Жизнь могла быть из вулканов

Дата: 22 марта 2011 в 13:40

Жизнь могла быть из вулканов

Еще один опыт Стэнли Миллера, который в 1950-х годах пытался в пробирке повторить зарождение жизни на Земле, оказался успешным. Спустя почти полвека исследователи нашли в колбах, в которые Миллер добавил «выбросы вулканов», 23 аминокислоты, шесть из которых содержали серу, входящую в состав почти всех наших белков.

Наследство ученых – это не только их публикации, записи и презентации. Талантливый экспериментатор в состоянии обеспечить материалом для анализа не одну группу теоретиков на долгие годы. Прибавьте к этому возможность включать его (небезызвестное даже обывателю) имя в заголовок своей статьи – и проблема систематизации и деконсервации архива будет мгновенно решена. Воодушевленный своим предыдущим успехом Джеффри Бада из Института океанологии при Калифорнийском университете в Сан-Диего продолжил копаться в запасниках Стэнли Миллера, экспериментально подтвердившего возможность абиотического зарождения жизни, а точнее ее химической основы – аминокислот, из которых состоят белки.

На этот раз с полки сняли пакетик с образцами 1958 года.

В 1952 году Миллер поставил один из самых известных экспериментов в современной биохимии, пропустив сверхмощные электрические разряды через «первородную атмосферу» – смесь пара воды, водорода, метана и аммиака.

Через неделю почти непрерывного электрошока колбу вскрыли и проанализировали состав, в котором на радость ученым оказалось двенадцать аминокислот, пять из которых входят в состав белков.

Этот эксперимент получил название Миллера-Юри и до сих пор является одним из важнейших опытов, подтверждающих абиотическое зарождение жизни – гипотезу, сформулированную в начале века Опариным и Халдейном.

Возможностей аналитической аппаратуры того времени не хватило, чтобы провести детальный анализ содержимого. Полвека спустя упомянутый Бада сумел отыскать в образцах Миллера полувековой давности еще десять аминокислот.

В 1958 году Миллер поставил еще один опыт, на этот раз добавив в состав смеси сероводород, в огромном количестве выбрасываемый в атмосферу при извержении вулканов.

Результаты этого опыта не были не только опубликованы, но даже и проанализированы. А оно, судя по публикации в Proceedings of the National Academy of Sciences, того стоило. Пролежавшие в стеклянных пробирках полвека с лишним образцы попали в современные приборы, в сотни тысячи раз более чувствительные, чем аппаратура Миллера.

Как и предполагали авторы, за полвека с образцами практически ничего не произошло – в колбах нашли 23 аминокислоты, шесть из которых содержали серу, входящую в состав почти всех наших белков.

Тот факт, что найденные аминокислоты были продуктом «извержения вулкана», а не результатом жизнедеятельности бактерий, подтверждается оптическими свойствами найденных молекул.

Они все были представлены правовращающими и левовращающими молекулами в равных составах, в то время как бактерии, как впрочем и более сложно устроенные организмы, используют только левовращающие аминокислоты.

К новым находкам можно отнести незаменимые аминокислоты лейцин и изолейцин, но самое главное – серосодержащие метионин и цистеин, причем последний не был найден даже в следовых количествах, зато обнаружены продукты его распада. Такого коктейля, по мнению авторов, было более чем достаточно для дальнейших синтетических процессов.

Незаинтересованным в биохимии ученым эта работа стала просто напоминанием о том, что к «первичному материалу» надо относиться более чем серьезно: ведь нельзя исключать, что когда-нибудь им займутся воодушевленные последователи.

По сообщению сайта Газета.ru