Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Как заинтересовать школьника точными науками?

Дата: 19 марта 2011 в 21:30 Категория: Общество

Кто они — современные физики и математики? В преддверии Международного дня числа «Пи» в пресс-центре «АиФ-НН» педагоги и учёные обсуждали проблемы современной науки.

— В советские времена физика как наука развивалась лишь потому, что это было нужно военно-промышленному комплексу. Сейчас физику уничтожают и в школе, и в вузе. Это скажется на обороноспособности страны, — говорит Юрий УРМан, завкафедрой общей физики Нижегородского государственного педагогического университета (НГПУ). — Отношение к естественным наукам катастрофическое. Убрали астрономию из школьной программы, и, по данным ВЦИОМ, 32% опрошенных выпускников школ считают, что Солнце вращается вокруг Земли. О какой модернизации экономики можно говорить без развития науки?! Ведь именно физическое и математическое образование воспитывает в человеке качества специалиста, исследователя.
— Физика — лучший институт структурирования сознания ребёнка. Сами дети говорят, что, к примеру, разработка проектов по физике помогает им ориентироваться в жизни, в других дисциплинах, — подчеркнула Изабэла Порус, директор Поволжского центра аэрокосмического образования, член президиума Федерации космонавтики России. — Нужно вернуть физику в школьную программу!
Что говорить, если нынешние школьники изучают физику 2 часа в неделю? И если математика пока — обязательный предмет при сдаче ЕГЭ, то физику вывели в статус дисциплины по выбору. И лишь в специализированных лицеях ей отведено 5-6 часов. По словам Михаила Балакина, заместителя директора лицея
№ 38, изучение предметов естественно-научного профиля — это тренировка мозга:
— Мы воспитываем личность, свободную в своём выборе, в своих мыслях. Классическое школьное физматобразование поможет человеку быть компетентным и разбираться в разных сферах. 
Чтобы глаза загорелись
О важности физики и математики вряд ли можно спорить, но вопрос в другом — как заинтересовать школьников. Некоторым предметы кажутся слишком сложными; для других будущее «попрестижней» выбирают родители. 
— Школьников нужно увлечь,  показать, как интересен предмет, чтобы у ребят глаза загорелись, — считает Виктор Гергель, декан факультета вычислительной математики и кибернетики Нижегородского госуниверситета (ННГУ). — Нужно разумное сочетание фундаментальной науки и прикладных знаний.
— К примеру, школьная астрономия далека от реальности, — говорит Изабэла Порус. — Другое дело, когда на Байконуре наши воспитанники  общаются с учёными, космонавтами. Они впитывают информацию с огромной скоростью. А наша задача — помочь им сформировать самосознание и способность к самообразованию.
Но школьные учителя порой не хотят выходить за поставленные рамки. Тогда кто будет зажигать глаза у детей?
— В лучшем случае 50% наших выпускников идут работать учителями, — заявила Елена Ханжина, доцент кафедры теоретической физики, теории и методики обучения физике НГПУ. — Первый фактор — это зарплата. У начинающего учителя физики ставка — 4100 рублей, хотя в отчётах министерства образования фигурирует цифра 11 000 рублей. Абитуриенты идут в педагогический вуз по остаточному принципу. Не всегда работает программа поддержки молодых специалистов.
Электрики не знают закона Ома
А где сейчас ждут физиков и математиков с университетским образованием?
— Обществу они не нужны, — отметил Бронислав Горюнов, доцент Волго-Вятского филиала Московского технического университета связи и информатики. — Мелкотоварное производство, частник не нуждается в специалистах с высшим образованием. Электрики не знают закона Ома. Что говорить о производстве, где не требуются инженеры.
— Наша промышленность сейчас работает по принципу «купи — продай». Здесь не востребованы высококлассные физики и математики. Для неё достаточно школьной арифметики, — говорит Виктор Гергель.
— Те, для кого исследование природы — жизненный приоритет (как и 30 лет назад, их в Нижнем не более 30 среди массы абитуриентов), могут работать в исследовательских центрах и кафедрах вузов, — считает Михаил Токман, декан факультета «Высшая школа общей и прикладной физики» ННГУ. — Другой блок — филиалы зарубежных IT-компаний: работа менее интересная, зато более высокая зарплата. Есть небольшая прослойка фирм, занимающихся внедрением наукоёмких технологий. А вот существовавший в Нижнем рынок интеллектуального труда для нескольких сотен молодых специалистов в КБ и НИИ резко уменьшился.
По мнению экспертов, нужны госпрограммы, повышающие престиж науки. Но и самим надо работать.
— Нужно готовить людей, которые совершат качественный скачок, чтобы система образования перестала работать на рынок труда по принципу «Что изволите?», — резюмирует Изабэла Порус. — Спасибо «АиФ-НН», что поднимают эту тему.
...Круглый стол закончился чаепитием с «Пи-образным» пирогом. Так в этот праздник поступают учёные всего мира.
 

По сообщению сайта Аргументы и Факты