Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Ребенок делает «не то»? Родительская помощь может навредить

Дата: 22 марта 2011 в 19:11

Дети остро реагируют на родительские «не так»: одни грустнеют и теряются, другие обижаются, а третьи бунтуют

Если малыш увлеченно лепит собачку, больше похожую на ящерицу, психологи не советуют спешить его поправлять. Дети остро реагируют на родительские «не так»: одни грустнеют и теряются, другие обижаются, а третьи бунтуют: «Раз плохо, не буду вообще!» И все они показывают, что такое обращение им не по нраву.
Но как же тогда научить, если не указывать на ошибки?

Малыш увлеченно возится с мозаикой. Получается не слишком успешно. Вам хочется вмешаться, научить, показать. И вы не выдерживаете. «Подожди, нужно не так, а вот так». Но ребенок недовольно отвечает: «Не надо, я сам».
Другой пример. Второклассник пишет письмо бабушке. Вы заглядываете через плечо. Письмо трогательное, только почерк корявый и ошибок много: все эти знаменитые детские «ищо», «чюствую» и т. д. Как не поправить? Но малыш после ваших замечаний расстраивается, скисает и... отказывается писать дальше.

Однажды мать заметила уже довольно взрослому сыну: «Ой, какой неуклюжий, ты бы сначала поучился...» Это был день рождения сына, и он в приподнятом настроении азартно танцевал со всеми — как умел. После этих слов, весь остаток вечера,  подросток просидел на стуле. День рождения был испорчен.

Разные дети по-разному реагируют на родительские «не так»: одни грустнеют и теряются, другие обижаются, третьи бунтуют: «Раз плохо, не буду вообще!» И все они показывают, что такое обращение им не по нраву.
Откуда такая негативная реакция? Ведь родители хотят как лучше! Чтобы понять, нужно вспомнить себя – ребенка.

Помните, как долго у нас самих не получалось написать букву, чисто подмести пол или ловко забить гвоздь? Это теперь подобные дела кажутся простыми, а раньше... Именно поэтому, когда мы показываем и навязываем свой опыт ребенку, которому на самом деле трудно, то поступаем несправедливо. Ребенок вправе обижаться!

Посмотрим на годовалого малыша, который учится ходить. Вот он отцепился от вашего пальца и делает первые неуверенные шаги. При каждом шаге с трудом удерживает равновесие, покачивается, напряженно двигает ручонками. Но он доволен и горд! Мало кому из родителей придет в голову поучать: «Разве так ходят? Смотри, как надо!» Или: «Ну что ты все качаешься? Сколько раз я тебе говорила, не маши руками! Ну-ка пройди еще раз, и чтобы все было правильно!»

Комично? Нелепо? Но так же нелепы с психологической точки зрения любые критические замечания, обращенные к человеку (ребенку ли, взрослому), который учится что-либо делать сам!

Так как же научить, если не указывать на ошибки? Осознание ошибок полезно и даже необходимо. Вот только указывать на них нужно с осторожностью. Это означает, что:

— не стоит замечать каждую ошибку;
— ошибку лучше обсудить потом, в спокойной обстановке, а не в тот момент, когда ребенок увлечен делом;
— замечания всегда надо делать на фоне общего одобрения.

И в этом искусстве нам стоит поучиться у самих детей. Спросим себя: знает ли порой ребенок о своих ошибках? Согласитесь, часто знает — так же, как ощущает нетвердость шагов годовалый малыш. А как он к этим ошибкам относится? Оказывается, более терпимо, чем взрослые. Почему? А он доволен уже тем, что у него что-то получается, ведь он уже «идет», пусть пока и нетвердо. К тому же, он уверен: завтра получится лучше!

Мы, родители, часто бежим впереди паровоза, хотим своими замечаниями немедленно добиться лучших результатов. А потом удивляемся: отчего это получается с точностью до наоборот? Чтобы потом не удивляться, помните: когда малыш увлечен каким — то новым делом, он не просто получает новое знание или навык, в это время:

— происходит тренировка его общей способности учиться;
— ребенок испытывает определенные эмоции: удовлетворение или разочарование, уверенность или неуверенность в собственных силах.

Родители, которых интересует только «выучился, получилось?», совершают огромную ошибку! Как-то отец одного девятилетнего мальчика признался: «Когда-то мы с сыном увлекались сборкой моделей. Теперь он делает их сам, и делает прекрасно. Однако застрял на них, все модели да модели. А вот какое-нибудь новое дело ни за что не хочет начинать. Говорит: не смогу, не получится — и это оттого, что я его совсем закритиковал».

Если ваш ребенок лепит собачку, похожую на ящерицу, пишет корявым почерком стихи или перескакивая с пятого на десятое пересказывает содержание любимой книжки, но при этом увлечен и сосредоточен — не критикуйте, не поправляйте его. Если вы проявите искренний интерес к его делу, то почувствуете, как усилится взаимное уважение и принятие друг друга, так необходимые и вам, и ему. 

По сообщению сайта Аргументы и Факты