Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Царь – взятка

Дата: 21 марта 2011 в 14:40 Категория: Происшествия

Царь – взятка

Власть не может реально противодействовать коррупции, ставшей основным механизмом работы российских государственных институтов.

Каждый тип политической системы имеет свой приводной механизм. Приводным механизмом демократических систем служит конкуренция – политическая, экономическая, информационная – и в целом, социальная. В авторитарных системах конкуренция подавляется властью и неизбежно замещается коррупцией, которая всегда таится в темных углах системы управления государством. В демократических системах коррупция более или менее успешно купируется политической конкуренцией и гражданским контролем, но в авторитарных системах при целенаправленном уничтожении этих механизмов расцветает пышным цветом.

Бацилла политической коррупции

Российская официальная пропаганда стремится внушить населению миф о том, что коррупция – это исключительно мздоимство. И что в ее распространении виноваты, прежде всего, сами несознательные граждане, а главные коррупционеры — врачи, учителя, ну, и отдельные представители власти, в основном, гаишники и рядовые милиционеры, извините, полиционеры.

Однако рыба, как известно, гниет с головы. Коррупция – это не только экономическое, но и политическое преступление. Единый механизм политической и экономической коррупции состоит в использовании административного ресурса власти не для выполнения функций государства в общественных интересах и целях, а в злоупотреблении этим ресурсом для получения неправомерного материального или нематериального преимущества, извлечения личной или групповой как финансовой и имущественной, так и политической выгоды. При этом распространение раковой опухоли коррупции всегда начинается с политической коррупции и в конечном итоге приводит к захвату государства клептократией и формированию авторитарно-клептократического режима.

Именно так и произошло в России.

Бацилла политической коррупции была занесена в российский политический организм в парламентско-президентском избирательном цикле 1995-1996 годов.

К выборам в Государственную Думу второго созыва администрацией президента было создано движение «Наш дом — Россия» во главе с председателем правительства Виктором Черномырдиным. И это стало первым, правда, не очень успешным в смысле результата выборов, изданием «партии власти» — псевдопартийной структуры, для создания и на стороне которой в выборах противоправно используется административный ресурс власти.

Первым успешным, хотя и не столь масштабным и откровенным, как впоследствии, использованием административного ресурса стали президентские выборы 1996 года. Для победы на этих выборах правящей командой были использованы не только допустимые методы политической конкуренции, но и задействован ресурс власти для административного давления и информационно-пропагандистского манипулирования.

Бацилла политической коррупции возбудила и так не дремавшую в теле российской власти экономическую коррупцию, которая перешла в стадию «скупки государства», когда

номенклатурно-олигархические кланы стали не только массово скупать государственных и местных чиновников, но и внедрять своих ставленников в органы власти всех уровней.

Наиболее одиозные примеры – назначение в 1996 году после президентских выборов первым заместителем председателя правительства Владимира Потанина и заместителем секретаря Совета безопасности Бориса Березовского.

Но окончательно и глубоко политическая коррупция проникла в тело российской власти, и коррупция в целом стала приводным механизмом политической системы после успешно проведенной в 2000 году операции «преемник». В результате нее при откровенных злоупотреблениях со стороны власти всеми видами административного ресурса президентом стал Владимир Путин. Эта операция обеспечила смену персоналий на вершине российской власти без смены социально-политического представительства, и маховик коррупции продолжил раскручиваться с всевозрастающей скоростью.

Коррупционный триумф

Следующий этап поглощения страны коррупцией закономерно начался с окончательного подавления политической конкуренции, прежде всего, посредством злоупотреблений законодательным ресурсом.

Был принят закон о политических партиях, уничтоживший какие-либо перспективы многопартийной системы, избрание глав регионов было заменено их фактическим назначением президентом с подачи его окружения, были внесены изменения в избирательное законодательство, расширившие административное воздействие на ход и результаты выборов и ограничившие возможности реализации избирательного права для 98% российских граждан.

Одновременно была подавлена информационная конкуренция, проведена «зачистка информационного поля» посредством принудительного, под давлением власти, а значит, коррупционного, передела рынка СМИ. Самые влиятельные СМИ, прежде всего, в сфере телерадиовещания перешли в собственность или под контроль якобы государства, а по сути правящего режима или аффилированных с ним финансово-промышленных групп. Подавление политической и информационной конкуренции и номенклатурная расстановка кадров в органах власти создали благоприятную почву для разрастания экономической коррупции.

Экономическая коррупция стала движущей силой нового номенклатурного передела собственности с использованием силовых ведомств, прокураторы и других контролирующих и надзирающих органов и не в последнюю очередь судов.

Апогеем политической коррупции стали парламентские выборы 2007 года и президентские выборы 2008 года, которые представляли собой этапы единого «плана Путина по обновлению высшей власти» и в которых в качестве «избирательной машины» правящего режима была задействована вся система государственной и местной власти. Парламентские выборы стали триумфом политической коррупции, которая одержала убедительную победу над волеизъявлением граждан. А президентские выборы, которые проводились по сценарию операции «преемник», опробованной в 2000 году и доведенной до совершенства в смысле полного уничтожения политической конкуренции, — актом политической коррупции с заранее определенным вне зависимости от волеизъявления граждан результатом.

Захват государства

Коррупция в России, которая по этому показателю находится на 154 место в одном ряду с Папуа-Новой Гвинеей и Таджикистаном, приобрела системный и комплексный характер и достигла своей наивысшей формы, которую можно назвать «захват государства».

В захваченном российском государстве власть полностью приватизирована правящими номенклатурно-олигархическими кланами, что позволяет им использовать все ее властно-принудительные полномочия и ресурсы для подавления оппозиции с целью удержания браздов правления в своих руках.

И для захвата природных ресурсов и земли, государственной и частной собственности, финансовых потоков, самых прибыльных бизнесов в государственном и частном секторе в корыстных целях личного обогащения членов правящих кланов.

Сегодня в России бал правит коррупция, которая как ржа проела власть, разрушает государство, уничтожает страну, ее природную среду и ресурсы и уже вполне буднично убивает все больше и больше людей от Калининграда до Камчатки и от Мурманска до Сочи.

Пораженная коррупцией власть не способна управлять государством. Коррумпированных чиновников не интересует ничто, кроме их личных корыстных интересов. Такая власть не способна справиться ни с природными катаклизмами, ни с техногенными авариями, которые сама и порождает, ни с нарастающей волной терроризма.

В последние годы во всех трагических событиях, унесших десятки и сотни человеческих жизней, постоянно фигурирует фактор коррупции. Будь то террористический акт — захват Театрального центра на Дубровке в 2002 году или взрывы самолетов над Тульской и Ростовской областями в 2004 году, техногенная авария — на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году или пожар — в пермском ночном клубе «Хромая лошадь».

Не стал исключением и последний террористический акт в аэропорту «Домодедово».

Правящий режим не может реально противодействовать коррупции, ставшей основным механизмом его работы, так как политики, пришедшие во власть благодаря политической коррупции, вынуждены «расплачиваться» с теми, кто их туда привел, и теряют иммунитет ко всем видам коррупции.

Народ имеет право на протест

Как показывает новейшая мировая практика,

коррупция становится главным побудительным мотивом смены правящих политических режимов.

Из истории были известны только два варианта смены правящих режимов: революция и оккупация. Однако оба эти варианта чреваты значительными человеческими жертвами и возможностью гражданской войны с еще большими жертвами. Однако современный мир демонстрирует и третий вариант — смена или качественная трансформация правящего режима под воздействием массовых мирных акций гражданского протеста.

Примерами того, как коррупция стала побудительным мотивом к массовым акциям гражданского протеста, в результате которых произошла трансформация правящего режима, могут служить следующие события.

В 1997 году в Турции прошла акция «Минута тьмы ради вечного света», в ходе которой миллионы граждан страны в знак протеста против коррупции сначала стали на одну минуту гасить свет в своих квартирах, а затем вышли на улицы. В результате действующее правительство вынуждено было уйти в отставку, и началось судебное преследование депутатов и высших чиновников, причастных к коррупции.

В 2010 году в Бразилии прошла многомиллионная кампания «Чистый бюллетень» за принятие закона о «незапятнанной репутации», по которому отстраняются от политической деятельности и от участия в выборах, все, кто был осужден за коррупционные преступления или «тихо» ушел в отставку в связи с возможным преследованием за такие преступления. Необходимость в таком законе, принятом в результате этой кампании, была обусловлена тем, что 25% членов Конгресса подозревались в коррупции. Как представляется,

сегодня в России, которой точно больше не нужны кровавые потрясения, пока еще остается, хотя и очень незначительный, шанс воздействовать на правящий режим массовыми акциями гражданского протеста. Имеет смысл хотя бы попробовать.

В качестве такой акции можно предложить отказ от участия в выборах, которые благодаря законодательно установленным политическими коррупционерами правилам их проведения превращены в циничное издевательство над конституционными правами граждан и в фарс с заранее известными результатами, подобный советским «выборам». А играть с наперсточниками по их же правилам недостойно уважающего себя человека и гражданина. Такая акция может проводиться не только в форме просто неявки на выборы, против чего выступают не всегда достаточно компетентные ее противники, но и носить публично-правовой характер отказа от реализации конституционного избирательного права в форме официального заявления гражданина об исключении его из списка избирателей (заявление автора в территориальную избирательную комиссию прилагается – Ю.Н.). Это позволяет действующее законодательство и можно сделать, дойдя до ближайшего почтового отделения, заказным письмом с уведомлением о вручении. Очевидно, могут быть предложены и другие идеи гражданского протеста.

При этом власть должна понимать, что если она не будет прислушиваться к акциям гражданского протеста, и будет пытаться препятствовать их проведению всеми средствами, включая и силовые, то протест может вылиться в лучшем случае в массовые акции неповиновения, а в худшем – в массовые беспорядки. И тогда, как писал Егор Гайдар, «раньше или позже, но у власти не окажется ни одного надежного полка».

Автор – профессор Высшей школы экономики и Российского университета дружбы народов.

По сообщению сайта Газета.ru