Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Стиль без моды и сентиментальная химия

Дата: 21 марта 2011 в 18:10

Стиль без моды и сентиментальная химия

Второй залп выставок фестиваля «Мода и стиль в фотографии» накрыл теперь уже столичный «Манеж». Количественно здесь доминируют итальянцы, многообразием социальных типажей запоминаются россияне, а вот в смысле изящества и концептуальной иронии всех переплюнул американский дуэт Дэвида Макдермотта и Питера Макгафа.

Пять выставок, представленных в «Манеже», различаются между собой по многим параметрам. Какие-то из них несопоставимы по размерам, другие – по жанрам, третьи – по настроению. Пожалуй, стоит забыть об общей экспозиционной драматургии (эта рекомендация касается и большинства других площадок «Моды и стиля») и рассматривать происходящее как некий альманах с не замкнутыми друг на друга сюжетами. Достаточно и того, что каждый проект в отдельности выглядит вполне логичным и осмысленным. А один из них – еще и безукоризненно стильным, но об этом несколько ниже.

Строго говоря, масштабная ретроспектива под названием «Итальянский реализм. Фотографии 1946 – 1975 гг. из коллекции Паоло Морелло» в формат нынешнего фестиваля протискивается со скрипом, поскольку речь тут идет почти исключительно о репортажной съемке. Уместнее было бы включить эту выставку в программу Фотобиеннале, где она воспринималась бы совсем как родная. Однако Фотобиеннале пройдет лишь следующей весной, а перекрестный год России–Италии на дворе уже сейчас, так что коллекция знаменитого историка фотографии Паоло Морелло отправлена на московскую гастроль под эту оказию.

Никакой «моды» здесь нет и в помине, «стиль» присутствует разве что в значении «авторской манеры», зато вдоволь раритетного материала, который нашим зрителям практически неизвестен.

Если с итальянским неореализмом в кинематографе все более или менее понятно (во всяком случае, кто хотел, давным-давно разобрался), то фотография, расцветшая на Апеннинах после окончания мировой войны и игравшая в тогдашней жизни ничуть не меньшую роль, чем кино, большинству россиян знакома обрывочно. Скажем, тема «сладкой жизни» в изложении римских папарацци втемяшилась в наши головы очень даже отчетливо (подобные мотивы предусмотрены и дальнейшей программой нынешнего фестиваля), а вот работы Марио де Биази, Паоло Монти, Карлы Черати, Джанни Беренго Гардина и других фотографов, не замороченных оттенками светской жизни, многие увидят впервые. На снимках послевоенных десятилетий запечатлены крестьяне, нищие, демонстранты, проститутки, школьники, влюбленные и т. п. Короче, Италия как она есть, то бишь была. Кстати, найдутся здесь и зарубежные репортажи – к примеру, Кайо Марио Гаррубба в 1957 году снимал на бескрайних просторах СССР (не только Москву, но и Чукотку), а уже упомянутый Марио де Биази годом раньше зафиксировал зверскую расправу соцлагерных войск над мятежниками в Будапеште... Ретроспектива, состоящая из 250 экспонатов, образует столь плотную мозаику, что предмет, который заявлен в названии, можно считать если не исчерпанным (разумеется, нет), то преподнесенным весьма убедительно.

Другая выставка, тоже итальянского происхождения и тоже коллекционерского толка, выглядит куда более субъективной.

Супруги Анна Роза и Джованни Котронео не случайно поименовали свой проект «Частная история»: их собирательство обусловлено личными вкусами.

Авторов здесь следует считать уже не репортерами и даже не фотографами, а фотохудожниками. Термин, конечно, у многих вызовет априорную опаску, однако в реальности все не так уж плохо. По крайней мере, серии Миммо Йодиче с мертвыми рыбами и навалом куриных лапок не столько ужасают, сколько будоражат мозг, а кукольные сценки из итальянской истории 1940-х годов, срежиссированные Паоло Вентурой, доставляют прямо-таки физическое удовольствие. Впрочем, более всего коллекционеры гордятся знаменитым снимком Нино Мильори «Ныряльщик» – это и впрямь легендарная фотография, включенная во все мировые хрестоматии.

На этом «итальянский ракурс» заканчивается и начинается российский. Точнее, российско-американский, если иметь в виду, что проект «Статистика» реализован нашим соотечественником Валерием Нистратовым в соавторстве с американцем Джейсоном Ашкенази.

Коли уж всплыло слово «ракурс», то отметим бесхитростную фронтальность всех представленных портретов.

Настолько бесхитростную, что дело явно принимает концептуальный оборот. Фотографы путешествовали по нашим городам (Калининград, Новосибирск, Сочи, Иваново – далее почти везде) и снимали на фоне белой простыни типичных, как им казалось, представителей современной России. В списке фигурируют портнихи, продавщицы, шоферы, учителя, студенты, пенсионеры, зэки, охранники. Имеется даже деликатная позиция, обозначенная на этикетке следующим образом: «работа: девушка, место: гостиница «Вятка». Все эти типажи, запечатленные в полный рост, взирают на вас с различными выражениями на лице – и хочется уже понять, плохо им живется или все-таки сносно, и для чего вообще они согласились позировать, если вычесть из ситуации природное любопытство и возможность получения скромного гонорара. Ответ так и не отыскивается, хотя авторов проекта очень хочется похвалить за приверженность выбранному формату и недюжинную настойчивость.

Нечто похожее, только в столично-богемном варианте, представлено и на миниатюрной выставке «Wall Press Photo». Название симпатичное, реализация – так себе. А если уж совсем честно, то просто никакая реализация. Персонажи из тусовки, позирующие на фоне рекламных стендов, интересны разве что... Да и впрямь, кому же они интересны? Этот вопрос озадачивает до такой степени, что сама по себе выставка моментально забывается. Но если двигаться в подобных раздумьях к противоположному концу «Манежа», то можно достичь выставки Дэвида Макдермотта и Питера Макгафа – и тогда сию внезапную озабоченность как рукой снимет.

Проект под названием «Опыт занимательной химии: фотографии 1990 – 1890» – это настоящий хит, крайне остроумный, изысканный и технологичный.

Два американских джентльмена (ну, или два художника, выдающие себя за джентльменов) столь метко и многозначно пародируют стилистику викторианской эпохи, что диву даешься. У них просчитано все, включая архаические методы съемки и способы печати – двухцветный гуммиарабик, цианотипия, палладиевая печать, – однако зрителя не покидает ощущение свободной импровизации. Обратите внимание на парадоксальную датировку «1990 – 1890»: в ней зашифрован ход мыслей Макдермотта и Макгафа. Они опрокидывают современность в прошлое, но не ради комических голливудских эффектов. Здешний юмор гораздо тоньше, а подоплека намного изощреннее. Авторы не издеваются – они проецируют некоторые сегодняшние культурные установки на эстетические ценности давней истории. Микст получается убойным и сентиментальным одновременно. Да, постмодернизм, конечно, но до того мастерский, что невольно спрашиваешь себя: может, поспешили мы похоронить этот тренд? И даже если он взаправду упокоился, то встречаются все-таки очень любопытные надгробия.

По сообщению сайта Газета.ru