Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Правительство не пошло за покупками

Дата: 22 марта 2011 в 22:31

Президиум правительства не станет рассматривать концепцию реформы госзаказа 24 марта. Позиции ФАС и Минэкономразвития, выдвинувших альтернативные программы, не согласованы. На завершение переговоров у чиновников осталось девять с половиной дней. В среду вопрос выносится на совещание у первого вице-премьера Игоря Шувалова.

Изменение законодательства о госзакупках откладывается. Президиум правительства не будет обсуждать эту тему 24 марта, сообщили несколько источников «Газеты.Ru» среди организаторов торгов. Ранее планировалось, что премьер-министр Владимир Путин оценит предложения Федеральной антимонопольной службы и Минэкономразвития в четверг на президиуме правительства.

Обе законодательные инициативы до сих пор проходят согласования в ведомствах, пояснил во вторник пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков.

«Видимо, к четвергу тема госзакупок не успеет войти в повестку дня президиума», – сказал он, подчеркнув, что повестка президиума – «гибкий документ».

У правительства остается девять с половиной дней для того, чтобы вынести решение по реформе законодательства. Новую редакцию закона о госзакупках президент Дмитрий Медведев поручил профильным ведомствам подготовить к 1 апреля. Поручение было дано после того, как в октябре прошлого года руководитель контрольно-ревизионной службы администрации президента Константин Чуйченко сообщил о масштабе практикующихся откатов в сфере госзакупок – $32,1 млрд.

В секретариате первого вице-премьера Игоря Шувалова сообщили, что в среду госзакупки будет обсуждаться на совещании.


Конфликт между ФАС и МЭР вышел в публичную плоскость в середине марта. МЭР считает нецелесообразным совершенствование закона N94 о госзакупках, действующего с 2005 года. Его, по мнению министерства, должен заменить новый законопроект – о Федеральной контрактной системе (ФКС). Действующий законопроект привел к увеличению госзаказа, размещаемого на внеконкурсной основе, поясняют в МЭР, что свидетельствует «об исчерпании антикоррупционного потенциала текущего нормативного правового регулирования в области государственных закупок».

Другой недостаток действующего закона в том, что существующие процедуры госзакупок позволяют побеждать в них поставщикам с низкой квалификацией, что приводит к поставкам некачественных товаров и услуг для госсектора, считают в министерстве.

Концепцию закона о ФКС поддержала в понедельник Счетная палата. «Федеральный закон N94 больше латать нельзя. Пришло время перехода на контрактную систему», – заявил глава СП Сергей Степашин. Поддержку позиции МЭР высказал и руководитель представительства Всемирного банка в России Педро Альба:

Существующая система обратных аукционов, предполагающая уменьшение цены, не обеспечила эффективность госзакупок. По данным ВБ, объем коррупции и взяточничества в России с 2005 по по 2008 годы удвоился.

Вице-премьер Сергей Иванов также поддержал концепцию МЭР. Выступая 19 марта на отчетной коллегии Минобрнауки он отметил, что «уже несколько лет слышит от министерств жалобы и претензии по поводу закона о госзакупках». «Невозможно закупать для госнужд сложную технику, заказывать проектирование атомной электростанции или строительство автомагистрали по закону, который приспособлен под закупку картошки», – сделал вывод вице-премьер.

В ФАС с таким подходом категорически не согласны. Концепция закона о контрактной системе потенциально коррупциогенна, убежден начальник управления ФАС по контролю за размещением госзаказа Михаил Евраев.

«Законопроект о контрактной системе, который предлагают Минэкономразвития и Высшая школа экономики, не разрушает, а усиливает коррупционные практики при осуществлении госзакупок. Чиновник получает полную свободу тратить бюджетные деньги», — говорит Евраев.


По его словам, если принять предложенный МЭР вариант, то чиновник с помощью прописанной в законе «предварительной квалификации» сможет допускать любых поставщиков по критерию репутации, или, «сидя в ресторане с подрядчиком, проводить конкурентные переговоры об исполнении заказа».

В Высшей школе экономики состоялась словесная дуэль между известным блоггером Алексеем Навальным и ректором «Вышки», одним из авторов законопроекта контрактной системе Ярославом Кузьминовым. Последний из них ситуацию с госзаказами в России назвал одиозной. У каждого товара или услуги есть не только цена. «Но и качество, включая стоимость эксплуатации. Участники рынка это очень хорошо понимают, и «обувают» государство, где можно и как можно!», — негодовал Кузьминов. Навальный убеждён в обратном: контрактная система в версии МЭР приведет к росту коррупции. О госзакупках золотых кроватях и тумбочек общественность больше не узнает, если чиновники заменят электронные торги «конкурентными переговорами» с исполнителями госзаказа.

Участники рынка на стороне ФАС. «Единая электронная торговая площадка», объединяющая почти 50 тысяч исполнителей госзаказов, собирает подписи под обращением президенту и правительству.

«Ознакомление с концепцией МЭР показало, что изменения правил размещения государственных заказов на электронных аукционах полностью ликвидирует существующие сегодня возможности получить государственный контракт в честной ценовой борьбе», – говорится в обращении участников торгов.

По словам Евраева, ассоциация малого бизнеса «ОПОРа России» также готова выступить с поддержкой позиции ФАС. Вице-президент «ОПОРы» Владислав Корочкин подтвердил «Газете. Ru», что предпринимательское объединение разделяет позицию ФАС. В среду состоится форум участников электронных торгов, там позицию по поводу реформирования системы госзакупок озвучит Минфин.

Эксперты критикуют обе концепции реформы системы госзаказа. «И действующий закон, и предлагаемая МЭР концепция имеют серьезнейшие недостатки, – полагает Агван Микаелян, генеральный директор компании «ФинЭкспертиза». – Недостатки действующего закона всем известны: это, прежде всего, ценовые торги без учета возможности исполнения, без учета качества. Есть целая группа товаров и услуг, которые таким образом закупать нельзя.

Концепция, предлагаемая МЭР – безусловно, шаг вперед, который предполагает не одну систему закупок, а несколько. Очевидно, что нельзя закупать туалетную бумагу и профессиональные услуги по одним и тем же критериям.

Но опасность заключается в том, что выбор той или иной системы, согласно новому документу, отдается на откуп заказчику. Правильнее было бы привязать ту или иную систему закупок к самой сути товаров или услуг».

По сообщению сайта Газета.ru