении. И здесь немаловажную роль играет взаимодействие Управления ФМС России по Краснодарскому краю с другими госструктурами, одной из которых являются многофункциональные центры. 

По данным Управления экономики и целевых программ Краснодарского края, на территории региона по состоянию на январь 2011 года действовало 34 многофункциональных центра (МФЦ) по предоставлению государственных услуг населению.

Для оптимизации оказания госуслуг населению в сфере миграции прорабатывается вопрос участия Управления в работе многофункциональных центров. В декабре прошлого года проводились рабочие встречи с руководителями действующих МФЦ, где решались вопросы участия сотрудников подразделений УФМС России по Краснодарскому краю. Работа в данном направлении продолжается.

Пока, по мнению представителей краевого управления ФМС России, миграционная обстановка на территории края стабильная. Однако на ее состояние могут повлиять определенные факторы. Так, при отсутствии у мигранта оснований для продления срока пребывания на территории края он кратковременно выезжает на территорию сопредельного безвизового государства (Абхазия, Украина) и возвращается назад, повторяя установленную законодательством Российской Федерации процедуру миграционного учета. Данная проблема особенно актуальна в пункте пропуска через госграницу в п. Псоу Адлерского района Сочи.

Фактически иностранный гражданин на данном участке только пересекает российско-абхазскую границу со стороны России и сразу же может вернуться обратно, повторив, совершенно легально, процедуру миграционного учета и практически продлив срок своего пребывания на установленный миграционным законодательством срок (90 суток). Таким образом, мигрант, кратковременно выезжая за пределы Российской Федерации, может находиться на территории края неограниченный промежуток времени.

Подобным способом осуществляется «продление» срока пребывания и через пункт пропуска «Порт Кавказ».
С учетом миграционной активности в Сочи в связи с подготовкой и проведением зимних Олимпийских игр 2014 года данная ситуация может повлиять на состояние миграционной стабильности и снизить эффективность обеспечения общественной безопасности в регионе.

К тому же при реализации положений Федерального закона от 19.05.2010 года № 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» возникают следующие проблемные вопросы:

– не определен срок, в течение которого иностранный гражданин, имеющий патент, обязан трудоустроиться; не установлено основание для отказа в получении гражданином нового патента в случае, если в период действия предыдущего патента было выявлено, что данный гражданин к работе не привлекался;

– отсутствует нормативная база и по проблеме «заемного труда» иностранных работников. Не определено, имеют ли право фирмы, оформившие на себя мигрантов-трудящихся, впоследствии «передавать» или откомандировывать этих работников в третьи организации для осуществления трудовой функции на основании гражданско-правового и трудового договора;

– законом не закреплен порядок предоставления работодателями в отношении иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по патентам, сведений об их медицинском освидетельствовании.
Не разрешенным на законодательном уровне остается вопрос относительно пребывания на территории России иностранных граждан, являющихся студентами, обучающихся в учебных заведениях, прибывших из стран СНГ, с которыми установлен безвизовый режим въезда.

Не разрешенным на законодательном уровне остается вопрос относительно пребывания на территории России иностранных студентов, обучающихся в учебных заведениях, прибывших из стран СНГ, с которыми установлен безвизовый режим въезда.

В настоящее время вопрос о пребывании иностранных студентов на территории России определен только в отношении тех студентов, кто прибыл из стран с визовым режимом въезда. Эти люди имеют право находиться без выезда за пределы РФ в течение всего периода обучения, ежегодно получая визу сроком действия на один год в соответствии с заключенным договором на обучение.

В строгом соблюдении действующих норм, иностранный студент должен выехать через год своего обучения в российском вузе, после чего въехать для продолжения обучения на следующем курсе. Для многих студентов, особенно прибывших по линии Рособразования, ежегодный выезд зачастую связан с трудностями по оплате стоимости проезда.

По сообщению сайта Аргументы и Факты